Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » БЛОКАДА ЧЕРКЕССКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ ЧЕРНОГО МОРЯ

БЛОКАДА ЧЕРКЕССКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ ЧЕРНОГО МОРЯ

БЛОКАДА ЧЕРКЕССКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ ЧЕРНОГО МОРЯ
История
admin
Фото: Адыги.RU
09:56, 01 февраль 2020
8 257
0
Для блокады черноморского побережья Черкесии на черкесском берегу Черного моря от Анапы до Адлера была возведена так называемая черноморская береговая линия, состоявшая из множества крепостей. Картина И.К. Айвазовского «Десант в Субаши» запечатлела обстрел кораблями Черноморского флота побережья и высадку десанта в устье реки Шахе, в Шапсугии (исторической области Черкесии – современные Туапсинский район и Лазаревский район Сочи. Там был основан форт Головинский (названный так в честь генерала Головина). Это укрепление входило в черноморскую береговую линию, основанную в 1838 году с целью блокировать черноморское побережье Черкесии.

Для блокады черноморского побережья Черкесии на черкесском берегу Черного моря от Анапы до Адлера была возведена так называемая черноморская береговая линия, состоявшая из множества крепостей. Картина И.К. Айвазовского «Десант в Субаши» запечатлела обстрел кораблями Черноморского флота побережья и высадку десанта в устье реки Шахе, в Шапсугии (исторической области Черкесии – современные Туапсинский район и Лазаревский район Сочи. Там был основан форт Головинский (названный так в честь генерала Головина). Это укрепление входило в черноморскую береговую линию, основанную в 1838 году с целью блокировать черноморское побережье Черкесии.

Адыги неоднократно уничтожали крепости этой линии. Так, 19 февраля 1840 года черкесы захватили и разрушили крепость Лазаревск; 12 марта – Вельяминовск (черкесское название – Туапсе); 2 апреля – Михайловск; 17 апреля – Николаевск; 6 мая – Навагинск (черкесское название – Сочи). При взятии черкесами Михайловской крепости солдат Архип Осипов взорвал пороховой погреб. В «честь» этого события крепость Михайловская была переименована в Архипо-Осиповку.

Начальник черноморской береговой линии генерал Н.Н.Раевский - друг А.С.Пушкина, в знак протеста против политики самодержавия в Черкесии подал прошение об отставке на имя военного министра графа Чернышева: «Я первый и по сие время один восстал против пагубной политики военных действий на Кавказе, и от этого вынужден покинуть край. Наши действия на Кавказе напоминают все бедствия завоевания Америки испанцами, но я не вижу здесь ни подвигов геройства, ни успехов завоеваний…».

Упорная борьба шла не только на суше, но и на море. С давних времен приморские черкесы (натухайцы, шапсуги, убыхи) и абхазы были отличными мореходами. Еще Страбон упоминал об адыго-абхазском пиратстве; в средние века оно достигло громадного размаха.

Галеры черкесов были небольшими, маневренными; их можно было легко прятать. «Эти суда плоскодонные, управляются от 18 до 24 гребцами. Иногда строят суда, вмещающие от 40 до 80 человек, которые управляются, помимо гребцов, угловым парусом».

Очевидцы отмечали высокую подвижность, большую скорость и неприметность черкесских кораблей, что делало их чрезвычайно удобными для пиратства. Иногда суда вооружались пушками. Владетельные князья Абхазии уже в 17 веке производили огромные галеры, вмещавшие 300 человек.

С началом войны с Россией черкесы весьма эффективно использовали свой флот. Громоздкие российские корабли полностью зависели от ветра и не обладали высокой маневренностью, что делало их уязвимыми перед черкесскими галерами. Черкесские мореходы на крупных галерах с экипажами в 100 и более человек вступали в сражения с кораблями противника. Успешно нападали на российские корабли и небольшие, но многочисленные черкесские галеры. На своих судах они выходили в безлунные ночи и бесшумно подплывали к кораблю. «Сперва винтовками сбивали находящихся на палубе людей, а потом бросались с шашками и кинжалами на абордаж, и в короткое время решали дело…».

В период войны и блокады черкесского побережья черкесские (адыгские) делегации и посольства свободно добирались морем до Стамбула. Между Черкесией и Турцией, несмотря на все старания черноморского флота, до самых последних дней войны постоянно курсировало около 800 судов.

© www.forumcaucasus.com
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)