Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » Культура » Зэфэусэ (поэтические прения) в фольклоре адыгов.

Зэфэусэ (поэтические прения) в фольклоре адыгов.

Зэфэусэ (поэтические прения) в фольклоре адыгов.
Культура
admin
Фото: Адыги.RU
10:09, 05 март 2020
913
0
«Так юноша сдает свои позиции после упорного словесного поединка с девушкой, которая превзошла его в остроумии и находчивости. Но юноша не только не сожалеет о своем поражении, он даже рад уступить первенство сопернице. Главная цель зэфэусэ достигнута: юноша искал остроумную и красноречивую девушку и нашел ее». Для зэфэусэ, как и для всей системы адыгского народно-поэтического творчества, характерна формульность речевых единиц и амебейность композиции. Формульность здесь – не только художественно-изобразительный прием, но материал, из которого строится произведении. В зэфэусэ нами выделено несколько типов формул: композиционные, оценочные (формулы-характеристики), формулы-условия, формулы-отказы и т. д. Одни формулы ярко выражены и варьируются во многих текстах, другие лишь обозначены. Композиционные формулы. Их три –
Зэфэусэ (поэтические прения) в фольклоре адыгов.


«Так юноша сдает свои позиции после упорного словесного поединка с девушкой,
которая превзошла его в остроумии и находчивости. Но юноша не только не сожалеет о своем поражении, он даже рад уступить первенство сопернице. Главная цель зэфэусэ достигнута: юноша искал остроумную и красноречивую девушку и нашел ее».

Для зэфэусэ, как и для всей системы адыгского народно-поэтического творчества, характерна формульность речевых единиц и амебейность композиции. Формульность здесь – не только художественно-изобразительный прием, но материал, из которого строится произведении.
В зэфэусэ нами выделено несколько типов формул: композиционные, оценочные (формулы-характеристики), формулы-условия, формулы-отказы и т. д.
Одни формулы ярко выражены и варьируются во многих текстах, другие лишь обозначены.
Композиционные формулы. Их три – формула вызова, продолжения и финала. В развернутых зэфэусэ они все присутствуют в усеченных, состоящих из двух-трех взаимоориентированных реплик, функции нескольких типов формул выполняет или формула вызова, или формула финала.
Формула вызова на состязание. Она наиболее устойчива в данном жанре и существует во множестве вариантов. Например:
Дунаир къэзыгъэнэфрэр – Мир освещает
Зы маз, –
Одна луна,
Гур зыгъэразэрэр зы тхыд. –
Сердцу радость дает одно слово.
Тхыдэ джэуап къысэт, пшъашъ! – Словами дай мне ответ, девушка! .
Подобной формулой вызова, как правило, пользуется юноша, так как в ситуации
ухаживания он является инициатором зэфэусэ.
Формула продолжения зэфэусэ. Она наиболее характерна для развернутых
произведений этого жанра. Каждый из соперников начинает свою новую реплику с нее. Существует несколько видов формул-продолжений: однострочные, двух- или трехстрочные. Например, двухстрочные:
Тызэрэубыным дэбгъэзагъэмэ,
Мыдэ зыкъэгъэхьазыри къэда1у, –
Если хулить друг друга начали,
Приготовься и слушай.
Формула конца зэфэусэ. Обычно она завершает словесный поединок. В отличие от формулы вызова она менее устойчива.
Поражение одной стороны в словесном состязании подготавливается другой стороной, предлагающей сопернику сдать позиции. Так, девушка намекает юноше, что он наговорил много лишнего, и это может помешать ему:
О сыпщэ пш1оигъо дэд, –
Тебе очень хочется на мне жениться,
Пхъэу зэпыуупк1рэм к1эзыгъэ фэмыш1, –
Рубленых поленьев не роняй,
Пхъэ1ушк1эн фэмыш1. –
И щепок не оставляй.
На что юноша отвечает:
«Сидышъэ чысэ къопс и1эжьэп,
Блэк1ып1э си1эжьэп. –
Мне больше некуда деваться.
Так юноша сдает свои позиции после упорного словесного поединка с девушкой,
которая превзошла его в остроумии и находчивости. Но юноша не только не сожалеет о своем поражении, он даже рад уступить первенство сопернице. Главная цель зэфэусэ достигнута: юноша искал остроумную и красноречивую девушку и нашел ее.

Зэфэусэ (поэтические прения) в фольклоре адыгов.
Унарокова Р. Б.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)