Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Диаспора » Иордания » КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЛИДИРУЮЩИХ ПОЗИЦИЙ ЧЕРКЕСОВ

КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЛИДИРУЮЩИХ ПОЗИЦИЙ ЧЕРКЕСОВ

КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЛИДИРУЮЩИХ ПОЗИЦИЙ ЧЕРКЕСОВ
Иордания
admin
Фото: Адыги.RU
10:39, 03 сентябрь 2016
9 178
0
Амир Абдулла провозгласил Амман столицей в 1928 году, что явилось большой выгодой для черкесов. Вторым предприятием амира Абдуллы было основание Совета министров. Совет не представлял местное население и состоял преимущественно из сирийских последователей Фейсала, который все еще надеялся, что амир Абдулла сможет освободить Сирию от французов. Формирование правительства из неместных арабов послужило причиной того, что один из черкесских лидеров Саид Муфти открыто отошел от Абдуллы. Он представлял кабардинцев – самую большую часть черкесов в Иордании.
КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЛИДИРУЮЩИХ ПОЗИЦИЙ ЧЕРКЕСОВ

Амир Абдулла провозгласил Амман столицей в 1928 году, что явилось большой выгодой для черкесов. Вторым предприятием амира Абдуллы было основание Совета министров. Совет не представлял местное население и состоял преимущественно из сирийских последователей Фейсала, который все еще надеялся, что амир Абдулла сможет освободить Сирию от французов.
Формирование правительства из неместных арабов послужило причиной того, что один из черкесских лидеров Саид Муфти открыто отошел от Абдуллы. Он представлял кабардинцев – самую большую часть черкесов в Иордании. Эта оппозиция не оказала на положение амира Абдулле немедленного отрицательного эффекта, так как не предпринимала активных противодействующих мер. Однако это создало для Муфти репутацию открытости и прямолинейности, которая вместе с тем фактом, что он был черкесом, предоставила ему серьезные политические шансы в последующие годы.
Хотя некоторым местным арабам и удалось принять участие в формировании администрации нового государства, однако количество черкесов, принятых на государственную службу, было намного больше в процентном отношении от населения, чем местных арабов. Особенно это было заметно в армии. Местные арабы очень неохотно принимали участие в формировании армии, в отличие от черкесов, которые составляли около 30% войск. С этого времени одной из двух главных точек пересечения между правительством и черкесами стала армия. Она явилась, по определению ученых, сферой «социальной мобилизации», в которой черкесы надеялись, что они достигнут высокого статуса благодаря своей самобытной культуре. Другой сферой, конечно же, была политика.
Главные усилия правительства амира Абдуллы были направлены на установление общественной безопасности, строительство дорог и ремонт Хиджазской железной дороги, установление судебной системы, а также реорганизацию системы земельной собственности и налогов. В последнем черкесы были особенно заинтересованы, так как их главным занятием было сельское хозяйство. Земельная перепись была начата в 1928 году и завершена в 1933-м. Эта перепись дала черкесам полное утверждение собственности над своими землями. Тогда была определена собственность не только на используемую землю. Во время переписи большинство земель, окружавших Амман, не использовалось и практически ничего не стоило. Но они, тем не менее, были переписаны благодаря скрупулезности английских администраторов. С развитием Аммана и окружающих деревень эти земли приобрели большую ценность.
Очень важным для черкесов явилось разделение Иордании на четыре округа и одну автономную территорию. Автономная территория включала наряду с Амманом черкесские села Наур, Уадисир, Сувейли и Русейфа. Это эффективно вывело большинство черкесских горожан из включения в арабские межплеменные политические проблемы и напрямую подчинило их трону. Эта мера одинаково устраивала как черкесов внутри столичной автономии, так и амира. Это также исключало возможность, что черкесы как могущественная военная группа могли войти в союз с каким-нибудь племенем с целью свержения режима.
Следующая мера по установлению конституционной монархии также напрямую улучшила положение черкесов. Избирательный закон, принятый 15 августа 1928 года, содержал специальный пункт, вводивший одно специальное место для черкеса. Для выборов одного депутата в представительный орган государства требовалось 5 тысяч избирателей в округе для меньшинств, в то время как в остальных округах необходимо было 27 тысяч избирателей.
Так эти три государственные меры стали ключевыми для черкесов: перепись земли, установление в Конституции «столичной территории» и закон о выборах 1928 г. с его специальным пунктом о черкесском участии в представительном органе. Эти три меры конституционно закрепили статус черкесов в иорданском обществе и установили для них стабильное политическое положение на все время, пока существует Хашимитское правление.



© www.forumcaucasus.com
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)