Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » Культура » Ценностно-смысловые доминанты воспитания в народной педагогике черкесов

Ценностно-смысловые доминанты воспитания в народной педагогике черкесов

Ценностно-смысловые доминанты воспитания в народной педагогике черкесов
Культура
admin
Фото: Адыги.RU
16:21, 20 февраль 2019
667
0
Ценностно-смысловые доминанты воспитания в народной педагогике черкесов. Человек созидатель человека – черкесская пословица История развития человеческого сообщества обусловила формирование этнического богатства и многообразие народов, живущих на Земле. Россия – многонациональная и многоконфессиональная страна. Важнейшим ориентиром современной образовательной системы России является воспитание личности, уважительно относящейся к мнениям, взглядам, ценностям других людей, способной к межкультурному диалогу и взаимопониманию с представителями иной культурной национальной среды. На современном этапе развития российского общества прослеживается возрастание роли фактора этнической принадлежности, повышенное внимание общества к культурным различиям, стремление этносов к сохранению своей национальной самобытности и ценностных
Ценностно-смысловые доминанты воспитания в народной педагогике черкесов
Ценностно-смысловые доминанты воспитания в народной педагогике черкесов.

Человек созидатель человека – черкесская пословица

История развития человеческого сообщества обусловила формирование этнического богатства и многообразие народов, живущих на Земле. Россия – многонациональная и многоконфессиональная страна. Важнейшим ориентиром современной образовательной системы России является воспитание личности, уважительно относящейся к мнениям, взглядам, ценностям других людей, способной к межкультурному диалогу и взаимопониманию с представителями иной культурной национальной среды. На современном этапе развития российского общества прослеживается возрастание роли фактора этнической принадлежности, повышенное внимание общества к культурным различиям, стремление этносов к сохранению своей национальной самобытности и ценностных ориентаций с направленностью на общечеловеческие ценности.

Качество современного представителя российского этноса – обладание суммой определенных знаний, позволяющих активизировать процесс познания мира и самого себя. Помочь современному человеку сохранить в себе этническое и интернациональное, укрепить знания о традициях, обрядах, ритуалах своего этноса – ответственная задача наук занимающихся человекознанием.

Целью образования по С.И. Гессену является не только приобщение к культурным ценностям, а в первую очередь формирование высоко-нравственной свободной и ответственной личности. Нацеленность на нравственные стандарты бытия как общечеловеческие ценности есть неисчерпаемый резерв национальной, нравственной ценности. Каждая этническая культура формирует не только свои социальные идеалы, но и разные моральные ценности, специфически связанные с общечеловеческими, культурными универсалиями.

В этнопедагогической культуре любого народа предметом воспитания является человек, потому любая деятельность в этой области обусловлена комплексом знаний, который вслед за Б.Г. Ананьевым принято называть "человекознанием" (1).

"Чтобы воспитать человека во всех отношениях, надо, прежде всего, знать его во всех отношениях, … каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями", – точно отметил основоположник отечественной педагогической антропологии К.Д. Ушинский [4, 35].

И.А. Шоров отметил важнейшие аспекты воспитательного влияния черкесской народной педагогики на человека в разные периоды его жизни и многообразие его человекоориентированных подходов (5).

Созидание человека в рамках обычаев, традиций, предписаний было делом воспитателей (родителей, аталыков, родственников). Дальше процесс самосозидания человека осуществлялся на основе усвоения культуры, овладение опытом этноса, кодекса чести, этикета.

Целостность человеческого бытия в этносе опиралась на высокое почтение к имени отца, на положении семьи и рода в обществе (вспомним Р. Гамзатова: "Проклятье сыну, позорящему отца") и вся воспитательная работа сводилась к соблюдению основных традиций народа, к овладению общей культуры черкесов – это обязательное человеческое качество, которое должно быть усвоено черкесом. Уважение к родителям основа воспитания: "Уянэ къыуиIорэм едэIу, уятэ къыуиIорэр шIэ" - "Слушай материнское наставление, выполняй отцовское поручение", "Уянэрэ уятэрэ уямыщэчыжь" - "Не сомневайся в матери и в отце", "Янэ-ятэмэ афэмышIу, бынышIу фэхъурэп" - "Кто к родителям недобр, у того не закладывается хорошая семья". Чтобы жить в этом обществе (и не только выжить) без этих качеств, которые востребованы народом и отражены в его воспитательной системе, было невозможно. Обществу были необходимы неписаные законы (традиции), которые неукоснительно исполнялись.

Современный молодой человек не всегда знает, как воспитать своего ребенка, он далек от педагогических знаний, он больше готовит себя к профессии и конкуренции, в этом быстро меняющемся мире. Современная молодая семья, живущая в городе, недостаточно знает принципы народной педагогики черкесов, особенно которые с юности живут самостоятельно, и не знают традиционные основы воспитания черкесов (придешь в гости, не всегда ребенок встанет, выказывая уважение, даже ребенок 8- 10 лет может перебить разговор старших и т.д.). В начале прошлого века вряд ли это можно было представить в черкесской семье. Дети в черкесском обществе, с молоком матери впитывали традиции, овладение которыми было жизненно необходимо.

Несомненно, что в круг основных задач семейной жизни органично включалась задача понимания содержательно-смысловой полноты совместной жизни взрослого и ребенка, и родителям важно было знать человеческие качества, над которыми им придется работать. В историческом плане постоянно идет актуализация и развитие качества личности и неизбежны раздумья, каковы его источники, что менялось, зачем и что нас не устраивает в формировании ребенка как личности. А это вопрос о человеке, его месте в мире, о его назначении, о развитии отношений с миром. Здесь лежит бытийно-смысловой пласт, где перекликаются антропологические, этнические и аксиологические проблемы, то есть осуществляется процесс выбора человеком направления собственного позитивного движения к ценностным ориентациям. Какие ценности он выберет – общечеловеческие или национальные, а может и то и другое. Это очень важно, когда за последние 20 лет "свобода" в обществе приобрела формы анархического отношения к традициям и обычаям. Их несоблюдение считается молодежью приближением себя к "цивилизации", к сожалению, такая акцентуация произошла очень быстро на исторических часах. Ф.М. Достоевский говорил "точка опоры в народе" не всегда и не все молодые люди ищут и хотят знать эту "точку опоры".

В связи со сказанным, вспомним известного педагога С.И. Гессена, который отметил: "Но вот, в силу тех или иных исторических условий наступает вдруг решительный перелом во внешней культуре: появляются новые взгляды, новые мысли и чувства, усложняется борьба общественных интересов. В застоявшуюся культурную среду врываются иностранные влияния. Все это сопровождается быстрым ростом литературы, внезапным расцветом искусства, сразу надвигающимся вихрем политической борьбы, наконец, просто приходом массы новых людей, разрушающих старые навыки, предрассудки, обычаи". Великий педагог прозорливо отмечает: "Человек теряет сам себя, начинает мыслить чужими мыслями, чувствовать чужими чувствами, действовать по чужому…. Самобытная личность уступает бездушным автоматам… " [3, 80].

Для народной педагогики черкесов важно формирование качества человечности. В смысловом отношении это – задача вытеснения, замещения, преобразования, изменения или коррекция разрушительного асоциального, агрессивного в человеке, в системе его бытия и заполнение ценностным смыслом. Отдаляясь от соблюдения традиций, обычаев приближаемся ли мы к общим в ценностном отношении смыслам человеческой жизни, к миру в целом? Отнюдь нет, этнос, сохраняя национальные черты, сохраняя основы собственной культуры, больше определяет ценностные ориентиры и делает свой вклад в мировую культуру.

На наш взгляд, неслучайно одно из определений С.И. Гессена подтверждает неразрывную связь истории, культуры и народа: "Сказать "исторический народ" - это все равно сказать "народ культурный" [3, 31].

Традиции и обычаи, как основа воспитательной системы народной педагогики, укрепляли процесс человекосозидания, веруя в то, что от природы дана человеку и жизнь и смерть как временная мера, как некое нравственное право совершенствовать себя.

Человекосозидание – это помощь другому человеку в становлении его человеческой сущности, где человек понимается как ценностный ориентир.

В этнокультуре черкесов наблюдаются самые различные этические позиции, складывающиеся в ходе воспитания ребенка: от беспрекословного послушания по указаниям старших, до полной свободы от каких-либо ограничений.

Для народной педагогики характерно объективно существующее, имплицитно присутствующее вне человека этическое правило, ценностно-смысловое этическое начало, являющееся своеобразным механизмом сохранения и развития этноса. Этическое начало, традиции, сформированные в рамках народной педагогики, имеют влияние, как на детей, так и на взрослых, участвующих в воспитании. Этическое начало духовной жизни этноса – важнейший инструмент определения нравственной ответственности наставника перед обществом, воспитательные задачи которого он реализует. Любой наставник, занимающийся воспитанием детей внутри этноса (старший в семье, взрослый, представитель рода, родитель, аталык), несет ответственность перед социумом, воспитательные потребности которого он решает.

На современном этапе развития процессов воспитания и обучения, нужна выработка надежных оснований для осознанного выбора стратегии педагогического взаимодействия с использованием традиционных форм воспитания, есть необходимость укрепления подлинности его осуществления в бытийном, сущностном, национально-культурном значении.Формирование подрастающего поколения в связи с вышесказанным, заключается в следующем:

разработка концепции "Горец 21 – века";
проектирование содержания нового опыта;
интеграция прошлого (традиционного) опыта и социального опыта нового качества;
интеграция внешних и внутренних ресурсов в процессе воспитания;
мотивация процесса педагогического взаимодействия;
целенаправленная педагогическая деятельность по формированию новых качеств, с учётом социокультурных ситуаций (новое видение мира, рефлексия традиционного опыта:
а) коррекция;
б) дополнение;
в) трансформация).
Нужно подчеркнуть, что важно в процессе создания содержательно-смысловых основ развития ребёнка учесть аспекты развития чувства национального самосознания, и использование бессознательного для оживления социогенетической памяти, усиление процессов совершенствования человеком своей природы и идеала. Выбор нового поколения, на ценностно-смысловом уровне, должен быть свободным, а традиционное воспитание на основе принципов народной педагогики должно войти в процесс саморазвития и самовоспитания личности.



Литература:
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л., 1968.
2. Бузаров К.И. Комплексное решение образовательно-воспитательных задач в национальной школе. – Майкоп, I987. – С. 128, 129.
3. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., Школа – Пресс, 1995. – С.80, 31.
4.Ушинский К.Д. Собр. Соч, т. 8 – М. –Л., 1950. С.35.
5. Шоров И.А. Адыгская (черкесская) народная педагогика. – Майкоп, 1999.

Кубашичева Л.Н.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)