Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Черкесская община Крыма. Черкесские мамлюки в крымской армии

Черкесская община Крыма. Черкесские мамлюки в крымской армии

Черкесская община Крыма. Черкесские мамлюки в крымской армии
История
admin
Фото: Адыги.RU
10:52, 21 март 2021
1 340
0
Начиная с золотоордынской эпохи в Крыму существовала весьма влиятельная группа черкесских феодалов. Черкесская династия правила крымской Готией (1403-1475), черкесский князь Миллен был владельцем Восперо (Керчи) в 30-е гг. XIV в. Жанкасиус Зих или Черкес-бек (Зиха-бей) занимал пост ордынского наместника Крыма в 80-е гг. XIV в. Значительное число черкесов проживало в генуэзских городах полуострова и, в первую очередь, в Каффе. В архиве Посольского приказа сохранилось весьма любопытное сообщение о панике среди черкесов Крыма, вызванной смертью Менгли-Гирея, когда многие представители этой общины поспешили в Керчь с тем, чтобы переправиться на черкесскую сторону пролива: «и в Керчь пришла весть в понедельник на святой неделе, что Менли-Гиреа царя в животе не стало; а тут в Керчь прибегли многие черкасци из Крыма, ино деи к ним
Черкесская община Крыма. Черкесские мамлюки в крымской армии
Начиная с золотоордынской эпохи в Крыму существовала весьма влиятельная группа черкесских феодалов. Черкесская династия правила крымской Готией (1403-1475), черкесский князь Миллен был владельцем Восперо (Керчи) в 30-е гг. XIV в. Жанкасиус Зих или Черкес-бек (Зиха-бей) занимал пост ордынского наместника Крыма в 80-е гг. XIV в. Значительное число черкесов проживало в генуэзских городах полуострова и, в первую очередь, в Каффе.
В архиве Посольского приказа сохранилось весьма любопытное сообщение о панике среди черкесов Крыма, вызванной смертью Менгли-Гирея, когда многие представители этой общины поспешили в Керчь с тем, чтобы переправиться на черкесскую сторону пролива: «и в Керчь пришла весть в понедельник на святой неделе, что Менли-Гиреа царя в животе не стало; а тут в Керчь прибегли многие черкасци из Крыма, ино деи к ним прислал во вторник на святой неделе болшей сын Менли-Гиреев, Магмед-Гирей с грамотою, чтоб они жили по своим местом потому же, как жили при отце его».
Обращает на себя внимание, что наследник трона Мухаммед-Гирей очень оперативно отреагировал на бегство черкесов и уже на второй-третий день после того, как обозначилось их скопление в Керчи, послал к ним своего представителя с письменным обращением о том, что при новом хане им гарантирована такая безопасность проживания в Крыму, как и при старом хане — его отце. Только из этого сообщения, даже не имея других источников, можно сделать вывод о проживании в Крыму при хане Менгли-Гирее какого-то значительного числа выходцев из Черкесии. В то же время, они не чувствовали себя в полной безопасности и такое беспокойство следует, прежде всего, пояснить недружественными отношениями между ханством и Черкесией.
М. Я. Чореф, анализировавший тамги, начертанные над входом в башню Кыз-Кулле, расположенную рядом с Мангупом, приходит к выводу о том, что эта башня принадлежала черкесскому княжескому роду Болотоковых: «Весьма вероятно, что верхняя часть западного бассейна реки Бельбек в XV-XVI вв. принадлежала представителям племени темиргоевцев, феодальным гнездом которых и было укрепление Кыз-Кулле»41.
В 1793-94 гг. академик Паллас путешествовал по Крыму и заметил, что поместье Кара-иляз принадлежит фамилии Адиль-бей Балатукова и «может назваться одним из лучших во всей Таврии не только в отношении своей романтической местности, но и по удобству и по превосходству своих садов».
Измаил Мурза Муфтийзадэ в исследовании, посвященном службе крымских татар в российской армии после 1783 г. подчеркивает особый статус двух фамилий черкесского происхождения — Балатуковых и Хункаловых. В период войны с Наполеоном симферопольским конно-татарским полком командовал майор Кая бей Балатуков, а Перекопским полком — майор Ахмет бей Хункалов. За проявленные отличия в блокаде и взятии Данцига командир Симферопольского полка князь Балатуков был произведен в генерал-майоры (7 декабря 1813 г.). Таким образом, он стал первым генералом российской армии из числа крымских татар.
Муфтийзадэ отмечает, что родоначальником фамилии Балатуковых был Аджи Бекир бей Болатин оглу из владетельных князей Большой Кабарды, прибывший с Кавказа при Каплан-Гирее в 1709 г. И «почти в одно с ним время прибыл оттуда же и принадлежавший к роду тех же князей Хункал бей, родоначальник фамилии Хункаловых».
Из князей Большой Кабарды, которые известны все без исключения, в 1709 году никто в Крым не переселялся и князей с такими именами мы в этой черкесской области не знаем. Зато в составе армии Каплан-Гирея упоминаются 5 тысяч темиргоевцев, которые, что совершенно очевидно, должны были руководиться князьями Болотоковыми. Поэтому после разгрома Каплан-Гирея в Большой Кабарде в 1708 г., какой-то темиргоевский князь мог переселиться в Крым. Его туда мог выдавить другой представитель владетельного рода, заручившись поддержкой князей Большой Кабарды, а также антикрымской партии внутри Темиргоя.
В районе Карасу-базара Челеби зафиксировал небольшое черкесское селение: «Стоянка селение Черкес. Это деревня на высоком холме с одной мечетью и ста черкесскими домами».
Анонимный турецкий автор в 1740 г. отмечает значительное черкесское присутствие в Джане (Джанкое): «Это значительное село, расположенное на большой реке, которая впадает в Азовское море. Оно защищено направленным к реке рвом. Там находится Ак-Чибукбег [?], вассальный вождь черкесского хана, который командует войском, составленным из людей 300 черкесских сел». Учитывая крымско-татарскую тран-скрипцию Джаней для обозначения княжества Жане и жанеевцев, мы можем предположить, что в названии Джанкой отобразилось название адыгского субэтноса. В таком случае Джанкой означает «джанское/жанское село».
Ко времени правления Сахиб-Гирея относится основание корпорации капы-кулу. В. Д. Смирнов подчеркивает, что «в учреждении высшего военного штата так называемых капы-кулу, которые представляют совершенное подобие турецких янычар, особенно обнаружилось подражание Сахыб-Герая османским порядкам». Главное сходство состоит в комплектации из рабов, в крымском случае — «преимущественно из черкесов».
Точная дата основания корпуса капы-кулу в источниках не называется. Но то обстоятельство, что он основан именно при Сахиб-Гирее и указание на черкесов, как основной элемент, может являться косвенным подтверждением правдивости свидетельств Реммал-Ходжи о значительности поражения, которое нанес черкесам Сахиб-Гирей.
Военно-служилое сословие капы-кулу, рабского происхождения, формировалось по типу капы-кулу или янычар в Турции. Челеби указывает, что численность капы-кулу в ханстве равнялась некогда 12 тысячам воинов, а в его время не превышала 3 тысяч: «Это целый полк из детей абхазцев, черкесов и грузин. Роду Османов от них никогда не случалось измены». Время основания крымских капы-кулу Челеби относит к периоду правления Менгли-Гирея, которому их предоставил султан Баязед «в качестве воинов-стрелков из ружей». Но главной их задачей, по всей видимости, являлась охрана османских интересов и присмотр за лояльностью хана.
По наблюдению В. Д. Смирнова, «эта гвардия, сплотившись в сильную корпорацию, потом имела иногда решающее значение в участи ханов — быть или не быть им на троне».
В истории ханства XVII-XVIII вв. особенно знамениты капы-агасы Сефер-Гази-ага и его сын, а также Мердан-Али-ага, который также наделил своего сына значительными полномочиями.
Мердан-Али-ага был приближен к династическому дому Гиреев. Его сестра была одалиской Селим-Гирея I, правившего четыре раза. От этой женщины у Селим-Гирея был сын Каплан-Гирей, впоследствии правивший дважды. Своей карьерой среди более старших и преуспевавших братьев Каплан-Гирей был всецело обязан своему дяде по матери — Мердан-Али-аге. Последний многократно одолевал просьбами хана Девлет-Гирея II, также сына Селим-Гирея, во время его назначения в 1698 г., чтобы тот в обход старших братьев, назначил на пост нур-эд-дина Каплан-Гирея.
Девлет-Гирей II упорствовал в своем нежелании нарушить принцип старшинства. Тогда Мердан-Али задействовал свои связи в Порте и хана попросил насчет Каплан-Гирея крупный придворный чин, приехавший с подтвердительной грамотой о назначении Девлет-Гирея ханом. Тот не смог отказать османскому послу и дал согласие на назначение Каплан-Гирея, но как только вельможа покинул Крым, хан выразил свое негодование Мердан-Али. После полученного выговора, Мердан-Али вместе с племянником-ханычем бежит в Кафу, где за них заступается османский наместник. Затем они отправляются в Стамбул. Здесь им помог каймакам Черкес Осман-паша, бывший когда-то невольником у Селим-Гирея и обязанный ему началом своей успешной карьеры в Порте. Черкес Осман-паша «любезно и предупредительно принял Каплан-Гирея и послал рапорт в Адрианополь». Девлет-Гирей требовал выдать ему беглецов, но у Мердан-Али были свои значительные связи при султан- ском дворе и хану отказали. В итоге, Мердан-Али отправился в почетную ссылку на остров Лемнос, а Каплан-Гирей поселен в районе проливов.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)