Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » Культура » "Адыгэ Хабзэ" – основной нравственный императив этноса

"Адыгэ Хабзэ" – основной нравственный императив этноса

"Адыгэ Хабзэ" – основной нравственный императив этноса
Культура
admin
Фото: Адыги.RU
16:18, 20 февраль 2019
5 151
0
"Адыгэ Хабзэ" – основной нравственный императив этноса. Адыгэ Хабзэ – неписаный свод законов, норм и правил поведения черкесского народа был и остается важнейшим средством сохранения нравственного и духовного здоровья этноса. Возможно, благодаря этикету, черкесы смогли сохранить себя как этнос и через века пронести лучшие свои традиции, а в современных условиях продолжают поддерживать свою этническую и культурную идентичность. В связи с этим, важно знать обстановку "изнутри» этноса, манифестировать его нравственные нормы, ценностные установки в условиях трансформирующегося социума. С этой целью отдел философии и социологии, который является пионером в философском и социологическом осмыслении феномена адыгагъэ (адыгство), на базе Кошехабльского филиала АГУ провёл эмпирическое социологическое исследование (2004-2006 г.г.), в ходе
"Адыгэ Хабзэ" – основной нравственный императив этноса
"Адыгэ Хабзэ" – основной нравственный императив этноса. Адыгэ Хабзэ – неписаный свод законов, норм и правил поведения черкесского народа был и остается важнейшим средством сохранения нравственного и духовного здоровья этноса. Возможно, благодаря этикету, черкесы смогли сохранить себя как этнос и через века пронести лучшие свои традиции, а в современных условиях продолжают поддерживать свою этническую и культурную идентичность.

В связи с этим, важно знать обстановку "изнутри» этноса, манифестировать его нравственные нормы, ценностные установки в условиях трансформирующегося социума.

С этой целью отдел философии и социологии, который является пионером в философском и социологическом осмыслении феномена адыгагъэ (адыгство), на базе Кошехабльского филиала АГУ провёл эмпирическое социологическое исследование (2004-2006 г.г.), в ходе которого был проведен анализ состояния нравственных норм (императивов), среди коренного населения района. Руководителем опроса была кандидат психологических наук Н.М.Филимонова.

Этот район в качестве экспериментальной базы был выбран нами не случайно. Коренное население в этом регионе составляет более половины всего жителей района, здесь же наибольшее число моноэтнических (черкесских) населенных пунктов.

Проведенное исследование является логическим продолжением работы отдела философии и социологии АРИГИ (1995-2005 г.г.) "Культурно-этический феномен адыгагъэ в современном сознании и поведении черкесов". Опросом были охвачены территории с компактным проживанием черкесов: Причерноморская Шапсугия, Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, черкесы, проживающие в Москве, Санкт - Петербурге, Краснодаре, Стамбуле. Опросом было охвачено 2.500 респондентов.

Лексического аналога черкесскому слову "адыгагъэ" в русском языке нет. Его дословный перевод означает по-русски "адыгство" (Б.Х. Бгажноков) или "адыгскость" (С. А. Ляушева). То и другое означает свойства, характерные для всех черкесов, для всех представителей этноса. Сами черкесы склоны толковать адыгагъэ (адыгство) в достаточно широком спектре. В широком смысле под адыгагъэ понимают человечность, гуманизм, в узком - традиционные нормы поведения, этикет (Адыгэ Хабзэ). Однако при любом понимании адыгство означает его нормативно-предписывающий характер.

Сравнение генетически связанных однопорядковых понятий "адыгагъ", "Адыгэ Хабзэ" позволяют уточнить смысл и значение каждого из них.

Представляется, что соотношение этих понятий может быть понято как соотношение потребности и интереса. При этом адыгагъэ выступает как объективная заинтересованность этноса в порядке и морали, Адыгэ Хабзэ как конкретные формы её выражения, чёткие этикетные поведения.

Выяснить, в какой степени Адыгэ Хабзэ является действующим, значительным фактором индивидуального и группового поведения, было одной из задач нашего исследования.

В исследовании приняли участие жители аула Кошехабль всех возрастных групп, этнические черкесы, представители интеллигенции, студенты филиала АГУ. Всего методом интервью было опрошенноI00человек.

На вопрос анкеты: "Знаете ли Вы основные законы и правила черкесского этикета?" – большинство респондентов ответило положительно, что подтвердило основную гипотезу исследования о том, что черкессский этикет остается важным фактором этнокультурной идентификации в ее групповом и индивидуальном измерении. Знакомство с его нормами и правилами начинается непосредственно в семье, в школе (например, в настоящее время черкесский этикет, черкесскую этнокультуру преподают в школе как предмет), или опосредованно через образцы поведения старшего поколения. Организаторам опроса важно было выяснить, как используются полученные знания? Например, если старшее поколение (его большинство) всем своим образом жизни подтверждает незыблемость этических требований, то молодежь может позволить себе некоторые отклонения в их применении. При этом выявилась следующая закономерность: люди старшего поколения независимо от среды обитания пытаются вести себя в соответствии с этикетом, молодежь, живущая и обучающаяся в смешанной среде, проявляет больше вариаций в своем поведении, чем, например, молодежь из однородной (аульской) среды, придерживающаяся требований традиционной культуры. Кроме того, поведение молодого поколения может меняться в зависимости от окружения, в котором они оказались. Так, в незнакомом месте, где их никто не знает, они считают, что можно и не соблюдать правила этикета. В референтной же для себя группе - среди "своих", в родном ауле, тем более в кругу соседей, родственников, родителей - правила этикета соблюдаются ими в полной мере. Нам представляется, что здесь срабатывает некий инстинкт "самосохранения": при несоблюдении нужного поведения могут последовать со стороны сородичей санкции наказания (общественное презрение, ущемление каких-то свобод и т.д.), так и боязнь быть непонятым в чужой среде, оказаться "белой вороной", демонстрируя среди них свои нормы поведения. Тем более, что состояние дискомфорта, в которое они попадают в незнакомой среде, например, в общественных местах, в чужом городе, где живут по законам индивидуализма – каждый сам по себе - это состояние еще более закрепляется. По принципу: меня никто здесь не знает, а значит, мне и неважно, что обо мне подумают, если я совершу что-нибудь "неприличное". Этим же самым объясняется и такой феномен, как деструктивное поведение, когда молодые люди хулиганят, сквернословят именно в тех местах, где их никто не знает, надеясь, что для них все пройдет безнаказанно. Эту мысль подтверждают и ответы на вопрос анкеты: "Всегда ли ты в повседневной жизни соблюдаешь основные нормы и правила поведения: быть справедливым в своих действиях и поступках, вежливым, скромным, терпеливым, трудолюбивым и т.д.?" Молодежь отвечает, что не всегда, в зависимости от ситуации, в которой оказался. В "своей" среде – "да", в "чужой" - "нет". Старшее поколение и здесь пока еще остается эталоном для подражания, подтверждая незыблемость своих принципов – независимо от социокультурной среды необходимо быть вежливым, справедливым, терпеливым, трудолюбивым.

Таким образом, подтвердилась еще одна гипотеза исследования о том, что в смешанной среде следование нормам этикета происходит "дуально", а в однородной по требованиям традиционной культуры (по этикету).



Таким образом, из таблицы видно, что основные нормы поведения черкесов в семье и обществе претерпели довольно существенные изменения. Исследователям удалось обнаружить все еще существующую психологическую дистанцию, которую соблюдают между собой в приветствии мужчины и женщины, близкие и чужие. Так между мужчинами-друзьями или родственниками самая близкая психологическая дистанция. Они здороваются и прощаются двумя руками и обнимают друг друга за плечи. Вербальные контакты между ними также самые благожелательные. Друзья желают друг другу мира и процветания, здоровья и благополучия. И это не пустая формальность, а очень серьезная эмоциональная поддержка: мужчины искренне радуются встрече между собой, получают от нее огромное удовольствие. Между мужчиной и женщиной при общении и встрече расстояние увеличивается, особенно если это не родственники.

В черкесской среде ещё высока роль благопожеланий и проклятий (бгыбза), которые имеют широкое распространение и в наше время. Респонденты искренне верят в магическую силу слова и не могут без причины посылать проклятия на "голову людей" так же, как и добрые пожелания, если они высказаны вслух и искренне, по их мнению, доходят до цели. Это же относится и к запретам, существующим в черкесском этикете. На вопрос анкеты: "Как Вы относитесь к запретам, существующим в черкесском этикете?" - большинство опрошенных ответили одинаково – признаю. Например, этикет запрещает чародейство, порчу, сглаз, т.к. черкесы знают, что отдельные люди обладают отрицательным биоэнергетическим полем, что якобы может повредить здоровью, жизнедеятельности человека.

Самая большая психологическая дистанция существует между "своими" и "чужими". На "чужих", если они другой культуры и веры, чаще всего не распространяются формы приветствия, существующие между черкесами. Но если "чужой" окажется в преклонном возрасте, то его будут приветствовать стоя.

Таким образом, формы приветствия и прощания сохранили свою силу и в наше время, т.к. являются консолидирующим, объединяющим началом черкесского народа, средством его идентификации по национальному признаку, играют большую роль в воспитании подрастающего поколения.

Мало претерпело изменений и поведение черкесов со старшими и между старшими. Принцип старшинства и принцип почтительности к старшим жив и в наше время. Большинство молодых людей в своих анкетах отмечали, что готовы, беспрекословно выполнить поручения старших без лишних слов и пререканий. Это наглядно видно на примере участия молодежи в похоронных процессах, когда на их долю выпадают самые ответственные поручения, связанные со сложным ритуалом похорон. Сегодня современный похоронный обряд у черкесов выполняет и иные функции. Он является своеобразным "народным собранием", т.к. на него собираются не только жители местного аула, но и по существу со всей республики. Всё что говорится и обсуждается на таком форуме, является четким индикатором общественного мнения черкесского общества. После похорон жители населенного пункта обсуждают вопросы санитарного состояния кладбищ, своего поселения, и многое другое. Вот и на таких печальных мероприятиях молодёжь проходит не простую школу адыгства.

Потому, как относится молодежь к взрослым и старикам, можно судить о наличии высокой культуры отношений в социуме. И в наше время можно наблюдать, как молодые люди с большим уважением и почитанием относятся к старшему поколению. Благо, что ещё много у черкесов достойных старейшин. Не случайно черкесы говорят "там, где нет хороших стариков, там и не будет хорошей молодежи" или "Жъы зимыIэм – кIэ иIэп".

Отношения со старшими – это лицо молодого поколения, критерий здорового и правильного воспитания личности в обществе.

Исследование выявило, что гостеприимство также остается незыблемым законом современного черкесского общества, хотя и оно претерпело определенные изменения. Так, безвозвратно ушли в небытие кунацкие, гостевые дома. Но их заменили комнаты для гостей, оборудованные в том же доме, где живет вся семья. В связи с усложнением жизни во всем цивилизованном мире жестче стали законы гостеприимства и в Адыгее. Мало кто рискнет впустить к себе в дом незнакомого человека, тем более глубокой ночью, не спрашивая при этом, кто он и откуда. Хотя черкесы остаются такими же хлебосольными и ставят на стол гостю все самое лучшее, что есть в доме.

Безвозмездная помощь и взаимоподдержка также жива между родственниками, соседями и аульчанами. Когда человеку нужна помощь, селяне без всякого на то приглашения приходят и делают то, что они могут делать соответственно их профессионализма и квалификации.

На вопросы анкеты: "Медлительный ли Вы человек?", "Теряетесь ли Вы в незнакомой обстановке?", "Часто ли Вы сомневаетесь перед принятием какого-либо решения?", "Терпимо ли Вы относитесь к спиртным напиткам и неумеренности в еде?" - выявилась следующая картина. И молодое и старшее поколение черкесов не терпят вялых, безынициативных людей. Свекровь хочет видеть в своем доме "быструю" невестку, чтобы у той вся работа кипела в руках. От молодых людей требуют, чтобы они не терялись в незнакомой обстановке, чтобы в решающий момент их не мучили мешающие делу сомнения и противоречия души. Особенно эти черты характера воспитывают в юношах, как будущему главе семьи, отвечающему за благополучие всей семьи.

Если раньше, в былые времена, по черкесскому этикету строго осуждалось чревоугодие и пьянство, и то и другое было под большим запретом и воспринималось обществом как слабость, и которой стыдился каждый уважающий себя черкес, то в современное время к таким порокам относятся терпимее. Не осуждаются полные (толстые) люди, употребление спиртных напитков среди мужчин тоже в наше время не возбраняется, а в ряде случаев и поощряется. От него лишь требуется, чтобы он знал меру и не терял человеческого лица, не буянил, не устраивал пьяные потасовки, т.е. не нарушал общественного порядка, иными словами, здесь еще срабатывает фактор "культуры стыда".

И последнее, на чем хотелось бы остановиться, это иерархия взаимоотношений в семье. Как и в прошлые времена, главой, "добытчиком" семьи у черкесов является муж (отец, старший брат), жена (мать, старшая невестка) - это второе лицо в доме после мужчины, на ней сконцентрирована организация работы по дому, с ней считаются, к ее мнению прислушиваются, она окружена вниманием и заботой всех домочадцев. Но, сегодня появляется такая тенденция, когда мужчина теряет работу, то женщина берёт на себя роль "добытчика" семьи.

Взаимоотношения между родственниками жены и родственниками мужа в наше время выстраиваются по их усмотрению. Они могут видеться, а могут, и нет, т.е. кому как удобно. Это не осуждается и не поощряется обществом. Если зять не хочет встречаться со своей тещей или тестем, то он просто избегает с ними непосредственной встречи, тем более, что делать это нетрудно, т.к. зять с тещей чаще всего не живут под одной крышей. Сложнее невестке не встречаться со своей свекровью и свекром, живя с ними в одном доме, т.е. ей всегда нужно быть начеку, чтобы не встретиться с ними. Облегчает эту задачу само расположение черкесского двора и построение дома с двумя входами. Например, одна из респондентов вспоминает, как однажды оказалась в ситуации, при которой невозможно было избежать встречи со свекровью, то она сделала вид, что ее не заметила. Такой крайний ход позволяет соблюдать определенную дистанцию между невесткой и свекровью при любых обстоятельствах. Младшие по возрасту: - невестка - в наше время очень близко общается со своей свекровью, со свекром - большая дистанция, однако и с ним очень многие уже встречаются открыто, садятся вместе за один стол, разговаривают между собой.

Взаимоотношения между мужем и женой также претерпели некоторые изменения, они видятся беспрепятственно в течение дня, решают совместно семейные проблемы. Однако мать в общении с детьми подчеркивает главенство отца в доме, учит детей с уважением относиться к нему и советоваться с ним при решении своих проблем, особенно это касается мальчиков, с проблемами девочек мать справляется сама, учит их послушанию, терпению, трудолюбию.

В черкесских семьях также продолжают отмечать все обряды, связанные с рождением ребенка, его взрослением, приобщением к взрослой жизни. В них большая роль принадлежит бабушке, как старшей в роду.

Таким образом, проведенное эмпирическое исследование в мононациональной среде подтверждает, что черкесский этикет и традиционная черкесыыская культура демонстрируют способность адаптироваться к новым реалиям. Однако и их коснулись некоторые изменения (трансформация). Интенсивно идёт процесс изменения в ментальности черкесов, особенно молодежи. Их ментальные свойства проходят испытание доминирующими тенденциями мирового развития, как индивидуализация и глобализация. Как было установлено проведенным опросом, часть молодежи, оказавшихся за пределами своего региона, вынуждена "играть" по этим диктуемым современным правилам.

Такое поведение сложно оценить в рамках привычной объяснительной модели, когда культура поведения молодых людей воспринимается как относительно статичная величина. Сегодня культура в целом сильно дифференцирована. Так, например, доминирующая культура в городе может сильно отличаться от доминирующих форм культуры в расположенных неподалеку аулах или посёлках. Представляется, что выработка новых объяснительных моделей связана с переносом акцентов: от констатации культурной однородности локального типа необходимо перейти к констатации смешанных культур в рамках одного и того же ареала.


Ханаху Р.А.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)