Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История в лицах » Род Шаззо-Шашевых – странствие через века

Род Шаззо-Шашевых – странствие через века

Род Шаззо-Шашевых – странствие через века
История в лицах
admin
Фото: Адыги.RU
02:00, 21 декабрь 2018
1 941
0
Род ЩашIэ, кабардинский вариант написания ШащIэ, считается основателем древнего поселения на территории современного города Сочи. Сам топоним Сочи исследователями возводится к историческим вариантам его названия Шаша, Саша, которые, в свою очередь, образовываются ими от фамилии Шаша.
Род Шаззо-Шашевых – странствие через века
Род ЩашIэ, кабардинский вариант написания ШащIэ, считается основателем древнего поселения на территории современного города Сочи. Сам топоним Сочи исследователями возводится к историческим вариантам его названия Шаша, Саша, которые, в свою очередь, образовываются ими от фамилии Шаша.

Так, вслед за просветителем Шорой Ногмовым историк Тамара Половинкина пишет в книге «Черкесия – боль моя и надежда», что название города «…Сочи есть адаптированная русским языком тюркоязычная форма местного топонима Шаша (Саша), происходящего от старинного кавказского имени Шаша. Имя Шаша упоминается в адыгском предании о родоначальнике кабардинских князей Инале. В одном из текстов предания говорится, что его мать из приморского абазинского рода Аша, а жена – абазинской княжной из рода Шаша. У современных адыгов встречается фамилия Шашевы (ЩашIэ)».

Родовые предания сохранили память о том, что ЩашIэ имели в прошлом высокий титул. Однако при этом в них утверждалось, что по происхождению ЩашIэ были не абазинами, а абадзехами. Возможно, что во времена родоначальника кабардинских князей Инала предки ЩашIэ были действительно абазинами, а в последние века стали позиционировать себя абадзехами. С другой стороны, известно, что в прошлом равнинные черкесы горную и причерноморскую страну шапсугов, натухайцев, абадзехов и бжедугов именовали «абэдзэ чыл». А если это принять к сведению, то абадзехов можно считать и природными адыгами.

В какой связи ЩашIэ покинули территорию Сочи, доподлинно неизвестно. Но новым местом жительства они первоначально избрали именно Абадзехию. Так, в преданиях в качестве одного из мест их проживания упоминалось урочище Хамышки (ХъымыщкIэй), то есть территория исторической Абадзехии или современного Майкопского района Адыгеи. Возможно, в то же время появилась и шапсугская ветвь ЩашIэ.

Вероятную причину того, почему род ЩашIэ был лишен княжеского статуса, отыскать не слишком сложно. Скорей всего, это связано с упразднением княжеского сословия у абадзехов, натухайцев, шапсугов и убыхов.

Сегодня все ЩашIэ считаются непосредственными родственниками, произошедшими от одного предка. Однако это, видимо, не совсем так. Главные перемены в жизни рода так или иначе были обусловлены жестокими реалиями Русско-Кавказской войны. С ними, видимо, связано даже то, что род ЩашIэ в те годы значительно увеличился. Данное обстоятельство следует объяснить тем, что во время войн рода брали под свою опеку многих беженцев, обездоленных, детей-сирот, иногда целые семейные общины. И многим из них, ставшим подлинными представителями рода, присваивалось фамильное имя покровителей. Так поступал и род ЩашIэ, в частности, сохранились сведения о том, что в нем растворился род ШъуашIэ (дословный перевод «кожевенники»).

Также род останавливался в ауле Джамбечий, который тогда располагался неподалеку от современного Майкопа (сейчас он в Красногвардейском районе Адыгеи) и входил в Темиргойское княжество. Но прожило сообщество ЩашIэ в этом ауле, очевидно, недолго. Причиной стало убийство представителями рода местного аульского князя. Расплатившись за смерть, род решил, что ему следует снова сменить место жительства. При этом большей частью представителей фамилии была избрана Кабарда, где война велась уже не так интенсивно, меньшей (17 семей) – Турция, куда в тот период уходили многие адыги.

Однако по пути в Турцию представители рода остановились на отдых у аула Пчегатлукай. Местный князь посоветовал переселенцам отказаться от задуманного и остаться. Он предложил им поселиться отдельным кварталом (ЩэшIэхьабль) на своей земле, что они и сделали.

Однако и здесь большинству из них прижиться не удалось. Ребята из рода ЩашIэ нечаянно утопили в реке Псекупс сына гостеприимного князя. Причиной спора стало заявление княжеского сына о том, что фамилия ЩашIэ на самом деле Шъхьащэ (в дословном переводе – продавцы голов, иначе – работорговцы). Род выплатил компенсацию князю и наложил на себя дополнительное наказание. Так, было решено, что семья, из которой происходили провинившиеся молодые люди, должна сменить фамилию. Она избрала фамилию Шантыз и переселилась в аул Тахтамукай, где и сегодня живут ее продолжатели. Кроме того род пришел к выводу, что ему следует разделиться. Причина – старшие теряют управление над молодежью. Поэтому семьям или группам близких семей было предложено расселиться там, где они захотят.

Так представители рода и поступили. Они распределились по Бжедугии: часть так и осталась в Пчегатлукае, часть отправилась вслед за Шантызами в Тахтамукай, часть обосновалась в аулах Казанукай и Нешукай.

Спустя некоторое время два молодых брата, жителя аула Нешукай, переселились в уже знакомый роду аул Джамбечий. Причиной тому послужил случай: в Нешукае гостил один из джамбечийцев, который на обратном пути неподалеку от Нешукая внезапно скончался. Братья доставили его тело родным. Там они, оставшись, и пустили корни.

Известно также, что после Русско-Кавказской войны большая группа жителей аула Нешукай, в числе которых были ЩашIэ, переселилась в Турцию. После долгого пребывания в Цемесской бухте (Новороссийск), и, видимо, уже испытывая большие материальные трудности, старшие из рода ЩашIэ под надуманным предлогом отправили трех братьев назад в Нешукай. Преодоление обратного пути заняло много времени, а когда они все-таки достигли цели, возвращаться в бухту уже смысла не было. Поэтому они остались. Эти братья и дали продолжение нешукайским ЩашIэ. А их немалое сегодняшнее число объясняется не только многодетностью их семей, но прежде всего тем, что эти семьи воспитали и дали свою фамилию многим сиротам уже мирного периода, причем не только адыгам.

Сегодня представители рода ЩашIэ проживают в Бжедугии (Шаззо), Темиргое (Шашевы), Кабарде (Шашевы), в городах и регионах РФ, в зарубежных странах. В Турции в провинции Бурса они представляются шапсугами, в провинции Бига – бжедугами (возможно, это и есть нешукайские ЩашIэ), в провинции Сакарья – абадзехами, в провинции Кайсери – кабардинцами, в Сирии бжедугами, в Иордании – абадзехами.

Одна из кабардинских семей ШащIэ, которая предпочла покинуть родную землю, по пути следования обосновалась в Батуми и неплохо зажила. Глава семьи построил очень большой дом и указал фамилию ШащIэ на его фасаде. Этот дом видел и на его фоне фотографировался один современных представителей кабардинских ШащIэ.

Сейчас в Кабардино-Балкарии находится порядка 60 семей ШащIэ. Некоторые из них перебрались в города, некоторые выехали за пределы республики, но основная часть проживает в селах Кахун и Псыгансу Урванского района, в селе Зарагиж, Черекского района, а также в селе Исламей Баксанского района республики. Исламейские представители рода происходят от общего предка-хаджи, у которого после поджога конюшни лошади были спасены опаленными. Отсюда и их новая фамилия – Шигалуговы, где «Шыгъэлыгъуэ» – опаленные лошади. В селе Анзорей Лескенского района также живут Шашевы, которые, наоборот, в свое время взяли эту фамилию.

Представители рода ЩашIэ (у западных адыгов) имеют три разновидности одной и той же тамги. Однако есть у одной из семей в Пчегатлукае тамга, сильно отличающаяся от этих вариантов. Это знак бесконечности, т.е. «восьмерки», расположенной горизонтально. И именно этот знак напоминает основную тамгу кабардинских ШащIэ.

Несовпадения в русском написании фамилии Шаззо / Шашевы появились, видимо, еще в царское время, когда представители рода фиксировались как граждане Российской империи, и им выдавались официальные документы. А объясняются они, скорей всего, тем, что так по-разному в разных местах царские функционеры услышали звучание фамилии ЩашIэ / ШащIэ.

Этимологизировать фамильное имя ЩашIэ принято по современному значению его компонентов, где «щэ» (ща-) «стрела», «пуля», «-шIэ» (шIэн) – «делать». Отсюда общий смысл – «изготовители стрел, пуль». Однако, возможно, эта трактовка навязана со стороны. Другая точка зрения, которая бытует среди представителей рода, согласуется с предположением о том, что, возможно, ЩашIэ – абазинская фамилия. По этой версии, в основе фамилии ЩашIэ находится слово «шы» – «брат», практически общее для адыгов и абазин: шы / ашьа, как об этом свидетельствует «Этимологический словарь адыгских (черкесских) языков» Амина Шагирова. При этом объясняется значение фамильного имени как «много братьев», где множественность, по-видимому, достигалась повторением исторического корня «-шьа». А если это толкование верно, то фамилия, передаваемая искаженными формами Шаша и Саша, изначально должна была звучать как Щаща.

Кабардинские ШащIэ рассказывают о реке с созвучным фамилии названием, которая находилась в районе современного Сочи и на берегу которой жил род. А это дает новое направление в поиске значения фамильного имени ЩашIэ / ШащIэ.

Род западных ЩашIэ был знаменит многими умельцами. Например, в ауле Нешукай бытовала такая поговорка: «ЩэшIэ хьаджэр сигъусэмэ сэри ку сшIынба», «Если со мной Шаззо-хаджи, то и я могу смастерить подводу».

Сегодня представители ЩашIэ (Шаззо) прославились как ученые. Это, прежде всего, Казбек Гиссович Шаззо (1939-2015), доктор филологических наук, профессор, член Союза писателей России, заслуженный деятель науки Республики Адыгея и Российской Федерации; Рамазан Измайлович Шаззо, доктор технических наук, профессор, член-корреспондент РАСХН; Аслан Юсуфович Шаззо, доктор технических наук, профессор кафедры пищевой инженерии и высоких технологий Кубанского государственного технологического университета.

Не отстают от мужской половины и жены представителей рода. Так, Шаззо Шамсет Еристемовна (в девичестве Ергук), доктор филологических наук, профессор, член Союза писателей РФ, заслуженный деятель науки Республики Адыгея.

Отдельно стоит отметить Шаззо Сафет Шугайбовну (в девичестве Хурай) (1937-2003) – передовика советского сельского хозяйства, которая была удостоена звания Героя Социалистического Труда.

Среди восточных ШащIэ снискал широкую известность Шашев Жираслан Заурбекович (ШащIэ Жыраслъэн Заурбэч и къуэ) – сподвижник первого революционера, советского партийного и государственного деятеля Кабардино-Балкарии Калмыкова Бетала Эдыковича (Къалмыкъ БетӀал Едыдж и къуэ).

Самоотверженно сражались в годы Великой Отечественной войны и стали кавалерами орденов «Славы» Шашев Тута Цукович (ШащIэ ТIутIэ ЦIыкIуэ и къуэ) и Шашев Шолох Батырович (ШащIэ Щолэхъу Батыр и къуэ).

Из зарубежных ЩашIэ / ШащIэ наибольшей известностью обладала бжедуго-кабардинская и одновременно сирийско-иорданская чета общественных активистов Джаудета (Джэудат) и Маджды (в девичестве Хьэбжокъуэ). После сирийско-израильской шестидневной войны (1967) семья перебралась в США, где оба супруга работали в ООН. Впоследствии Маджда (1930-2017), поддерживавшая тесные контакты с исторической родиной, выступила одним из активных организаторов Международной Черкесский Ассоциации.


Статья подготовлена для книги об адыгских родах. Она войдет в переводе на адыгабзэ. Издание книги планируется в 2020 году.

Объем статьи соответствует формату книги, а значит, в нее не вошли многие интересные и важные подробности. Автор надеется на то, что в дальнейшем ему удастся написать и расширенный вариант статьи.

Автор выражает огромную благодарность тем родственникам, которые поделились сведениями об истории рода. В первую очередь, это касается Алика Шашева, писателя и общественного деятеля из Кабардино-Баркарии.

Аслан Шаззо.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)


х