Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » Культура » Этнос, как основа хабзэ и основных его понятий | СИПСЭ | Яндекс Дзен

Этнос, как основа хабзэ и основных его понятий | СИПСЭ | Яндекс Дзен

Этнос, как основа хабзэ и основных его понятий | СИПСЭ | Яндекс Дзен
Культура
zafe
Фото: Адыги.RU
01:22, 20 июль 2020
582
0
Этнос, как основа хабзэ и основных его понятий | СИПСЭ | Яндекс Дзен



Идея этоса перекликается во многом с концепцией базовой, или основной, личности, выдвинутой А. Кардинером и Р. Линтоном (Kardiner, Linton 1939; Kardiner 1945; Linton 1952). Согласно этой концепции основные ценности, нормы, идеалы усваиваются личностью в ходе первичной социализации, формируя базовую для данного общества или народа структуру личности. В свою очередь, особенности базовой личности определяют во многом состояние, параметры и перспективы развития общества. Таким образом, с известной долей осторожности можно утверждать: какова базовая личность, таков и этос. Или: каков этос, такова и базовая личность.
Адыгский социум в этом отношении особенно показателен. Во-первых, четко выделяется первичная социализация - гъасэпэтхыдэ, в ходе которой закрепляются основные ценности и формируется основная личность с характерной для нее нравственно ориентированной ментальностью: адыгэ хъэлщэн - "адыгский характер", "адыгский нрав". Во-вторых, вводятся обозначения базовой личности: адыгэлI - "адыгский мужчина", адыгэ бзылъхугъэ - "адыгская женщина", адыгэ щыпкъэ - "истинный адыг" и др. В-третьих, постоянно подчеркивается, .что это хранители, носители, трансляторы адыгства, что в их руках развитие и судьба этноса. Проблема человека морального - homo moralis выдвигается здесь на первый план.
Все эта свидетельствует об организационном единстве базовой личности и ее социального окружения, о том, что "действия человека в мире являются не чем иным, как действием мира и посредством мира, к которому человек относится как интегральный конституент" (Dewey, Bentley 1949: 228). Отсюда ставшее в последние годы необычайно популярным в социологии понятие дуализма структур, акцентирующее внимание на том, что свойства агентов социального действия являются не только продуктами социальных структур, но и ресурсами для их построения. Общество, согласно этой концепции, является одновременно и условием, и постоянно воспроизводимым результатом человеческой деятельности (Bhaskar 1986: 123). О том же, как известно, писал в свое время К. Маркс (Маркс, Энгельс 1969).




Источник: [url=https://zen.yandex.ru/media/id/5ca91fc862221000b31134a1/etnos-kak-osnova-habze-i-osnovnyh-ego-poniatii-5ca9a54e14495b00b3c4ab24?feed_exp=ordinary_feed&from=channel&rid=3208403184.374.1561192630882.57019&integration=publishers_platform_yandexАдыги.RU[/url]
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)