Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Что такое Аталычество и почему на Кавказе нет брошенных детей? | Живой Кавказ - Интернет журнал | Яндекс Дзен

Что такое Аталычество и почему на Кавказе нет брошенных детей? | Живой Кавказ - Интернет журнал | Яндекс Дзен

Что такое Аталычество и почему на Кавказе нет брошенных детей? | Живой Кавказ - Интернет журнал | Яндекс Дзен
История
zafe
Фото: Адыги.RU
00:33, 12 февраль 2020
161
0
Что такое Аталычество и почему на Кавказе нет брошенных детей? | Живой Кавказ - Интернет журнал | Яндекс Дзен



черкесы в походе



Аталычество. Аталычество возникло еще давно, но оно сохранялось и до XIX в. Правда, в XVIII в. и в XIX в. оно приняло классовый характер, сохраняясь в основном среди феодальных слоев. Аталычество происходит от слова «аталык». Аталыком именовалось лицо, взявшее на себя ответственность воспитать чужого ребенка (nlyp). «Аталык* - тюркское слово, обозначающее отцовство, обычай отдавать детей знатных родителей на воспитание вассалам или слугам (по достижении определенного возраста возвращались в родную семью) у народов Кавказа.




Д. Белл сообщал, что аталычество в отдаленные времена являлось всеобщим явлением, но впоследствии практиковалось только в княжеских и дворянских семьях.




Характерная черта аталычества состояла в том, что высшие сословия отдавали своих детей на воспитание только зависимым людям, находившимся в их подчинении. Словом, порядок был таков: князь отдавал своих детей дворянину, дворянин - крестьянину или и князья, и дворяне отдавали крестьянам. Дворяне воспитывали княжеских детей. Но зато сами князья воспитывали только княжеских детей, так как они считали унижением быть воспитателями своих подчиненных, например, дворян.




Перейдем теперь к описанию процесса воспитания, которым характеризуется аталычество. Родители иногда до рождения ребенка договаривались с каким-нибудь лицом, чтобы оно стало их аталыком, и сообщали ему приблизительно время, когда оно может получить ребенка. Многие изъявляли желание стать аталыком, так как роль воспитателя в значительной степени была связана с материальной выгодой. Сущность аталычества состояла в том, что ребенка после рождения отдавали в чужую семью, и по истечении определенного времени он возвращался к своим родителям.





Аталык настолько привязывался к своему воспитаннику, что в случае его смерти, как писал Хан-Гирей, был в годичном трауре. В случае замужества воспитанницы, ее супруг делал ата-лыку большой подарок. Ш. Ногмов вспоминал, что «калым оставался аталыкам». Аталык обязан был учить своего воспитанника умению повелевать и великому искусству красноречия и рассуждения на собраниях, на которых обсуждались все дела, связанные с народом. Отдавая своего ребенка аталыку, отец устраивал пир, на который приглашались многочисленные родственники.




В семье аталыка отмечали торжественный шаг, после исполнения года давали ему много подарков. С12—13 лет возили его по всем родственникам аталыка и знакомили его с ними.




Князь отдавал детей на воспитание дворянам, т. е. владельцам, стоящим ниже их на феодальной лестнице. Желающих взять детей князей и дворян было много, с тем чтобы породниться. При этом князья и уор-ки старались сделать воспитателем сына, дочки человека, , имевшего хорошую репутацию Аталык со свои» воспитанником хорошо знавшего народные обычаи и военное дело. Воспитательница дочери должна была отличаться наряду со знанием обычаев и традиций своего народа всеми качествами хорошей, строгой и умной супруги, матери и домашней хозяйки.




Мальчик находился у аталыка до совершеннолетия, девочка до выхода замуж. С 5—б лет мальчика учили верховой езде, стрельбе и борьбе, умению переносить зной и усталость, холод, голод, а девочек учили рукоделию, тонкостям этикета, различным женским работам, умению готовить вкусную пищу, хорошему знанию родословия своего рода и воспитателя, хорошему знанию музыки, песен. Она должна была быть остроумной, трудолюбивой, аккуратной. Родители могли посещать детей 1—2 раза за время нахождения у аталыка. Закончив воспитание молодого князя, аталык должен был вооружить его, одеть прилично, подарить коня и привести его домой в сопровождении членов семьи, большой свиты из родственников и близких воспитателя и новых знакомых. Аталык иногда и женил воспитанника до возвращения его родителям и брал на себя все расходы, помогал ему в уплате калыма. Правда, женитьбы организовывались с согласия родителей. Этот обычай просуществовал до известной прокламации Ермолова в 1822г., которая гласила: «Отныне впредь запрещается всем адыгским владельцам и узденям отдавать детей своих на воспитание к чужим народам». Но тем не менее аталычество сохранилось в быту адыгов и во 2-й половине XIX в.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)


Загрузка...
х