Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Новости » Общество » Единственная страна в которой адыги получили право на свою письменность стала Россия

Единственная страна в которой адыги получили право на свою письменность стала Россия

Единственная страна в которой адыги получили право на свою письменность стала Россия
Общество
admin
Фото: Адыги.RU
10:48, 22 январь 2019
1 333
0
В Турции черкесы создали свои деревни и города. В так называемом в шутку «Большой Кабардой», до сих пор сохранились адыгский этикет и язык. В черкесских населенных пунктах вилайета Кайсери живет около 31 000 мухаджиров. Из них примерно 66,7 % составляют кабардинцы. Население поселка Пинарбаши, находящегося в 105 километрах от Кайсери, составляет 13 тысяч человек, половина из них - черкесы. Наши соотечественники, основавшие Пинарбаши, называют его по-адыгски Хьэзей. В книге М.М. Хафицэ дает турецкие названия черкесских населенных пунктов, а напротив - неофициальные их адыгские или абазинские названия, в скобках приводит число жителей [Хафице, 2000: 48]. Адыги получили свою письменность только на своей исторической родине. Ни в одной стране, где представлена обширная адыгская диаспора, не создана адыгская письменность, хотя среди
Единственная страна в которой адыги получили право на свою письменность стала Россия
В Турции черкесы создали свои деревни и города. В так называемом в шутку «Большой Кабардой», до сих пор сохранились адыгский этикет и язык. В черкесских населенных пунктах вилайета Кайсери живет около 31 000 мухаджиров. Из них примерно 66,7 % составляют кабардинцы. Население поселка Пинарбаши, находящегося в 105 километрах от Кайсери, составляет 13 тысяч человек, половина из них - черкесы. Наши соотечественники, основавшие Пинарбаши, называют его по-адыгски Хьэзей. В книге М.М. Хафицэ дает турецкие названия черкесских населенных пунктов, а напротив - неофициальные их адыгские или абазинские названия, в скобках приводит число жителей [Хафице, 2000: 48].

Адыги получили свою письменность только на своей исторической родине. Ни в одной стране, где представлена обширная адыгская диаспора, не создана адыгская письменность, хотя среди диаспорных групп были и (еще имеются) как попытки создания письменности, так и разработки учебных пособий на родном языке. Однако все это не имело ни государственной поддержки, ни прочной научной основы в крупных диаспорных группах. Более того, в стране, где проживает основная часть адыгской диаспоры, с самого начала были довольно жесткие языковые и иные ограничения. Действовавшие в течение длительного периода эти ограничения ослаблены совсем недавно, то есть несколько смягчены лишь тогда, когда в этой стране процессы ассимиляции языка, культуры и традиций адыгской диаспоры стали уже необратимыми [КЧЯ, 2006: Т. I. С. 37-38].

Языковая ситуация в диаспоре особенно усугубилась за последние 15-20 лет в связи с процессами урбанизации в этих странах, которые затронули и адыгское население. Вплоть до конца 60-х гг. ХХ в. большинство адыгов жили в сельской местности компактно и изолированно, составляя в некоторых местах целые районы. Положение в диаспоре также усугубляется ростом уровня цивилизации населения в этих странах, массовым переселением из сельской местности, где они компактно проживали, составляя целые районы, в крупные города. На языковую ассимиляцию черкесов оказывает влияние отсутствие национальной письменности, обучения родному языку в средней и высшей школе и на родном языке - в начальной школе, средства массовой информации [Бижоев, 2005: 15-16].

Для сохранения родного языка в разные периоды в странах проживания черкесской диаспоры создавались национальные школы, издавались книги, газеты, журналы. Однако они не имели широкого распространения среди всех диаспорных групп в силу политических, культурных и социально-экономических условий в разных странах.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)