Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Выдержки из описательной работы Гербера дает нам возможность вывести следующие тезисы:

Выдержки из описательной работы Гербера дает нам возможность вывести следующие тезисы:

Выдержки из описательной работы Гербера дает нам возможность вывести следующие тезисы:
История
admin
Фото: Адыги.RU
06:56, 07 февраль 2020
875
0
Выдержки из описательной работы Гербера дает нам возможность вывести следующие тезисы: На приведенном пространстве имеем Вышнюю (Большую), Нижнюю (Малую) Кабарды и земли Черкасских (В полуверсте от крепости Святого Креста была построена слобода Охочинская, населенная горцами, состоящими на русской службе и находящимися под командой кабардинского князя Эльмурзы Черкасского, которого Петр I произвел в подполковники). Кабардинцы= черкесы. Язык - "обособливый черкесский", без каких-либо оговорок. Большая и Малая Кабарда податей не платят, повинностей не несут и "их больше вольными людьми почесть можно, нежели подданными". Черкесы Святого креста податей не платят, но несут воинскую повинность. Имена провинциальные. Черкеса горская. Имена уездные и народам. Черкесы, народ. Ситуация. Жили прежде сего в близости Терек и в Терской
Выдержки из описательной работы Гербера дает нам возможность вывести следующие тезисы:
Выдержки из описательной работы Гербера дает нам возможность вывести следующие тезисы:

На приведенном пространстве имеем Вышнюю (Большую), Нижнюю (Малую) Кабарды и земли Черкасских (В полуверсте от крепости Святого Креста была построена слобода Охочинская, населенная горцами, состоящими на русской службе и находящимися под командой кабардинского князя Эльмурзы Черкасского, которого Петр I произвел в подполковники).
Кабардинцы= черкесы.
Язык - "обособливый черкесский", без каких-либо оговорок.
Большая и Малая Кабарда податей не платят, повинностей не несут и "их больше вольными людьми почесть можно, нежели подданными".
Черкесы Святого креста податей не платят, но несут воинскую повинность.

Имена провинциальные. Черкеса горская.
Имена уездные и народам. Черкесы, народ.
Ситуация. Жили прежде сего в близости Терек и в Терской слободе, а ныне близ крепости Святого креста.
Уезд. Построили себе городок в близости крепости Святого креста, которой укреплен рвом и валом земляным.
Языки. Свой особливой черкесской язык.
Законы. Магуметаны, сунны; малое число из оных христианскую веру приняли.
Владельцы. К ним приставлен за начальника князь из оных же черкеских князей именем Эльмурза, которой зависит от главного командира крепости Святого креста.
Состоят в подданстве и под властию. Под Российской империи, под которую протекцию оные самовольно по малу из свой земли жить приехали.
Промысл. Питаются скотом и торгом.
Доходы. Податей никаких не платят, токмо принуждены воинскую службу отправлять, зато князю одному, к ним приставленному, дается государево денежное жалованье.
Примечание. Оные состоят в 200 до 300 фамилий и, как выше объявлено, самовольно сюды приехали жить, и к оным еще по малу жить же збираются; живут не убого и чисто Когда воровские татарские партии показываются или слух носится, то оные первые, которые за ними гонятся. Они все доброконны и.оруженны, употребляют как огненные оружия, так и луков и добрых сабель, которым всеми довольно изобучены; и во всем оные люди добрые и к войне храбры; ежели кто из оных чрезвычайно какую собою услугу покажет, то дается такому подарок; кроме того, повинены оные довольным быть добычею, которую оные от неприятеля достают.

Имена провинциальные. Черкеса горская.
Имена уездные и народам. Кабарда Нижная, уезд.
Ситуация. Под черкасских гор,или под Вышнею Кабардою, между оных гор и реки Терки и Сунж до Таулинцких гор.
Языки. Свой особливой черкесской язык.
Законы. Магуметаны, сунны. Также найдутся между ими некоторые, которые себя христианами называют, но больше их можно почесть беззаконными; а все, хотя они магуметанцы, имеют еще многие церемонии законные из старых их обыкностей.
Владельцы. В Нижнем Кабарде такое же состояние, как в Вышнем. Знатнейший князь именем Казыбий, которому не токмо вся Нижняя Кабарда ныне послушна бывает, но и некоторые таулиниы и авары почитают близ живущие.
Состоят в подданстве и под властию. Оные всегда вольные люди бывали, однако же стояли некоторыми кандициями и положением несколько времени под властию крымского хана. А ныне оные опять вольные люди, под властью ни под какою не стоят, и всяк сам собою господином. Также имели оные всегда склонение к России, и князья их во оной империи всегда в великом почтении были и щастие свое тамо получали, чего ради оные своими уездами под властию российской поддались и кабардинцев яко подданных российской империи почитаются. Токмо понеже народ непостоянной и всякой живет самовольно, то их больше вольными людьми почесть можно, нежели подданными.
Доходы. Податей никаких и никому не платят, ибо всяк сам собою живет и своем удовольствуется, кроме что князь у тех, которые с ним в уезде живут, у которых он чего увидит, что ему полюбится, честию выпросит.

Имена провинциальные. Черкеса Горская.
Имена уездные и народам. Кабарда Вышняя, уезд.
Ситуация. В горах между таулинцах, аваров, грузинских гор, Имерети, а к весту рубеж их до кубанских татар протегается.
Уезд. Уезд не малой, токмо весьма гористой, однакож можно свободно в четыре дни из края до края прийти; дороги и проходы туды, также и внутри между гор, узкие и зело трудные. Городов не имеют, а живут промеж гор в долинах, часть в домах, камышом и глиною обмазанных, часть из одной глины построенных; и понеже всяк так по своей воле строит, где он себе удобное место сыщет, то нельзя почесть, чтоб у них и прямые деревни были.
Языки. Свой особливой черкесской язык.
Законы. Магуметаны, сунны. Также найдутся между ими некоторые, которые себя христианами называют, но больше их можно почесть беззаконными; а все, хотя они магуметанцы, имеют еще многие церемонии законные из старых их обыкностей.
Владельцы. Оные между собою в несколько малых княжествах разделились, из которых каждой князь имеет свой уезд. Токмо тех живущих в таких уездах подданными почитать невозможно, но больше их называют товарищами, ибо оные самовольные с князем в компании живут и от онаго отстают и к другим пристают, ежели он с кем из оных поссорится. Также князь без совету и согласия тех, которые с ним товарством живут, ничего учинить не может, однакож князья с товарищами друг друга не оставляют и во время нужды за едино стоят. В Вышном Кабарде знатнейший князь Ислам.
Состоят в подданстве и под властию. Оные всегда вольные люди бывали, однако же стояли некоторыми кандициями и положением несколько времени под властию крымского хана. А ныне оные опять вольные люди, под властью ни под какою не стоят, и всяк сам собою господином. Также имели оные всегда склонение к России, и князья их во оной империи всегда в великом почтении были и щастие свое тамо получали, чего ради оные своими уездами под властию российской поддались и кабардинцев яко подданных российской империи почитаются. Токмо понеже народ непостоянной и всякой живет самовольно, то их больше вольными людьми почесть можно, нежели подданными.

ИОГАНН ГУСТАВ ГЕРБЕР
ОПИСАНИЕ СТРАН И НАРОДОВ ВДОЛЬ ЗАПАДНОГО БЕРЕГА КАСПИЙСКОГО МОРЯ. 1728 г.
Описание повествую сторону Каспийского моря между устей реки Волги и Куре лежащим провинциями, уездам и народами, как оные в 1728 г. состояли
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)