Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Черкесские элиты в управлении Османской империей

Черкесские элиты в управлении Османской империей

Черкесские элиты в управлении Османской империей
История
admin
Фото: Адыги.RU
17:56, 31 январь 2020
1 327
0
Можно утверждать, что махаджирство лишь усилило позиции черкесской элиты Османской империи. Османский истэблишмент и военно-полицейский аппарат в арабских провинциях комплектовался, в большинстве своем, черкесами. Последние воспринимались арабами не иначе как представители стамбульского правительства. В период французского мандата черкес Ахмад Нами, один из зятьев султана Абдул-Хамида, в 1925 году был назначен президентом сирийского государства. В начале XX века в Сирии наместником являлся черкес, маршал Осман Февзи-паша. Начальником полиции дамасского вилайета при нем являлся Черкес Хосрев-паша; полицейским эскадроном командовал черкес Мирза-паша. Командиром турецкого гарнизона в Кераке в период первой мировой войны был черкес Хамид Фахри, погибший в 1918 году. Черкес Зия-бей при Абдул-Хамиде долгое время был начальником
Черкесские элиты в управлении Османской империей
Можно утверждать, что махаджирство лишь усилило позиции черкесской элиты Османской империи. Османский истэблишмент и военно-полицейский аппарат в арабских провинциях комплектовался, в большинстве своем, черкесами. Последние воспринимались арабами не иначе как представители стамбульского правительства.
В период французского мандата черкес Ахмад Нами, один из зятьев султана Абдул-Хамида, в 1925 году был назначен президентом сирийского государства. В начале XX века в Сирии наместником являлся черкес, маршал Осман Февзи-паша. Начальником полиции дамасского вилайета при нем являлся Черкес Хосрев-паша; полицейским эскадроном командовал черкес Мирза-паша. Командиром турецкого гарнизона в Кераке в период первой мировой войны был черкес Хамид Фахри, погибший в 1918 году.
Черкес Зия-бей при Абдул-Хамиде долгое время был начальником тайной полиции. Хасан Хаджимуков, сын последнего влиятельного князя Бжедугии, Тархана Хаджимукова, в конце XIX — начале XX века занимал пост главного директора военных училищ Османской империи. Еще один Хаджимуков, но уже на российской службе, являлся консулом в Деде-Агач и в общей сложности он пребывал в Турции около 10 лет. В.Н. Хаджимуков поддерживал интенсивные отношения с черкесами-махаджирами, оказывая многим из них посильную помощь. Среди черкесских махаджиров сложился клуб просветителей, активно разрабатывавших проблемы истории, культуры и образования своего народа. Юсуф Иззет-паша Дженатуко в 1918–1919 годах был председателем черкесского благотворительного общества в Стамбуле. Он является автором трехтомной «Истории Кавказа» и монографии «Старые фракийцы и черкесы». В работах Иззет-паши Дженатуко были впервые сформулированы многие проблемы древней и средневековой истории адыгов, в том числе хаттская проблема. Любопытно, что рассмотрение хаттов в контексте этногенеза адыгов было предпринято Дженатуко еще в то время, когда не сложилось еще мировое хеттоведение, не было каких-либо значимых исследований на эту тему. В российском адыговедении к основным положениям Дженатуко пришли лишь в последнее десятилетие.
Помимо вышеназванных военачальников, в османский генералитет начала XX века входили следующие черкесы: военный министр Февзи-паша (р. 1858), из рода Чакмак; сотрудничал с Ататюрком; был начальником штаба Ангорской (Анкарской) армии; после победы над греками — маршал; и в последующие годы — начальник генерального штаба; Ахмед-паша Абук — генерал от кавалерии, военный министр, министр общественных работ, противник Ататюрка; маршал Берзег Зеки-паша, маршал Фуад-паша Тхуго, генерал Осман-паша Шихапли, генерал Лох Ахмед-паша, Ахмед Риза-паша, Мехмед Саид-паша, Али Саид-паша, Хусейн Даим-паша, Юсуф-паша Нагуч, министр полиции Назим-паша, Али Фуад-паша, Кемаледдин Сами-паша — командир кавказской кавалерийской дивизии, маршал Мехмед Абдуллах-паша60. Мухаммед-паша, председатель морского совета и морского суда, сенатор, происходил из рода Ченч. Его сын, Реуф Орбай, был ближайшим сподвижником Мустафы Кемаля. Хусейн Реуф-бей (р. 1881 г.) окончил военно-морское училище в Англии; прекрасно зарекомендовал себя как командир военного корабля в ходе первой мировой войны; в 1919 году занимал пост министра морского флота; от имени турецкого государства подписал Мудросское перемирие; в 1921 году вошел в кабинет министров при Ататюрке; с июля 1922 года по август 1923 года был главой правительства Турции; позднее, в период президентства Исмета Иненю был послом в Лондоне. Его разрыв с Ататюрком произошел в 1923 году как протест против античеркесской политики. Он был одним из лидеров антикемалистской оппозиции и входил в руководящий совет Прогрессивно-республиканской партии.
В первой младотурецкой организации, созданной в 1889 году, был черкес Мехмед Рашид. Эта организация была создана военными врачами и в ней преобладали представители национальных меньшинств: помимо черкеса Мехмеда Рашида, в ней состояли албанец Ибрагим Темо, курд Абдуллах Джевдет и лишь один турок — Исхад Сюкути. В 1897 году газета «Albania», официальная османская газета, выходившая в Брюсселе, писала: «Партия Молодой Турции состоит в национальном отношении из константинопольских турок, да еще из черкесов и сирийцев». Тем не менее, в партии младотурок возобладали шовинистически настроенные турецкие элементы. Их политика, после свержения Абдул Хамида, свелась к избиению и преследованию национальных меньшиств и, в первую очередь, армян. Младотурецкое правительство заняло враждебную позицию по отношению к черкесам. Если при Абдул Хамиде черкесы замещали около 35% офицерских должностей в армии, то к 1914 году они составляли лишь 2% офицерского корпуса (по отчету Султана Довлет-Гирея).
Угнетенное состояние черкесов продолжалось весь период правления младотурок.
Среди оппозиционеров фигурировали в ряде случаев и высшие черкесские военачальники: так, убых маршал Фуад-паша Тхуго, лидер так называемой «партии черкесов», противников султана Абдул-Хамида II, был автором обращения, «в котором смело заявлялось, что более терпеть нельзя подобного управления». Маршал Тхуго был слишком крупной и влиятельной фигурой и никак не пострадал за свои убеждения. В 1919 году он, живя в столице и занимая пост сенатора, оказывал поддержку анкарскому правительству Мустафы Кемаля.
Упомянутый Е. Вейтом Эдхем происходил из шапсугского рода Дипшоу. Он родился в 1886 году в селении Эмрекей в районе Бандырмы. В семье кроме него было еще четыре сына. Эдхем избрал военную карьеру и закончил стамбульское кавалерийское училище. Он принимал участие в обеих балканских и первой мировой войнах. Был неоднократно ранен и оставил службу в звании лейтенанта. Его стремительная карьера, возведшая его до звания общенационального героя началась в 1918 году в период оккупации Анатолии и всей Османской империи войсками Антанты. На ниве партизанской войны Эдхем проявил себя как выдающийся военачальник. Его «летучий кавалерийский отряд» состоял почти исключительно из черкесов и абазов. Тем не менее, его уже на начальном этапе подвели его республиканские убеждения: он выступил не только против греческих оккупантов, но и против халифатской армии. Последняя так же во многом состояла из черкесов. Этот раскол среди черкесов позволил Мустафе Кемалю укрепить свои позиции и из человека, которого ранее никто не воспринимал всерьез, он стал превращаться в подлинного диктатора. Фактически, именно Эдхем первым поднял знамя национально-освободительного движения в Турции: это обстоятельство признавали все, кроме самого Кемаля.
Бекир Сами-бей Кундухов по материнской линии был кабардинцем, знал адыгский язык и отождествлял себя с адыгами. Он даже претендовал на лидирующую роль в черкесской общине. В анкарском правительстве М. Кемаля Кундухов занимал крупные посты, был послом в Москве и Лондоне, но Кемаль не доверял ему и их мнения по основным вопросам часто расходились.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)