«Майкопский стиль» в древней культуре адыгов
Археология
Невозможно отрицать, что пересекаясь во времени и в пространстве, дольменная культура и культура Майкопа своеобразно дополняли друг друга. Состояние такой, можно сказать, дополнительной дистрибуции в равной степени характеризует специфику каждой из них. Но при этом «майкопский стиль» формировался преимущественно во взаимодействии с народами Передней Азии. В то же время дольменная культура и культура новосвободненского типа сложилась под влиянием контактов с народами Европы, у которых на юге Франции и особенно на Пиренеях и ближайших к ним островах, практика захоронения в дольменах широко и разнообразно представлена со времен неолита. Вслед за этим в ходе развития кобанской культуры (на рубеже II и I тыс. до н.э.) вновь активизируется воздействие на Центральный и Западный Кавказ народов Передней Азии и, в особенности касситов
Невозможно отрицать, что пересекаясь во времени и в пространстве, дольменная культура и культура Майкопа своеобразно дополняли друг друга. Состояние такой, можно сказать, дополнительной дистрибуции в равной степени характеризует специфику каждой из них. Но при этом «майкопский стиль» формировался преимущественно во взаимодействии с народами Передней Азии. В то же время дольменная культура и культура новосвободненского типа сложилась под влиянием контактов с народами Европы, у которых на юге Франции и особенно на Пиренеях и ближайших к ним островах, практика захоронения в дольменах широко и разнообразно представлена со времен неолита. Вслед за этим в ходе развития кобанской культуры (на рубеже II и I тыс. до н.э.) вновь активизируется воздействие на Центральный и Западный Кавказ народов Передней Азии и, в особенности касситов (луров), достигших больших высот в изготовлении изделий из бронзы. В раннем железном веке возникает на этой почве колхидо-кобанская культура с ее локальными вариантами, включая сюда протомеотскую и каменномостско-березовскую (западно-кабанскую).
Таким образом, определяя майкопскую, дольменную и затем протомеотскую и кобанскую культуры как материальную основу общности древних адыгских племен, необходимо не только признать, но и сделать предметом специальных исследований особое место как в культурогенезе, так в и этногенезе черкесов различных по содержанию миграционных процессов и контактов в центре евразийского континента.
Таким образом, определяя майкопскую, дольменную и затем протомеотскую и кобанскую культуры как материальную основу общности древних адыгских племен, необходимо не только признать, но и сделать предметом специальных исследований особое место как в культурогенезе, так в и этногенезе черкесов различных по содержанию миграционных процессов и контактов в центре евразийского континента.
Ссылки по теме:
В Адыгее родители 597 детей получают ежемесячную выплату из маткапитала
Князь Цицианов генерал-лейтенанту Глазенапу 2 апреля № 785 гор. Георгиевен
Из рапорта генерала от кавалерии Тормасова его Императорскому величеству. Июль 1810 год
Семейные традиции адыгов. Обычай избегания
Традиция или нарушение нормы?