Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » Культура » Нурбий Марзанов: Некоторые исторические аспекты животноводства Черкесии, СК и РФ

Нурбий Марзанов: Некоторые исторические аспекты животноводства Черкесии, СК и РФ

Нурбий Марзанов: Некоторые исторические аспекты животноводства Черкесии, СК и РФ
Культура
admin
Фото: Адыги.RU
04:53, 28 январь 2020
944
0
Исходя из фундаментальной идеи французского историка XX века Фернана Броделя о существовании «островов цивилизации», как локальных территорий традиционной культуры хозяйствования [1: 208-210], животноводство России следует рассматривать как крупную социально-биологическую структуру, состоящую из разных историко-культурных самобытностей. В научной практике подобная попытка еще никем не предпринималась, хотя в специальной литературе немало материалов об особенностях животноводства разных регионов Российской Федерации [2: 411-414]. Это касается элементов не только животноводства, но и всей сельскохозяйственной отрасли.
Нурбий Марзанов: Некоторые исторические аспекты животноводства Черкесии, СК и РФ
Исходя из фундаментальной идеи французского историка XX века Фернана Броделя о существовании «островов цивилизации», как локальных территорий традиционной культуры хозяйствования [1: 208-210], животноводство России следует рассматривать как крупную социально-биологическую структуру, состоящую из разных историко-культурных самобытностей. В научной практике подобная попытка еще никем не предпринималась, хотя в специальной литературе немало материалов об особенностях животноводства разных регионов Российской Федерации [2: 411-414]. Это касается элементов не только животноводства, но и всей сельскохозяйственной отрасли.

Такими островами традиционной культуры хозяйствования на территории Российской Федерации являются Северный Кавказ, Верхне-Волжский район, Забайкалье, тундровая зона, Республика Тыва, Республика Саха-Якутия, Республика Алтай. Через территорию Российской Федерации в Европу из центров зарождения животных шло распространение различных видов домашнего скота [3]. Внутри страны были специальные скотопрогонные пути, по которым животных переправляли с одной территории на другую для сохранения и рачительного использования пастбищ, предупреждения различных зоонозных и антропозоонозных болезней.

Животноводство было вторым после земледелия занятием населения, зачастую составляя основу благосостояния жителей, обеспечивая продуктами питания (молоко, сыр, масло, мясо и др.), сырьем для одежды, обуви, сбруи, в качестве тягловой силы. Скот служил предметом купли-продажи, обеспечивал население удобрением и топливом для обогрева помещений. Мочу крупного рогатого скота собирали и использовали в качестве ветеринарных средств – борьбы с клещами и другими кожными паразитами. Рога, особенно воловьи, использовали в качестве сосуда для напитков, из них изготавливали газыри, рукоятки для кинжалов и шашек, различные украшения и игрушки.

На обширных равнинах Северного Кавказа, альпийских и субальпийских лугах паслись тысячи голов скота. В древние времена на территории Черкесии разводили два вида крупного рогатого скота – высокорослый и низкорослый. Так, А.А. Калантар, один из активных исследователей местного скота, делил их на две группы и называл великокавказским крупным рогатым скотом, разводившимся в условиях Главного Кавказского хребта и малокавказским, который активно использовался в условиях Малого Кавказа и Прикаспийской низменности [4]. Обычно в высокогорной части региона использовали низкорослых животных, прекрасно приспособленных к местным условиям внешней среды. Одним из ярких представителей таких животных является крупный рогатый скот разных мастей, который остался и разводится в условиях горного Дагестана и других частей Северного Кавказа и Закавказья.

В Северо-Западной части Кавказа разводили специализированный высокорослый длиннорогий крупный рогатый скот серой масти. Он был известен как «черкесский», «кубано-черноморский» или «черноморский». Коровы по тем временам давали много молока, волы использовались в качестве основной тягловой силы, скот имел большую продуктивность как источник мяса. Животных разводили только в равнинных условиях, поскольку в горах он перерождался в мелкую породу. На территории бывшего СССР он известен как серый украинский скот, серая степная порода. Незначительное его поголовье осталось в племзаводе «Поливановка» Днепропетровской области, в заповеднике Аскания-Нова Херсонской области Республики Украина, а также в Черге (Республика Алтай) – экспериментальном хозяйстве СО РАН. Сохраняют его и в Венгрии, предки, которых жили некогда на территории Причерноморья. Черкесский, серый украинский или серый степной скот использовался при выведении лебединской и бурой карпатской пород на Украине.

Вместе с тем, устойчивость данного скота к различным заболеваниям, конституциональная крепость, отличные откормочные и мясные качества, возможность его использования в качестве рабочей силы не помогли ему обрести свое производственное значение на территории бывшего СССР. Порода находится на грани исчезновения. Она является частью истории культуры животноводства огромного региона и многих народов. Известны различные формы сохранения генофонда, которые неплохо было бы использовать у нас в стране. Северный Кавказ может стать создателем крупного центра по сохранению генетического разнообразия животных. У него для этого есть все основания. Практически каждый северокавказский регион имеет свое лицо по какому-то издавна разводимому виду или породе животных [5: 115].

Для предгорных и горных условий, наибольшее распространение имела особая порода, приспособленная к возвышенности, возможно, она чем-то сродни ныне разводимым в горном Дагестане и Грузии крупному рогатому скоту. В связи с массовым переселением адыгов в Турцию и на равнину, эта порода быстро исчезла [4].

Учитывая, что с начала 20-х годов прошлого столетия, интенсивно происходило замещение черкесского скота на бурую швицкую, симментальскую, красную степную породы, видимо, и в дальнейшем следует давать предпочтение этим породам. С одной стороны, это продолжение традиций, а с другой стороны черно-пестрая порода, подвергаемая интенсивной голштинизации, должна быть более востребована вокруг крупных городов, как поставщица «питьевого молока». Комбинированные породы, мясо-молочного направления (симментальская, бурая швицкая) необходимы для производства сыров и мясных продуктов. В тоже время, следует отметить, эти две породы по многим показателям молочной продуктивности не уступают черно-пестрой породе и ее производным.

Калмыцкий крупный рогатый скот славится высокими вкусовыми качествами мраморного мяса, это давно известный факт. Характерной особенностью калмыцкого скота является то, что он может существовать только в степях, на озерной и колодезной воде. При переводе его в другие места, лишенные солончаковой растительности, он погибает. Из всех регионов Северного Кавказа Калмыкия уделяет наибольшее внимание сохранению генофонда крупного рогатого скота, лошадей и овец, возрождает традиции по использованию различных видов животных. Что касается калмыцкого скота, то история его зарождения требует большего внимания, поскольку аналогичного крупного рогатого скота нет ни в Монголии, ни в Китае, откуда в свое время пришли сами калмыки [6].

Спрашивается, откуда появилась калмыцкая порода и как она оказалась у калмыков? Не является ли она осколком животноводства Ногайской Орды, как, впрочем, и романовская порода овец или порода, выращенная степной частью населения Черкесии. У нас вызывает интерес и куйбышевская порода овец, которая возникла на основе материнской формы – черкасской породы. К сожалению, мы не можем пока ответить на вопрос, почему на территории Самарской области и Татарстана оказалась порода овец с таким названием. Следует также отметить, что данная порода практически уничтожена в этих регионах, она, как предполагают некоторые исследователи, осталась в частном секторе.

В горной части Северного Кавказа особое значение придавали и зуброводству. Зубр являлся поставщиком диетического мяса. Не одомашниваясь, под особым контролем зубр выращивался в диких условиях. На этих животных устраивали охоту. Была целая школа охотоведения, утраченная в настоящее время. Насколько это было важно, говорит ряд фактов. Несмотря на тяжелейший период войны, во время завоевания Кавказа, специальные группы людей из местного населения охраняли стада зубров, перегоняя их с одного места на другое. Остались названия мест, где они разводились. Например, Домбай в переводе с черкесского и ряда языков народов Северного Кавказа означает зубр. В настоящее время идет возрождение этого вида европейского бизона на территории Кавказского заповедника, в КЧР и на других регионах России, стран СНГ и Восточной Европы.

На страницах ряда сайтов интернета, идет оживленная дискуссия о том, кому принадлежит первенство по созданию той или иной породы. Особенно это касается кабардинской лошади и карачаевской породы овец. Адыги говорят, «это наши породы», карачаевцы заявляют обратное. Один из героев классического произведения Т. Керашева «Дочь шапсугов» упоминает о наличии в адыгском коневодстве 12 пород: щагди, шеулох, жирашты, крым-шокал, кундет, абыку, хагундоко, шеджероко, ачатыр, трам, еген, есеней. Он же добавляет, есть еще много других, но о них не стоит упоминать.

Судя по названиям пород лошадей, большинство из них получило имена от фамилий своих создателей, некоторые носят названия территорий, где они выведены. Встает вопрос, к какой из них относится нынешняя кабардинская порода? Чем отличается карачаевская порода от кабардинской, от упомянутых 12 пород лошадей? Аналогичный вопрос, чем отличается карачаевская порода овец от черкесской (адыгэ мэл) в Кабардино-Балкарии или осетинской, которую также разводят в Республике Северная Осетия-Алания?

Установлено также, что эдильбаевская порода овец, которая давно разводится на территории Казахстана, Калмыкии, Саратовской, Астраханской и Волгоградской областей, получила свое название не от старого названия реки Волга (Эдиль, Итиль), как ранее предполагалось, а от имени автора-овцевода Эдильбая, казаха по национальности, когда-то жившего на территории Саратовской области [7: 207-210]. То же самое можем сказать про кабардинскую лошадь, насколько известно, кабардинскую породу лошадей, которая издревле славилась своей грацией, красотой и быстротой, вывел Талиб Шебзухов. Исходя из смысла фамилии, можно полагать, что эта семья уже тогда умела выращивать уникальных конематок, что составляет костяк любой породы, наряду с жеребцами, отдельно сформированными по определенным законам.

Почему английское животноводство считается самым элитным? По словам известного английского писателя и ветеринарного врача Джеймса Херриота, английский фермер день и ночь ползая на коленях, создавал этих уникальных животных. Аналогичным образом действовали черкесские и многие другие селекционеры северокавказского региона. Современное животноводство вышло на «плато» с так называемыми коммерческими породами, а нужны новые породы и подходы. Желательно разводить свои породы животных и возделывать сорта растений, которые еще не уничтожены. Во многих регионах местные породы крупного рогатого скота исчезли, а привозной скот, генномодифицированный, дохнет через 3 года эксплуатации, отметил профессор Алексей Гуня (КБР), выступая на одном из совещаний по экологическим проблемам Северного Кавказа [8].

Марзанов Н.С. и др. дали современное определение того, что такое «порода». Порода – это совокупность животных, созданных человеком, которые формируют отдельный подвид, обладают одинаковыми, стойко наследуемыми морфологическими признаками в поколениях, свободно скрещиваются между собой и имеют определенный ареал для своей жизнедеятельности.

Особое значение в этом определении уделяется месту породы в зоологической иерархии, то есть ее выделение в подвид. Порода, действительно может считаться полноценной зоологической структурой в том случае, если у нее будут отличные от других морфологические признаки. Это касается масти, формы головы, рогов, телосложения, хвоста, величины ног, качества шерсти и шкуры, наличия или отсутствия ушей, шерсти, сережек в области шеи, плодовитости, ряда других генетических маркеров, стойко передающиеся потомству.

Романовская порода, известная как шубная овца, была завезена монголо-татарами [9: 37-41], наряду с кулундинской и теленгинской породами овец, борзыми псами для охоты и другими видами животных. Овцы кулундинской и теленгинской пород использовались для изготовления полушубков в условиях Сибири. Кулундинскую породу овец даже называли овцой Чингисхана. Местное население в лесостепных и лесных регионах Северо-Западной и Центральной частей России в условиях длительных зим использовало романовскую породу для изготовления валенок, полушубков, шерстяных изделий. Данная порода является одной из самых известных и входит в 200 уникальных пород мира. Она является одной из многоплодных овец, разводимых в Российской Федерации и мире.

Обычно одна овцематка приносит при ягнении от 2 до 5 и более ягнят. Многоплодие у романовских овец в условиях продолжительной зимы понуждало население более эффективно использовать коровье или козье молоко, но позволяло получать дополнительно баранину, однотипные шкуры и шерсть для изготовления теплой одежды. Многоплодие как биологическое явление у пород и вида Ovis является своеобразным генетическим дефектом. В силу особенностей строения вымени овцематка чаще всего может прокормить только двух ягнят. Безусловно, это создает определенные проблемы с разведением таких овец, что показано на примере многоплодной мериносовой породы бурула в условиях Австралии и Европы.

Европейцы, которые занимаются доением овец и изготовлением сыров (брынза, кашкавал и др.) из овечьего молока, не в восторге от данной породы. Для этой породы при высокой плодовитости характерны слабые материнские инстинкты у овцематок, низкая молочная продуктивность, частые маститы. В настоящее время в Великобритании проводятся исследования по получению «коровообразных» животных с четырьмя функционирующими долями вымени. Следует отметить, что доение овец сохранилось в Дагестане и Северной Осетии-Алании, надеемся, оно возродится и в других регионах Северного Кавказа. По расчетам ученых, получение молока и молочных продуктов увеличивает эффективность отрасли овцеводства в 3-4 раза. Греция и Турция обеспечивают Европу высококлассным мороженным и другими молочными продуктами из овечьего и козьего молока.

Возрождается производство и переработка продуктов скотоводства. Традиции сыроварения у местного населения Северного Кавказа восходят к глубокой древности [10]. Тому пример высокая культура приготовления известных на Кавказе и за его пределами сыров, как «адыгейский» (правильнее «адыгский или черкесский»), «осетинский», «сулугуни» и других. Адыги сыр в целях длительного хранения коптили и сушили в специальном помещении до тех пор, пока он не становился твердым, как камень. Обычно такой сыр помещали в пшеницу или сухое прохладное место, и он мог храниться много лет.

Существовал у адыгов и другой тип сыра (лъэтэкъуай), его держали в деревянных бочках, наполненных солевым раствором. В таком виде сыр сохранялся 1-2 года. Из молока изготавливали также творог, айран. Этнографические данные свидетельствуют, что молочные продукты хранили в основном в деревянной и керамической посуде. Сливочное масло в топленом виде сохраняли в бурдюках или кожаных мешках. Аналогичным образом хранили и соль. Длительное время при таком хранении соль не вбирала в себя влагу. До сих пор в таком виде соль хранят во многих районах Дагестана и Закавказья.

На Кавказе издревле была удивительная культура в области животноводства и растениеводства. Следствие – изобилие блюд. Только у адыгского народа Кубатиевым Б.Х. [11] описано 500 рецептов. Как оно возникло, что послужило мотивом для накопления уникального опыта, мы не знаем. Нужен серьезный разговор на эту тему. Ведь не секрет, человек каждый день питается продуктами жизнедеятельности животноводства и растениеводства. На этом зиждется человеческая жизнь. Нужны масштабные действия для возрождения всекавказской культуры в области животноводства и растениеводства.

Видимо, есть необходимость активизации вопросов сохранения биоразнообразия в области животноводства и растениеводства на Кавказе, наряду с проблемами этнографии, возрождения традиций приготовления продуктов питания, изготовления косметики, фармакологии и т.д. Ростки есть, так на побережье Черного моря рядом шапсугских семей созданы этнокафе, национальные магазины, где человек может отведать не только национальную пищу, но и послушать национальную музыку, купить интересную книгу по определенному вопросу или одежду. Аналогичные этнологические кафе созданы или создаются также в ряде других регионов Северного Кавказа и Российской Федерации.

Особым вниманием у населения пользовались продукты из молока буйволиц. В настоящее время, этот вид позабытого скота, возрождается в хозяйственной деятельности Адыгеи, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии-Алании и др. Раньше разведение буйволов было прерогативой состоятельных людей. Адыги были одними из первых в Кавказском регионе, кто начали разводить этих животных. А.А. Калантар пишет о буйволах как о животных, требующих большого количества кормов, содержания их в тепле, наличия неподалеку водоемов. Существовали центры по разведению буйволов в Черкесии, Дагестане, Чечне, Ингушетии и других регионах Северного Кавказа.

В настоящее время разводимые на территории России, в том числе на Северном Кавказе породы крупного рогатого скота представляют собой синтетические образования. Уничтожены практически все локальные породы или подвергнуты бессистемным скрещиваниям, у некоторых осталось только одно название [12]. Для Северного Кавказа исключением является калмыцкая порода, хотя и в ней встречаются гены других пород [13].

Постоянная покупка животных из-за рубежа привела к созданию массива однотипных животных в Российской Федерации. Нас заставляет говорить об этом то, что 70% пород животных в Европе эрозированы, т.е. вырождены и характеризуются ослаблением конституции, низким уровнем оплодотворяемости, появлением наследственных заболеваний, низким качеством продуктивности [14: 6-8]. Чаще всего животные приходили на Северный Кавказ со стороны Китая, Монголии. Со стороны аравийских земель, разные виды животных доходили только до реки Самур в Дагестане. Ярким признаком особенно мелкого аравийского рогатого скота была безухость. Пройдя определенный эволюционный путь и народную селекцию, эти животные стали обладать высокой жизнеспособностью, высоким качеством получаемой от них молочной и мясной продукции.

В этой связи особую значимость приобретает переосмысление районирования пород, рациональное использование имеющегося российского генофонда видов и пород животных, дозированное приобретение скота не только из развитых скотоводческих стран, но и «не традиционных» государств, например, таких как Китай, Япония и других, а также республик сибирского региона (Алтай, Бурятия, Тыва), переосмысление технологической концепции ведения животноводства.

Скандинавские страны давно решили, что оптимальным для их региона являются малые хозяйства, использующие определенные породы крупного рогатого скота. Финляндия, активно привлекая пенитенциарную систему, проводит большую работу по сохранению генофонда местных видов и пород животных в подсобных хозяйствах тюрем с учетом современных экологически безопасных технологий.

Изучение становления и этапов развития отраслей животноводства, – должно стать одной из актуальнейших проблем современной этнографии и исторической науки в Российской Федерации и сопредельных странах, некогда входивших в состав СССР. Данная тематика входит в круг проблем государств, практически всех континентов мира и активно разрабатывается под эгидой ФАО. На разных языках народов России и других стран СНГ издаются различные сводки, статьи и книги, где приводятся названия птиц, рыб и других видов животных, давно забытых в обиходе или чьи названия замещены наименованиями других народов. Приводятся исторические факты разведения различных видов домашних животных [15].

На единственном черкесском сайте «Адыгэ Хэку», ученые КБР организовали прекрасный проект, где приводятся названия животных, растений, которые стали редкостью в обиходе у черкесов.

В кабардино-черкесско-русско-англо-турецком словаре в иллюстрациях Сукунова Х.Х., Сукуновой И.Х. [16] приводится 3100 очень редких слов, которые люди не используют из-за незнания. Позабытые старшими, они давно не передаются из поколения в поколение. Ранее такую же уникальную работу по растениеводству провел Барэсбий Хьэкун [17]. Аналогичные разработки, сделанные и в других регионах России, до сих пор не получили должного внимания не только со стороны специалистов, но и общественности. Так, онтогенез становления верблюда в калмыцком народе делили на более чем 30 этапов, и каждый из них имел свое название. К сожалению, об этом знает только узкий круг специалистов. Возрождение терминологии – это одна из форм обогащения науки о сельскохозяйственных и домашних животных, эффективности его использования [18].

В этой связи считаем, при оценке животноводства в России следует обратить внимание на следующий момент: переосмысление истории становления отдельных отраслей, начиная с 19 столетия. По нашему мнению, этот век оказался переломным в становлении животноводства. Появилось понятие о породе, выработались традиции организации труда в хозяйствах различных форм собственности.

Сегодня необходима оценка состояния материальной и духовной жизни работников животноводства с учетом региона, национальности, традиций, обычаев, специфики культуры и быта того или иного народа, оказание помощи в восстановлении историко-этнографических зон в области животноводства, кооперирование владельцев, возрождение производства продуктов питания в местах разведения животных. Важно также стимулирование местного населения в ведении крупных и мелких хозяйств, организации торговли продуктами питания животных, помощь в создании династий по разведению определенных видов скота при условии сохранения нормальной экологической зоны и наличия соответствующей кормовой базы.

Особое внимание требуется оказать созданию эффективного законодательного положения, освоение особенно частными хозяевами азов в области юриспруденции для решения спорных вопросов.

Необходима организации сети такой племенной работы, которая позволяла бы и государственным структурам и частным хозяевам вести на высоком уровне селекционный процесс, отслеживать состояние дел за рубежом и у нас в стране, сохраняя биоразнообразие локальных пород животных. То, что твориться сейчас в животноводстве России, это безобразие. Мы теряем огромное количество отечественных пород разных видов животных. Дело дошло до смешного, на Западе не осталось генетического мусора, он весь у нас. Существуют опасные тенденции и на Кавказе в виде создания типа черно-пестрого скота, увеличения его массива. Такое паясничание перед другими регионами России в области молочного скотоводства, кроме стыда, ничего не вызывает. Данный вид животных способен дать только «питьевое» молоко, да и то невысокого качества, он на Кавказе абсолютно не нужен.

На Кавказе люди питались молочными продуктами не только от коров, но и буйволов, коз, овец, верблюдов и даже лошадей. Разводимый крупный рогатый скот был мясо-молочно-рабочим. А если сюда добавить и растительные продукты, то здесь было изобилие продуктов питания [2].
Из видов и пород животных на Северном Кавказе особый интерес представляет кавказская овчарка. Кавказские овчарки делятся на типы: грузинские (в нем 2 типа – казбекский и нагази); балкарская; дагестанская; российская, турецкая и астраханская. Астраханский тип найден в КБР, и он, как полагают, является помесью российского типа, старых черкесских и казбекских типов собак.

Балкарский тип считается продолжением сарматской породы собак. В Турции кавказская овчарка разделена на четыре типа, гарбанский, ахалцихский, черкесский (попал после Кавказской войны вместе с ушедшим населением) и карский. Карский тип собак тесно связан с областью Карс современной Турции и сегодня представлен как отдельная порода. Порода распространена и в России. Главные родословные по кавказской овчарке есть в Москве, Екатеринбурге, Тамбове, Оренбурге, Магнитогорске, Челябинске, Новосибирске, Иваново, Перми, Нижнем Новгороде, а также в Донецке и Луганске. Удивительно, но факт, с Северного Кавказа в перечне ни одного города!

Была еще черкесская борзая, но она исчезла. О ней нами не найдено практически никакой информации. В США знаменитая фирма АКС (American Kennel Club) по разведению собак обладает черкесской орловской гибридной (волк х домашняя собака) породой (Circassian Orloff Wolfhound).

Из птицы ярким представителем черкесских пород является индейка, адыгейская бронзовая, разводится в ряде регионов Северного Кавказа. В Египте найдена порода кур: черкесская голошейная, в Ираке черкесская порода коз, в Турции, наряду с кавказской породой собак, в научной литературе отмечается черкесская порода лошадей. В Российской Федерации известна еще кабардинская порода лошадей. Карачаевская порода овец издавна разводится в Карачаево-Черкесии. В тоже время в Кабардино-Балкарии ее называют черкесской, в Республике Северная Осетия-Алания – осетинской.

Вероятно все три популяции овец, разводимые в трех северокавказских республиках, являются отродьями одной породы. На территории Северного Кавказа выращивают следующие местные породы овец: андийская, каракульская, карачаевская, кучугуровская, лезгинская, местная дагестанская, романовская, тушинская, эдильбаевская. Разведение грубошерстных овец выгодно, поскольку они дают мясо, жир, молоко, ягнят, овчину и шерсть. Эти породы являются своеобразным биозапасом и частью культуры в области животноводства для проживающих народов на территории Северного Кавказа. Исчезли ногайская молочная порода коз, михновская, чунтукская, которые разводились в условиях Воронежской и Волгоградской областей.

На Северном Кавказе народы умели держать разнообразные высоко адаптированные виды животных, от которых получали молоко, масло, сметану, шубат, различные виды сыров и кислого молока. Люди знали, по какому случаю нужно было использовать то или иное животное для получения мяса. Так, у адыгов считалось, что козье мясо обладает веселящим действием. Поэтому, продукты из козьего мяса ставили на стол к приезду гостей, на свадьбу, к рождению ребенка, во время торжеств, посвященных началу сельскохозяйственного года или к его завершению [19]. Причина такой значимости козлятины, видимо, объясняется тем, что, например, из 100 видов трав, корова поедает 50, овца – 60, а коза – 90. Возможно, этим объясняется высокая приспособленность коз к условиям внешней среды и формирование особого качества их мяса и молока.

В связи со сказанным особое значение приобретает совершенствование ветеринарной службы в стране. Ведь до сих пор актуальны известные слова И.П. Павлова: медицина лечит человека, а ветеринария – человечество. Малейшее упущение профилактических норм в области ветеринарии приводит к возникновению ряда очень опасных антропозоонозных и зоонозных заболеваний в виде вспышек трихинеллеза, бруцеллеза, туберкулеза и др. В этой связи считаем, что ветеринарная служба должна вернуться в лоно Министерства внутренних дел, как она была до Октябрьской революции 1917 года. Нахождение ветеринарной службы в условиях Министерства сельского хозяйства Российской Федерации привело к практическому уничтожению данной отрасли. Следует также подчеркнуть важность охраны отечественного собственника и производителя животноводческой продукции от зарубежного товаропроизводителя.

Вопросы типологии скотоводческого хозяйства до настоящего времени остаются дискуссионными. Анализ материалов показывает, что в различных регионах России практиковали различные типы ведения животноводства. Оседлый тип животноводства, включал следующие подтипы: придомное и отгонное. При придомном ведении скотоводства, животные находились недалеко от села. При отгонном содержании скота животные паслись на отдаленных пастбищах. Отгонный тип использовался в ряде республик Северного Кавказа (Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Дагестан). Наиболее распространенным способом выпаса животных был пастушеский с использованием специально прирученных собак. На большей части территории Российской Федерации чаще всего практиковали оседлый тип животноводства.

Из экологических проблем самая крупная – это уничтожение живого мира Каспия, что скажется на жизни огромного, в том числе Кавказского региона. Далее – это таяние ледников на востоке Кавказа. В верховьях рек почти не осталось ледников, происходит осушение рек. И третья – использование ГМО в виде бездумно завозимых коммерческих пород животных и растений. Они уже привели к бедам. Например, в большинстве республик, краев и областей почти вывелись местные породы крупного рогатого скота, а привозной скот, генномодифицированный, не выдерживает 2-х отелов, он выдыхает. Получаемое молоко от этих животных, по данным различных авторов, вызывает отклонения в развитии детей, провоцирует болезни у взрослого населения [20].

Таким образом, несмотря на все трудности, животноводство на территории Северного Кавказа, остается ведущей отраслью. Сохранились живые островки особенностей разведения животных в разных регионах России. Есть надежда, что они возродятся с привлечением современных достижений науки и практики, последних этнографических изысканий, с учетом накопленного опыта народами, населяющими Российскую Федерацию.

Литература:

1. Бродель Ф. Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II. Часть 1: Роль среды (Перевод с франц. M.A. Юсим) / Ф. Бродель.− М., 2002. − C. 208-210.
2. Марзанов Н.С., Тохов М.Х., Петров С.Н., Комкова Е.А., Марзанова С.Н., Канатбаев С.Г., Бадалян М.В., Озеров М.Ю., Кантанен Ю. Научно-политические действия в вопросах биоразнообразия, экосистемных услуг и благосостояния людей. Труды II Международной научно-практической конференции «Молодые ученые в решении актуальных проблем науки». Владикавказ. – 2011. – С.411-414.
3. Tapio M., Marzanov N., Ozerov M., Cinkulov M., Gonzarenko G., Kiselyova T., Murawski M., Viinalass H., Kantanen J. Sheep Mitochondrial DNA Variation in European, Caucasian, and Central Asian Areas // Molecular Biology and Evolution. – 2006. – Vol.23. – N9. – P. 1776-1783.
4. Калоев Б.А. Скотоводство народов Северного Кавказа (с древнейших времен до начала ХХ века). – М. − 1993. – 228 с.
5. Марзанов Н.С. Значение популяционно-генетических исследований в животноводстве // Материалы I-й Всероссийской научно-практической конференции «Роль науки Южного Федерального Округа в развитии животноводства по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». – Черкесск, – 2006. – С. 115.
6. Профессор Арылов А.Н., директор Калмыцкого НИИМС, персональное сообщение.
7. Марзанов Н.С., Кудаев А.Ш., Апишева Ф.К. Исторические аспекты животноводства на территории Российской Федерации. Материалы VI международной научной конференции: Актуальные проблемы общей и адыгской филологии, посвященные 85-летию со дня рождения проф. З.И. Керашевой. – Майкоп, – 2008. – С.207-210.
8. http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/311385/. Дата обращения. 21.10.2017.
9. Марзанов Н.С., Магомадов Т.А. Аллелофонд овец романовской породы // Сельскохозяйственная биология. – 1997. – №2. – C.37-41.
10. Нартхэр. Адыгэ эпос. Семитомник. Составление, вступительный очерк, комментарии А.М. Гадагатля. – Майкоп, 1968-1971.
11. Кубатиев Б.Х. Блюда адыгской (черкесской) кухни. На русском, черкесском (кабардинский диалект) и турецком языках. Майкоп,: ОАО "Полиграф-Юг". 2008. – 480 с.
12. Саморуков Ю.В., Марзанов Н.С. Сохранение и рациональное использование генофонда молочного скота Российской Федерации. Учебное пособие. РАМЖ по курсу «Племенное дело в животноводстве». – Быково, 2002. – 49 с.
13. Попов Н.А., Ескин Г.В. Аллелофонд пород крупного рогатого скота по ЕАВ – локусу. – М., 2000. – 299 с.
14. Марзанов Н.С., Апишева Ф.К., Марзанова Л.К., Саморуков Ю.В., Кертиев Р.М. Современное определение понятия порода // Сельскохозяйственная биология. – 2007. – №6. – С. 16-23.
15. Фуртунэ А.Т. Овцеводство у молдаван в XIX – начале XX в.: (Историко-этнографический аспект). – Кишинев. Штиинца. 1989. – 97 с.
16. Сукунов Х.Х., Сукунова И.Х. Кабардино-черкесско-русско-англо-турецкий словарь в иллюстрациях. – Нальчик,: Издательский Центр «ЭльФа». 1998. – 416 с.
17. Хьэкун Барэсбий. Адыгэ къэкIыгъэцIэхэр – Словарь адыгских названий растений. – Налшык, 1992. – 250 с.
18. Персональное сообщение д.б.н., проф. Моисейкиной Л.Г., Калмыцкий госуниверситет.
19. Гъыщ Н. Пчэным ехьылIагъэу гущыIэ заул // Газета «Социалистическэ Адыгей». 17 марта 1984.
20. Дубынин В.А., Каменский А.А. Бета-казоморфины и их роль в регуляции поведения. Монография. МГУ – ИМГ РАН. – М.: Товарищество науч. изд. КМК, 2010. – 312 с.

Вестник науки АРИГИ №14 (38) с. 126-133.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)