Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » Литература » Ш.Х. Хут как собиратель, исследователь и издатель сказочного эпоса адыгов.

Ш.Х. Хут как собиратель, исследователь и издатель сказочного эпоса адыгов.

Ш.Х. Хут как собиратель, исследователь и издатель сказочного эпоса адыгов.
Литература
admin
Фото: Адыги.RU
09:53, 22 август 2018
1 400
0
В богатейшем фольклорном фонде Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований находится большое число адыгейских сказок и сказаний. В Адыгее сбором фольклорных текстов стали заниматься с появлением добровольного Общества изучения Адыгейской Автономной области в марте 1925 г. Членами общества стали образованные люди Ибрагим Наурзов, Ибрагим Цей, Даут Ашхамафов и другие. Следует сказать, что и до появления вышеназванного Общества, просвященные адыги Шора Ногмов, Хан-Гирей и другие собирали и печатали в разных изданиях произведения устной словесности адыгов. Но эта работа носила фрагментарный характер.
Ш.Х. Хут как собиратель, исследователь и издатель сказочного эпоса адыгов.
В богатейшем фольклорном фонде Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований находится большое число адыгейских сказок и сказаний. В Адыгее сбором фольклорных текстов стали заниматься с появлением добровольного Общества изучения Адыгейской Автономной области в марте 1925 г.
Членами общества стали образованные люди Ибрагим Наурзов, Ибрагим Цей, Даут Ашхамафов и другие. Следует сказать, что и до появления вышеназванного Общества, просвященные адыги Шора Ногмов, Хан-Гирей и другие собирали и печатали в разных изданиях произведения устной словесности адыгов. Но эта работа носила фрагментарный характер.
Планомерно собиранием и изданием родного фольклора стали заниматься с открытием в 1929-м году в г. Майкопе Адыгейского научно-исследовательского института экономики, языка и литературы.
В дело собирания, исследования и издания адыгейских сказок и сказаний вложил много силы и здоровья доктор филологических наук, академик АМАН Хут Ш.Х.
Шамсудин Хаджасфарович рано познакомился с богатейшим фольклором адыгов. Длинными, зимними вечерами в хачеше его деда Исхака собирались сказители. Любознательный мальчик с восхищением, с удовольствием слушал предания далекой старины, запоминал их и рассказывал потом своим ровесникам.
Будучи учеником 5-го класса он записал от сказителей две сказки и прислал в Адыгейский научно-исследовательский институт экономики, языка и литературы.
Любовь к устно-поэтическому творчеству он пронес через всю свою жизнь. Будущий ученый, учась еще в Адыгейском педагогическом институте, ездил в фольклорно-этнографические экспедиции вместе с учеными Адыгейского научно-исследовательского института. Его приглашал ученый-фольклорист, нартовед Гадагатль А.М., который возглавлял тогда отдел литературы и фольклора института.
Позже, когда пришел на работу в Адыгейский научно-исследовательский институт, Хут стал вплотную заниматься собиранием, исследованием, изданием родного фольклора и в частности народных сказок. Он записал сказки от самых известных в то время сказителей. В том числе от Падиса Казанчи, Аюба Хамтаху, Зафеса Куваева, Бия Шаззо и многих других.
Шамсудин Хаджасфарович, продолжая дело своих предшественников, неоднократно издает сказания и сказки адыгов как на языке оригинала, так и в русском переводе в Майкопе, Краснодаре и Москве. Так, например, в 1987-м, 1989-м, 1990-м годах издает три сборника сказок на адыгейском языке. В первые два сборника автор включил волшебные сказки, а в третий – сказки о животных.
В первый сборник составитель включил 39 волшебных сказок, написал вступление, комментарии, приложил словарь. В предварительной статье дал определение волшебным сказкам, выявил их художественно-поэтические особенности. Сделал акцент на роль адыгских и русских просвещенных людей в деле собирания и издания богатейшего фольклора. Среди адыгов выделил Шору Ногмова, Хан-Гирея, Кази Атажукина; русских – Баранова, Булавина, Ермоленко и др. Называл сборники и газеты, на страницах которых печатался фольклор адыгов. В том числе: сборники «СМОМПК», «Сборник сведений о Кавказских горцах»; газеты: «Терские ведомости». «Кавказ», «Кубанские новости». Здесь же можно найти высказывания А.М. Горького об адыгейских сказках.
Шамсудин Хаджасфорович отмечает достоинства и недостатки сказок, изданных до революции («Забавные черкесские сказки», 1893 г. Издан Т.Ф. Кузиным, «Тембот», 1914 г. – издатель Е.З. Баранов, «Кабардинские легенды и сказки», 1915 г.)
В комментариях указывает место и год записи, кто записал, от кого записана сказка. Была ли раньше опубликована, если да, то где, кем и когда.
Во второй сборник вошли так же волшебные сказки. Составитель сопроводил его тоже введением, комментариями, словарем.
Большую роль в победе над врагом отводит коню героя, волку, орлу, полотенцу, земле, яблоку, зеркалу и т. д. В результате исследований приходит к выводу о том, что главные противники героя это мифологические персонажи иныжи (великаны), бляго (драконы), шайтаны, нагучица, а также социальные враги.
В третий – Шамсудин Хаджасфарович включил наиболее краткие по форме и глубокие по содержанию докучные и кумулятивные сказки и сказки о животных. Сборник сопроводил также как и предыдущие, необходимым справочным материалом. Примечательно, что здесь нашли место фотографии замечательных сказителей А. Хамтоху, А. Схаляхо и З. Куваева.
В 1987-м году Хут Шамсудин издает в Москве сборник «Адыгейские сказания и сказки». В 1993-м году в Майкопе издал под таким же названием сборник (18 сказаний и 46 сказок).
В 2003-м году в книжном издательстве «Качество» (г. Майкоп) он издает II том «Свода адыгского фольклора» «Сказки», вдохновителем и составителем которого был сам. 753 сказки нашли место в этом издании.
Шамсудин Хаджасфарович издал четыре сборника сказок для детей: «Тыджэгун» («Поиграем») 1983, «Дышъэ блэр» («Золотое ожерелье») 1986, «Къашъуш1э» («Отгадайте») 2004. Особую популярность среди детей имел сборник «Острый ум, ловкие руки», который вышел в Москве, издательстве «Малыш» двухсоттысячным (200 000) тиражом.
Итак, трудно оценить труд Хута Шамсудина Хаджасфаровича по возвращению народу его золотых россыпей – богатейшего сказочного эпоса. Шамсудин Хаджасфарович не только собиратель и издатель сказочного эпоса, но и его толкователь, исследователь. Им издано монографическое исследование «Сказочный эпос адыгов» (Майкоп, 1981 г.).
В данной монографии дает определение народной сказке. Указывает основные жанровые признаки, выделяет шесть видов сказок. «В адыгском сказочном эпосе несколько видов народных сказок: 1) волшебные, 2) сказки о животных, 3) бытовые новеллистические, 4) небылицы, 5) кумулятивные, и 6) докучные сказки. К ним примыкают некоторые менее характерные виды сказок. Немногочисленные повествования легендарного типа и сказки о богатырях нартского эпоса относятся к волшебным. Новеллистические рассказы и анекдоты, основным содержанием которых является бытовая тематика, входят в группу бытовых сказок» [1: 11] Далее в главе «Сказки о животных» он рассматривает идейно-тематическую сущность и систему образов сказок о животных. Здесь автор приходит к выводу о том, что в «животном эпосе адыгов имеются и самобытные сюжеты, и известные другим народам, что объясняется сходством исторического пути их общественного развития и взаимовлиянием культур различных народов». [2: 32].
Во второй главе «Волшебные сказки», Шамсудин Хаджасфарович рассматривает темы, сюжеты, идеи, образы волшебных сказок. В результате исследований приходит к выводу в том, что в адыгском волшебном эпосе встречаются сюжеты, известные в русском и мировом фольклоре. Приводит примеры. При этом отмечает, что особую сюжетную близость адыгские волшебные сказки обнаруживают со сказочным эпосом народов Кавказа. Совершенно справедливо автор отмечает, что волшебный сказочный эпос адыгов оригинален и самобытен, хотя в нем находим мотивы и сюжеты, общие со сказками других народов.
В очередной главе автор выявляет возникновение бытового эпоса и его социальную природу, устанавливает тему, идею, образы, своеобразие бытовых новеллистических сказок. Объединяет небылицы, кумулятивные и докучные сказки.
Отдельную главу отводит бытованию и судьбам народной сказки. В заключении отмечает, что сказка имеет большое идейно-воспитательное и историко-культурное значение и соврешенную художественную форму.
Таким образом, Хут Шамсудин Хаджасфарович проделал большую работу по сбору, исследованию и изданию сказочного эпоса адыгов.

г. Нальчик
Кумыкова З.Ш.


Литература:
1. Ш.Х. Хут. Сказочный эпос адыгов. – Майкоп, 1981. – адыгейское отд. Краснод. кн. изд-ва. – С. 11
2. Там же – С. 32.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)