Сложение древнеадыгских племен

Сложение древнеадыгских племен
История
admin
Фото: Адыги.RU
04:05, 24 февраль 2020
1 707
0
В глубокой древности адыги, убыхи и абхазы (абазины) составляли единую группу племен, имевших общее наименование и общий язык. Разделение общего для них языка-основы произошло в более позднее время – в середине II тысячелетия до н.э. и различия, имеющиеся между абхазским, убыхским и адыгским языками, сложились впоследствии – в результате их самостоятельного развития. Поэтому древнейшая история адыгов теснейшим образом переплетается с историческими судьбами убыхов, абхазов и абазин. Около 5 тыс. лет тому назад древние предки адыгов, убыхов, абхазов и абазин занимали обширную территорию, которая охватывала центральные и западные части Северного Кавказа, все восточное и южное побережье Черного моря, а также значительную часть Малой Азии. По мнению ученых, на всей этой территории в III и II тыс. до н.э. проживали племена,
Сложение древнеадыгских племен
В глубокой древности адыги, убыхи и абхазы (абазины) составляли единую группу племен, имевших общее наименование и общий язык. Разделение общего для них языка-основы произошло в более позднее время – в середине II тысячелетия до н.э. и различия, имеющиеся между абхазским, убыхским и адыгским языками, сложились впоследствии – в результате их самостоятельного развития. Поэтому древнейшая история адыгов теснейшим образом переплетается с историческими судьбами убыхов, абхазов и абазин.

Около 5 тыс. лет тому назад древние предки адыгов, убыхов, абхазов и абазин занимали обширную территорию, которая охватывала центральные и западные части Северного Кавказа, все восточное и южное побережье Черного моря, а также значительную часть Малой Азии. По мнению ученых, на всей этой территории в III и II тыс. до н.э. проживали племена, непосредственно принадлежавшие абхазо-адыгской языковой группе, либо говорившие на языках, родственных абхазо-адыгским.

Одними из древнейших предков абхазо-адыгов, чьи имена до нас дошли, являются многочисленные племена хаттов и касков, проживавшие в III-II тыс. до н.э. в Малой Азии.

Хатты занимали северные северо-восточные области Малой Азии, в районе изгиба р. Галис (ныне Кызыл-Ирмак в Турции). Они издавна имели более тесные связи с древневосточными цивилизациями и в III тыс. до н.э. у них отмечается резкий подъем культуры. Особенно заметен прогресс металлообработки, основанной на богатых рудных запасах Малой Азии. Именно им принадлежит заслуга изобретения способа выплавки железа из руды. В настоящее время уже установлено, что хаттское название железа, совпадающее с адыгским, было заимствовано в греческом, славянских, древнекитайском и др. языках.

Во второй половине III тыс. до н.э. хатты находились на стадии сложения ранней государственности. У них уже были отдельные хорошо укрепленные города. Важнейшим из них был Хатти, располагавшийся на труднодоступном горном плато близ современной турецкой деревни Богазкей. Хатские города возглавляли военные вожди, которые в ряде документов называются царями. Так, например, в документах, относящихся к 2236-2200 гг. до н.э. упоминается царь Хатти – Памба, имя которого соответствует современным абхазским мужским и женским именам Памба и Пемба (123, с.143).

В течение длительного периода, начиная с конца III тыс. до н.э. (возможно, еще раньше) в области расселения хаттов происходит активное проникновение чужеязычных племен, которых в настоящее время обычно называют «хеттами». Этими пришельцами были индоевропейские племена, называвшие себя «неситами». Еще в XIX в. их язык учеными был ошибочно назван «хеттским». Когда же в начале XX в. ошибка обнаружилась, было уже поздно – этот термин уже прочно вошел в науку. Во избежание путаницы решено было оставить за неситами название «хетты», тем более, что сами неситы для обозначения своего царства применяли термин «хеттский» - по его столице Хатти. Поэтому нельзя смешивать хеттов с хаттами, что, к сожалению, часто допускается.

Под хеттами в настоящее время учеными подразумеваются индоевропейцы – неситы. По уровню своего культурного развития пришельцы-неситы значительно уступали хаттам. От хаттов они заимствовали: название страны (город Хатти они именовали Хаттуса, а себя – «людьми страны хатти» или Хаттуси), умение выплавки железа, целый ряд элементов системы государственного управления – названия высших должностных лиц страны (в том числе царский титул и такие понятия, как «царица» и «царевич»), многие религиозные обряды, имена хаттских богов и т.д. Таким образом, хатты сыграли выдающуюся роль в образовании во II тыс. до н.э. могущественного хеттского царства, формировании его политической и религиозной систем, развитии высокой культуры.

В начале II тыс. до н.э. здешние цари еще носили хаттские имена, но постепенно к середине XVII в. до н.э. хаттский язык был вытеснен и ассимилирован индоевропейским – неситским (хеттским). И хотя в это время основное население Древнехеттского царства состояло из тех же хаттов, они уже успели забыть свой язык и восприняли новый неситский (хеттский). Ученые объясняют это тем, что здесь индоевропейский язык получил широкое распространение, тогда как хаттский же оставался в какой-то степени раздробленным и изолированным.

Тем не менее, памятники хаттского языка дошли до нас благодаря тому, что на нем были записаны тексты религиозного характера. В клинописных текстах царского архива Хеттского царства они обозначаются пометкой «хаттили» (по-хаттски). Некоторые хаттские тексты даются в переводе и на хеттском (неситском) индоевропейском языке.

Оказывается, что хеттские жрецы, совершая ритуалы и богослужения, читали тексты на более древнем хаттском языке и давали им перевод на своем.

В результате длительного изучения хаттских текстов крупными советскими и зарубежными специалистами (И. М. Дунаевской, И. М. Дьяконовым, В. В. Ивановым, В. Г. Ардзинба, Э. Форрером, Э. Ларошем, А. Камменхубер, Х. З. Шустером и др.) установлено значение многих слов, выявлены некоторые особенности грамматического строя хаттского языка. Все это позволило окончательно определить генетическое родство хаттского и абхазо-адыгского языков.

Помимо языкового родства, ученые давно обратили внимание на значительное сходство древних религиозных верований (отдельные названия хаттских и абхазо-адыгских богов совпадают и по форме и по кругу их деятельности (например, хаттский бог «Уашхо» и древний адыгский Уашхъуэ) и хаттских мифов с некоторыми сюжетами нартского эпоса абхазо-адыгов (борьба бога грозы со змеем, образ бога-кузнеца и др.).

Но самое интересное то, что у хурритов (одни из древнейших предков нахско-дагестанских народов), с которыми хатты Малой Азии смешивались и имели тесные связи, существовал миф о рождении героя из скалы, подобно тому, как из камня родился нарт Сосруко. В другом тексте из Хеттского царства содержится рассказ о том, как колесо отрезало ноги герою. Как здесь не вспомнить того же Сосруко, гибель которого тоже была связана с колесом – жан-шерхъ, лишившего его ног.

И, наконец, нельзя не отметить, что древнее имя хатти до сих пор сохранилось как основа одного из адыгских субэтносов хьатыкьуеий – «хатукай».

С древним самоназванием хаттов связаны, скорее всего, и многочисленные адыгские фамилии, как Хьэтэ «Хата», Хьэткъуэ «Хатко», Хьэту «Хату», Хьэтай «Хатай», Хьэтыкъуэ «Хатуко» и т.д.

С именем хаттов следует соотнести и названия дежурного по войску – Шухьэтий (шу – всадник + хьат), зафиксированного Хан-Гиреем, организатора и церемониймейстера адыгских обрядовых плясок и игр – ХьэтыякIуэ (хьат + кIуэ) «Хатияко», который по своим обязанностям весьма напоминает «человека жезла» - одного из главных участников ритуала и праздников в царском дворце Хеттского государства.

Все это свидетельствует о том, что хатты принимали участие в формировании адыгов как один из компонентов.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)