Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Как изучалось самое загадочное племя Черноморского побережья. | Живой Кавказ - Интернет журнал | Яндекс Дзен

Как изучалось самое загадочное племя Черноморского побережья. | Живой Кавказ - Интернет журнал | Яндекс Дзен

Как изучалось самое загадочное племя Черноморского побережья. | Живой Кавказ - Интернет журнал | Яндекс Дзен
История
admin
Фото: Адыги.RU
13:52, 05 октябрь 2019
134
0




Как изучалось самое загадочное племя Черноморского побережья. | Живой Кавказ - Интернет журнал | Яндекс Дзен





Во всех этих произведениях собственно шапсугский материал «растворен» в общем мас­сиве сведений об адыгах (черкесах), даже если является его основой, как и в сводных собствен­но научных трудах, появившихся уже после войны. Одним из классических примеров считается сочинение Н.Ф. Дубровина [Дубровин 1871], который местами просто «цитирует без кавычек» свои источники. Вместе с тем, такие труды аккумулировали все, что было известно о Кавказе на тот момент, и преподносили широкому читателю. В этом ряду находятся и такие собрания материалов, как труд Ф.И. Леонтовича «Адаты кавказских горцев» [Леонтович 1882], К.Ф. Ста­ля «Этнографический очерк черкесского народа» [Сталь 1900] и др., как и у Н.Ф. Дубровина,


содержащие кроме прочего и шапсугскую информацию. Наиболее же серьезным исследовате­лем шапсугов XIX в. стал ЛЯ. Люлье, посвятивший им несколько специальных статей [Люлье 1927]. Л.Я. Люлье - автор первого адыго-русского словаря (1841 г.), основой которого, по мне­нию З.И. Керашевой, послужил именно шапсугский диалект [Керашева 1957: 11].


В советское время этнографический материал начал собираться еще более активно. В Черноморскую Шапсугию начали специально ездить исследователи (в частности, Л.И. Лав­ров, Е.М. Шиллинг) и посылаться научные экспедиции; результатом одной из них, в 1939 г., стал сборник статей «Религиозные пережитки у черкесов-шапсугов» [Религиозные 1940]. Без упоминания о шапсугах невозможна ни одна печатная работа по адыгской этнографии, исто­рии, хозяйству, обычному праву и социальной структуре, религии. Но в таких публикациях данные о шапсугах приводятся если не исключительно, то в основном как иллюстративный материал, а не с целью их анализа и исследования.


Исключения составляют немногие отдельные капитальные труды о шапсугах, такие как монографии З.И. Керашевой, Т.В. Половинкиной диссертационные сочинения Э.Л. Коджесау, И.Х. Тхамоковой, С.А Надюкова. При этом диссертация Э.Л. Коджесау «Семейные отношения шапсугов в прошлом и настоящем» [Коджесау 1954] опирается на обширный этнографиче­ский материал, как по дореволюционному, так и по советскому периоду истории шапсугов, представляя его, однако, в жестком оценочном ключе (все дореволюционное представляется как исключительно отрицательное в противовес послереволюционному). Фундаментальная монография З.И. Керашевой 1957 г. «Особенности шапсугского диалекта адыгейского языка» посвящена лишь одному аспекту своеобразия шапсугов, а именно - языковому. Исследование И.Х. Тхамоковой «Шапсуги как социально-этническая общность (конец XVIII - первая поло­вина XIX вв.)» [Тхамокова 1983а; Тхамокова 19836], объединившее все, что известно о шапсу­гах относительно конца XVIII - первой половины XIX вв., этим периодом и ограничивается, к тому же носит в основном информативный, фиксирующий характер.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)


х