Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Новости » Интервью » Интервью "СА" с художником по металлу Муратом Гогуноковым

Интервью "СА" с художником по металлу Муратом Гогуноковым

Интервью "СА" с художником по металлу Муратом Гогуноковым
Интервью
admin
Фото: Адыги.RU
14:04, 22 октябрь 2019
697
0
О тонкостях изготовления и реставрации традиционного адыгского клинка, орнаментации изделий в интервью «СА» рассказал ювелир, художник по металлу Мурат Гогуноков.
Интервью "СА" с художником по металлу Муратом Гогуноковым
О тонкостях изготовления и реставрации традиционного адыгского клинка, орнаментации изделий в интервью «СА» рассказал ювелир, художник по металлу Мурат Гогуноков.

Справка «СА»
Мурат Мухарбиевич Гогуноков с 1991 по 1996 год обучался в Суздальском художественном училище по специальности художник-реставратор. Член Союза художников России, заслуженный художник Адыгеи. Ювелир с 24-летним стажем. Лауреат премии имени Хусена Андрухаева. Участник всероссийских, зональных и региональных выставок. В сентябре этого года готовится отметить 50-летие.
— Ювелир-оружейник — довольно редкая профессия. Как вы оказались с ней связаны?
— Наверно, это в крови. Мой отец — народный художник Адыгеи декоративно-прикладного искусства, мама — заслуженный работник культуры республики, долгое время работала в Национальном музее Адыгеи. Ребенком я учился в художественной школе, но профессию решил получить прикладную — окончил техническое училище. И все-таки тяга к творчеству пересилила — после службы в армии поступил в Суздальское художественное училище по специальности художник-реставратор.

При изготовлении иранских, турецких, арабских клинков подсознательно хочется «выдать» что-то с уклоном на черкесский лад. Рисуешь цветок, а выходит бараний рог.

В училище нам прививали бережное отношение к историческому и культурному наследию, обучали художественным техническим приемам старинных мастеров. После учебы работал в Нацмузее Адыгеи, где появилась уникальная возможность изучить технологические и декоративные особенности предметов быта и оружия наших предков. Параллельно стал заниматься творческой деятельностью. Черкесское оружие мне близко не только по происхождению — во все времена оно высоко ценилось и перенималось другими народами.
— Что отличает старинное черкесское оружие от остальных?
— Каждый тип оружия по-своему интересен. Ведь он прошел большой эволюционный путь. Огнестрельное стало вытеснять холодное на пике совершенства. Человечество имеет тысячелетний опыт создания холодного оружия. Существует множество его видов от бронзового века до наших дней. При создании каждого нового вида оружия появлялся и способ защиты от него. Начиная с первого бронзового ножа, похожего на тяпку, и заканчивая изысканной шпагой.
В Черкесии веками складывались определенные традиции формы и размера оружия. В XVIII веке в основном арсенале у черкесского воина было два клинка. Первой была шашка «Сэшхо» — известный во всем мире слабоизогнутый клинок с односторонней заточкой. По уникальности и своеобразности исполнения он не уступал японской катане. В простоте его линий прослеживается многовековой опыт: мастера руководствовались тактикой ведения боя, учитывали удобство в применении и доступность материалов для изготовления, а также многое другое. Второй — кинжал «Камэ» с обоюдоострым ровным клинком, который стал частью национального костюма. Что касается украшений — нанесение орнамента на оружие имеет свои художественные каноны, которые надо строго соблюдать и сохранять.
В изготовлении других типов оружия и доспехов черкесы тоже преуспели. За свою надежность и удобство очень ценились кремневые ружья. У наших предков исторически по ряду причин сформировалась привычка «не иметь лишнего», что отразилось не только в хозяйстве и в быту, но и в производстве оружия. За легкость и прочность ценилась кольчуга — наши предки добились больших успехов в ее плетении.
— С оружием в вашем исполнении можно хоть сейчас в бой?
— Я позиционирую свои изделия как парадно-коллекционные. Особый интерес у меня вызывают традиции украшательства черкесских клинков. Это исторически сложившийся тип убранства, который подчеркивал статус в обществе. В изготовлении используются драгоценные металлы и камни. Изделия требуют бережного отношения, от ударов на серебре и золоте могут остаться вмятины и царапины. Это на сто процентов ручная работа, и при ее выполнении использую те материалы и технологии, которыми старинные мастера пользовались в тот исторический период. Конечно, сказалось реставрационное воспитание. Если берешься «повторить» старинную вещь, то следует использовать материалы и технологии того исторического периода, к которому она относится. Работа подразумевает кропотливое изучение архивных материалов, изучение аналогичных вещей того периода, которые сохранились до наших времен. Только в этом случае возможно попадание в точку. И при всем этом мастер должен сохранить свой собственный узнаваемый стиль.
— Изготавливаете ли какие-нибудь другие клинки, помимо черкесских?
— Есть опыт в изготовлении иранских, турецких, арабских клинков. Тем не менее во время работы над ними подсознательно хочется «выдать» что-то с уклоном на черкесский лад. Рисуешь цветок, а выходит бараний рог.
— Что в себя включает реставрационная работа?
— Она подразделяется на три вида — ремонт, реставрация и реконструкция. Реже встречается полная реконструкция — это когда стоит задача воссоздать кинжал или шашку по письменному или устному описанию. Соответственно, нужно искать фотографии, гравюры, рисунки в книгах. Если их нет — то информацию о том периоде в целом: какое оружие было, какой орнамент на него наносили. И дальше прикидывать, как бы это могло выглядеть. Пример одной из самых интересных  работ — реконструкция шашки с гравюры из знаменитой книги Эдмунда Спенсера «Путешествие в Черкесию» для экспозиции Национального музея Адыгеи. Тогда у нас было хотя бы общее очертание изделия, поэтому результат получился достаточно точным и правдоподобным. Идея принадлежала Альмиру Нуховичу Абрегову, который  в то время руководил музеем. К слову, в Нацмузее есть обширная коллекция кинжалов и литературы, которая позволяет понять технические и художественные приемы мастеров того периода.
— Что для вас самое сложное в работе?
— Начать. Подготовить эскизы и макет. Не совсем прост и переход между этапами производства. В конце остается кропотливая работа с деталями орнамента. Нужно выполнить несколько трудоемких и точных операций. К середине проекта ты уже представляешь его итоговый результат. А в конце необходимо свести все части изделия воедино, чтобы клинок хорошо лежал в ножнах.
— Каковы творческие планы на будущее?
— Сейчас подошел период, когда определенные темы я для себя уже выработал. Есть интерес попробовать что-то новое. Хотел сделать шашку в цельных ножнах — сделал. Был пройден тяжелый творческий путь. Предстоит поиск новых интересных форм и решений. Хочу освоить новые технологии. Мне кажется, что работа интересна до тех пор, пока ты, выполняя ее, учишься чему-то. Находишь что-то новое для себя. Источник: Газета Советская Адыгея
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)