Дух рыцарства зародился на Кавказе

Дух рыцарства зародился на Кавказе
История
admin
Фото: Адыги.RU
01:13, 05 февраль 2020
510
0
Дух рыцарства. В XVIII – 60-х гг. XIX в. Кавказ оставался одним из немногих регионов мира, где рыцарство сохранялось как социальное явление, со всеми присущими ему моральными и этическими ценностями, тогда как в Европе и России оно давно стало предметом преданий и рыцарских литературных романов.Так, например, в Черкесии жизнь регулировалась не государственными институтами и законами, а традициями и обычаями, система которых в совокупности называлась адыгэ хабзэ (адыгский обычай). Она во многом была схожа как с этикетом японских самураев, так и с этикетом средневековых рыцарей Европы. Эта система, также как и у японцев, предписывала внешне спокойное перенесение страданий, презрение к смерти, безусловное подчинение старшим, чрезвычайную, по нынешним понятиям доходящую до абсурда, скромность и вежливость. Что же касается
Дух рыцарства зародился на Кавказе
Дух рыцарства.

В XVIII – 60-х гг. XIX в. Кавказ оставался одним из немногих регионов мира, где рыцарство сохранялось как социальное явление, со всеми присущими ему моральными и этическими ценностями, тогда как в Европе и России оно давно стало предметом преданий и рыцарских литературных романов.Так, например, в Черкесии жизнь регулировалась не государственными институтами и законами, а традициями и обычаями, система которых в совокупности называлась адыгэ хабзэ (адыгский обычай). Она во многом была схожа как с этикетом японских самураев, так и с этикетом средневековых рыцарей Европы. Эта система, также как и у японцев, предписывала внешне спокойное перенесение страданий, презрение к смерти, безусловное подчинение старшим, чрезвычайную, по нынешним понятиям доходящую до абсурда, скромность и вежливость. Что же касается почтительно-уважительного отношения к женщине, то в этом плане адыгский обычай стоял ближе к средневековому европейскому рыцарскому этикету (подробней о рыцарских обычаях японской и черкесской военной элиты здесь: Адыгэ Хабзэ и кодекс бусидо, японские самураи и черкесские уорки).

Страшнее смерти.
Ни материальное благосостояние, ни высокое социальное происхождение сами по себе не обеспечивали горцу значимого общественного положения. Его достижение было возможно лишь при условии строгого соблюдения принципов «адыгэ хабзэ», а их нарушение вело, как говорили адыги, «к потере лица» (напэтех), что считалось страшнее смерти. «Больше смерти опасайся позора» - гласила адыгская пословица. Благодаря такому понятию как «напэ» - лицо, совесть, честь, у адыгов не было ни тюрем, ни телесных наказаний, ни пыток. Само по себе это понятие являлось сильнейшим сдерживающим началом для любых недостойных, преступных или антиобщественных действий.

"Закон крови".
Другим сдерживающим началом в рамках «адыгэ хабзэ» выступал закон кровной мести, в соответствии с которым нанесенную обиду горец должен был смыть с себя кровью обидчика. В противном случае он также рисковал «потерять лицо». Поэтому лучшие черкесские витязи с одной стороны были очень скромными, почтительными и вежливыми людьми, строго следившими за тем, чтобы ни в коем случае не обидеть своими действиями окружающих, а с другой – полными достоинства воинами, всегда готовыми с быстротой молнии ответить на реальное оскорбление ударом кинжала. В целом такое положение вещей было характерно не только для адыгов, но и для других народов Северного Кавказа.

"Примирение кровников". Согласно древней традиции, существовавшей у многих кавказских народов, если женщина становилась между сражающимися мужчинами и бросала свой платок, они должны были немедленно прекратить бой, рискуя, в противном случае, покрыть свои имена несмываемым позором.

Символ достоинства.

В тот период кавказские мужчины носили кинжал постоянно, начиная с подросткового возраста. Его использовали и как оружие, и как предмет домашнего обихода для различных хозяйственных нужд - рубки хвороста, нарезки мяса и т. п. Кроме того, кинжал являлся непременной принадлежностью костюма мужчины любой социальной прослойки, имевшей право носить оружие. Горец ел, пил, работал, развлекался, всегда с кинжалом на поясе и даже ложась спать, клал его под свое изголовье. Следовательно, он всегда был вооружен. Таким образом, именно кинжал символизировал собой мужское достоинство и готовность хозяина отстоять это достоинство в любой момент.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)