Новости / Интервью / 22 октябрь 2019

Разговор о духовном. Интервью «СА» с муфтием Адыгеи и Краснодарского края

Разговор о духовном. Интервью «СА» с муфтием Адыгеи и Краснодарского края
Мусульмане отмечают Курбан-байрам. Значение этого праздника в исламе велико. Культурные и правовые особенности Адыгеи исторически были основаны на духовности народа. Сегодня в просветительской деятельности жителей юга России свое особое предназначение несет Духовное управление мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края. В его состав входят местные религиозные организации и группы. Духовное управление мусульман объединяет 48 мечетей в Адыгее и 6 мечетей в Краснодарском крае. О традициях праздника и подготовке к нему, духовном служении, вопросах, с которыми обращаются в мечети местные жители, «СА» рассказал муфтий Адыгеи и Краснодарского края Аскарбий КАРДАНОВ.

О празднике
— Аскарбий Хаджибиевич, что означает для верующих людей праздник Курбан-байрам?
— Курбан-байрам (Ид аль-Адха) является одним из двух важнейших мусульманских праздников — праздник окончания хаджа, праздник жертвоприношения. Это кульминационная часть обряда, которая заканчивает паломничество в Мекку. Слово «Курбан» означает «приблизиться», «быть ближе». Как религиозный термин это означает приношение в жертву животного в определенное время, с намерением поклонения, чтобы приблизиться к Всевышнему Аллаху. Жертва животного является одним из видов поклонений, совершаемых имуществом, это выражение благодарности Всевышнему Аллаху за ниспосланные им блага.
Предыстория праздника такова: все мы знаем, что Аллах Всезнающий и Всемогущий повелел пророку Ибрагиму (Авраму, мир ему!) принести в жертву собственного сына Исмаила. Повинуясь этому велению, пророк Ибрагим (мир ему) повел своего сына на заклание. В этот момент совершилось чудо — пророку Ибрагиму (мир ему) был ниспослан барашек взамен его сына. Этот факт лежит в основе традиционного мусульманского жертвоприношения. Таким образом Аллах Всемогущий испытал Ибрагима (мир ему), его веру, стойкость, его любовь к Всевышнему Творцу. Ибрагим (мир ему) подтвердил, что больше всего на этой земле он любит Аллаха. Соответственно наш пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) — последний пророк Аллаха, следуя этой традиции, установил жертвоприношение как сунну, пример для всей мусульманской религиозной общины (уммы). Поэтому совершаемый нами Курбан — тоже подтверждение нашей покорности Всевышнему Аллаху.
— Сколько дней длится праздник и как он будет отмечаться в Адыгее в этом году?
— Курбан-байрам длится четыре дня. Сам праздник в этом году выпадает на 11 августа — это выходной день. Поэтому мы, Духовное управление мусульман Адыгеи и Краснодарского края, обратились к главе республики Мурату Кумпилову с ходатайством о предоставлении выходного дня 12 августа, и глава наше предложение одобрил. Это позволит жителям нашего региона отметить значимый праздник по всем правилам.

Двери мечетей в Адыгее всегда открыты для всех. Тем более для тех, кто желает найти истину, повернуться к Всевышнему. Наши имамы имеют глубокие познания в исламе, они с готовностью выслушают каждого человека

Утро праздничного дня 11 августа всегда посвящено подготовке к праздничному намазу, затем мусульмане с семьями направляются в мечеть, чтобы принять участие в коллективной молитве, послушать праздничную проповедь. В этот день или в один из праздничных дней мусульманину следует совершить жертвоприношение, чтобы выразить свою покорность и любовь к Всевышнему Творцу. В этот день по обычаю накрывают праздничный стол, приглашают в гости и посещают родственников. В эти дни принято радовать близких, раздавать жертвенное мясо, угощать соседей. Также 12 августа на площади Соборной мечети в Майкопе будет организован праздник для детей.
— Кто в семье несет ответственность за обряд жертвоприношения?
— Такая обязанность возложена на хозяина дома — безусловно, это совершеннолетний и дееспособный человек. Праздничное жертвоприношение очень желательно, его не следует оставлять при материальной возможности семьи. Если женщина живет одна или с детьми и у нее есть материальная возможность, она также может совершить обряд жертвоприношения. Что касается жертвенного животного, им может быть овца, коза, крупный рогатый скот. По правилам возраст овец или коз должен быть год и больше, а возраст крупного рогатого скота не меньше двух лет.
О значении веры
— Аскарбий Хаджибиевич, число верующих людей в Адыгее растет? Как относится к вере молодежь, приходят ли молодые люди в мечеть не только в праздники, но и в будни?
— Действительно, людей, исповедующих ислам, с каждым днем становится больше. Внимание к вере растет как в нашей республике, так и в Краснодарском крае. Мусульманская община нашего Духовного управления объединяет местных жителей разного возраста — это пожилые и люди среднего возраста, много молодежи. Мы считаем отрадным фактом, что молодежь в большинстве своем сегодня идет в мечети. Конечно, здесь важна большая работа Духовного управления мусульман, которую оно ведет с населением постоянно. Молодому поколению сегодня доступен большой объем религиозной информации, которую они могут получать из разных источников. Но за разъяснением информации лучше обратиться к имаму, прийти в мечеть. Именно там формируется личность верующего мусульманина, познаются духовные скрепы.
— Сегодня так часто людям посылаются испытания, трудности в жизни. Это промысел Всевышнего, который испытывает человека? И как понять, для чего?
— Важнейшая мудрость, которую заключил Всевышний в этом мироздании, — поклонение и обожествление только одного Господа Бога. Он определил для человека путь, установил границы дозволенного и запретного. Каждый человек должен осознавать, для чего он сотворен и создан Всевышним. Что является целью нашего существования? Всевышний в Коране дает на это ответ, четко указывает эту цель: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись мне» (Коран [51:56]). Толкуя этот аят, ученые говорят, что Господь сотворил людей, чтобы они поклонялись Ему, познавали и любили Его, стремились снискать Его довольство, повиновались Его приказам и не искали для себя иных богов. И это то, ради чего Он, Бог, отправил к людям столько пророков и посланников. Другая мудрость, смысл которой заложен в сотворении человека, является испытанием.
Аллах говорит: «Который (Аллах) сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше» (Коран [67:2]). В толковании этого аята есть особый смысл: Аллах создал людей и поселил их в этом мире, но при этом сообщил им, что они непременно покинут его. Всевышний, испытывая своих рабов, ниспослал им повеления и запреты, а также дал им свободу выбора. Тем же, кто будет следовать заветам пророков и посланников и не поддастся искушениям, будет послушен, Аллах воздаст прекрасной наградой как в этом, ближайшем мире, так и в раю. А чья душа склонится к удовлетворению земных страстей, последует за шайтаном (дьяволом) и отвергнет волю Всевышнего, тех постигнет злое возмездие — наказание в аду.
— Как преодолеть в наш современный техногенный век светскую суету? Чем укреплять свои духовные силы, чтобы не поддаваться соблазнам, перестать грешить?
— Всевышний знал, что человеку свойственно ошибаться, заблуждаться и грешить. Божья милость в том, что Он дал людям возможность раскаяния. Вот Его наставления своему посланнику: «Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он — Прощающий, Милосердный» (Коран [39:53]). Это значит, что люди должны выстроить свою жизнь в соответствии с теми велениями, на которые указывает Всевышний. А если кто-то ошибся или впал в заблуждение, то у него есть возможность вернуться раскаявшись. Аллах этого ждет. Ответ на вопрос — во всем есть предопределение Всевышнего и Его всеобъемлющее желание, и в испытаниях тоже.
Двери мечетей в Адыгее всегда открыты для всех. Тем более для тех, кто желает найти истину, повернуться к Всевышнему. Наши имамы имеют глубокие познания в исламе, они с готовностью выслушают каждого человека. И кто, как не имам, поможет ответить на сложные жизненные вопросы? В этом его назначение. Войти в Дом Аллаха — это лучший путь найти ответы на волнующие вопросы. Не стоит бояться или стесняться зайти в мечеть, даже если окажется, что для этого мы не одеты подобающим образом. На этот случай в мечети есть специальные накидки-халаты для женщин. Ислам, как правило, это образ жизни, к которому может прийти каждый.
— Если человек соблюдает мусульманские обычаи, но не ходит в мечеть, как положено — какой совет вы им дадите?
— Людей, которые не посещают мечеть, а лишь придерживаются национальных традиций, немало. Наверное, такое отношение осталось еще с советского времени, когда не приветствовалась любая вера, а соблюдающие ее преследовались. Тем не менее люди и тогда стремились к вере и соблюдали ее как могли, но, к сожалению, из-за отсутствия знаний многое было искажено. Не достаточно соблюдать обычаи, чтобы причислять себя к верующим. У таких людей, как правило, возникает больше вопросов, чем ответов. Если практикующий мусульманин ориентируется, в каком направлении двигаться в тех или иных вопросах, событиях в своей жизни, то людям, не имеющим никаких религиозных знаний, разобраться в тех или иных проблемах гораздо сложнее. Совет простой — идти в мечеть, не откладывая это на потом. За советами в мечеть люди приходят довольно часто.
— С какими вопросами вам приходится сталкиваться сегодня?
— Они касаются и религиозной стороны жизни, и быта. Очень часто жители региона спрашивают, почему так мало религиозных передач в программе нашего телевидения? Люди хотят понимать, разбираться в духовных течениях, а знаний не хватает. В передачах специалисты могли бы рассказывать, разъяснять правила ислама — именно популярных образовательных бесед недостает обществу. Нам задают вопросы о религиозном образовании, в частности, в общеобразовательных школах. Немало жителей региона считают, что преподавание основ ислама в школе будет полезным для культурного развития детей. Немалая доля вопросов относится к обрядовой тематике, и мы постоянно разъясняем, как правильно провести обряды брака или похорон, ведь с этим люди сталкиваются повседневно. К нам приходят с вопросами о семейных взаимоотношениях, о дозволенности совершения тех или иных действий в быту. Например, дозволяет ли религия сделки в предпринимательстве и какие именно, как найти работу, не противоречащую религиозным убеждениям, как себя вести в той или иной ситуации, что принимать в пищу и многое другое. Вопросов очень много.
О гармонии отношений
— Если говорить об обычаях, часто ли молодые пары заключают браки в мечети?
— Адыгские обычаи бракосочетания впитали в себя много религиозного, как и все другие обычаи. В большинстве своем браки в Адыгее заключаются традиционно. Безусловно, исключением здесь должно стать распитие спиртных напитков на свадьбах, а также другие светские устои — к примеру, мужчины и женщины, старшие и младшие, сидят за общими столами, а не порознь, как того требуют религия, обычаи и т.п. В последние годы все чаще молодые заключают брак и в мечети, скрепляя его религиозными правилами.
— Чему должны следовать молодые, заключая брак, как его трактует ислам?
— В Коране сказано: «И из Его (Аллаха) знамений — то, что Он создал из вас (мужчин) самих жен для вас (т.е. Аллах сотворил из ребра Адама его жену Хаву), чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом знамения для людей размышляющих» (Коран [30:21]). И для того, чтобы правильно выстроить отношения мужчины и женщины, ислам обязывает обе стороны выполнять определенные требования. Поэтому для законности брака необходимо отсутствие причин, препятствующих соединению жениха и невесты. После чего опекун невесты в присутствии свидетелей выдает ее замуж за жениха, а жених берет нареченную невесту в жены. При этом ислам запрещает выдавать девушку замуж против ее воли. С точки зрения канонов ислама похищение невесты — это преступление. Если традиция направлена против чести, достоинства и прав человека, то она требует осуждения. Есть красивые адыгские национальные традиции о замужестве и свадьбе, которые замечательны сами по себе и соответствуют нормам ислама. Брак в исламе имеет важное место, так как является мостом, который объединяет двоих — мужчину и женщину. Он помогает строить семью, которая является основой общества и его началом. Супружество является естественным ответом на те человеческие потребности, которые заложил в нас Всевышний, и упорядочивает отношения в семье.
— Почему же у современной молодежи появилось легкомысленное отношение к браку? Часто молодые легко вступают в отношения и расстаются без обязательств...
— К сожалению, в некоторых случаях мы становимся свидетелями этому. Причины разводов — разногласия между супругами. Часто к нам обращаются родители с жалобами, что не могут примирить молодых. Мы стараемся вести беседы с будущими молодоженами до бракосочетания. Главное в решении проблемы распадающихся браков — правильно воспитать детей, а также быть милосердными и терпимыми друг к другу, довольствоваться тем, что даровал тебе Аллах. И делать это должны в первую очередь родители, ведь они хотят счастья своим подрастающим детям в будущем! Большей частью невежество и плохой нрав молодых служат причиной распада семьи: супруги не знают своих обязанностей, не выполняют их и не хотят выстраивать между собой правильный диалог.
Посланник Аллаха говорит: «Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим женам». В другом хадисе посланник Аллаха напоминает: «Если бы я мог приказать совершать земной поклон кому-то, помимо Аллаха, то приказал бы женщине склониться перед своим мужем». Эти высказывания побуждают супругов осознавать то бремя обязанностей, которое на них возлагает брак. Немаловажной для супругов является сдержанность. Именно эта черта руководит климатом в семье, учит не выносить сор из избы, когда случаются разногласия. В свою очередь, и родители не должны следовать за своими страстями и чувствами, а занимать сторону истины. Здесь главное — быть справедливыми, даже если это против их дочери или сына. В таких случаях лучшее для родителей — молиться Всевышнему о своем благополучии и благополучии детей.
— Есть поверье — каждая дорога ведет человека в храм Бога. Однако сегодня существуют различные религиозные группы, отделившиеся от основного направления ислама, некоммерческие организации, которые проповедуют свои ценности и устои. Вовлекают они в свои «сети» молодых людей и подростков с помощью интернета. Как противостоять их воздействию?
— Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. Любая информация широко доступна даже детям. Кроме пользы, интернет несет и деструктивную информацию, причем в немалом объеме. Но одними запретами, ограничениями бороться с этим сложно и непродуктивно. Есть только один наиважнейший путь к преодолению всего чуждого — путь духовного просвещения. Именно духовенство традиционных религий нашей республики, как специалисты по духовно-нравственному развитию общества, должно активно участвовать в социальных сетях, чтобы противостоять радикально настроенным группам. В этом немаловажный потенциал профилактики умонастроений, убеждений нашей молодежи от информационного зомбирования. Такое зомбирование людей, молодежи сегодня есть, его никто не отрицает. Переориентировать людей с виртуального в реальный мир, как это ни странно, можно и нужно через те же интернет-ресурсы.
— И снова вернемся к важному — празднованию Курбан-байрама. Всевышний Аллах создал этот мир в безупречной гармонии, и человек является неотъемлемой ее частью. К кому и к чему верующие должны относиться с особым вниманием, чтобы не разрушать эту гармонию себя с окружающим миром?
— Сохранению доброго отношения ко всему, что окружает нас, помогает нам вера. Сама доброта имеет духовную основу. Вера учит хорошему отношению к людям, как сказал посланник Аллаха: «Лучшие из людей — те, кто приносит больше пользы другим». В другом высказывании говорится о хорошем отношении к соседям: «Не является верующим (не имеет полноценной веры) тот, кто уснет сытым, в то время как рядом с ним будет голодный сосед». Именно вера учит нас бескорыстному отношению к людям. Секрет сохранения доброты раскрывается нам в Коране, в одном из аятов говорится: «Посему не притесняй сироту! И не гони просящего!» (Коран [93: 9,10]). Современному человеку нужно быть просвещенным, воспитывать в себе истинную веру и следовать ей, проявлять доброе отношение к своим близким и родственникам, с уважением относиться к старшим.
  Источник: Газета Советская Адыгея
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Ноябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
x