Турция всячески старалась склонить черкесов на свою сторону в период Кавказской войны
Религия
В 1815 г. турецкий султан прислал некоего Хаджи-Магомета-пашу На собрании представителей шапсугов и абадзехов он настаивал на изучении Корана, службе в армии турецкого султана. При соблюдении этих условий он обещал турецкое подданство и возможность получения образования в Турции. Общество опять раскололось. Прошло около двух лет в непрекращающихся спорах. После всех этих перипетий Магомет-паше стало известно, что на него готовят покушение под предлогом, что он может разрушить единство адыгов, и он уехал в Стамбул. В 1825 г. Умар-паша из рода арнаутов уговорил мусульманского правителя послать его к абадзехам с целью склонить их на сторону Турции. Проводя пропаганду среди абадзехов и шапсугов, он предложил заняться образованием, уверовать в ислам, а молодым адыгам - служить в войсках Турции. Но и он не нашел поддержки среди
В 1815 г. турецкий султан прислал некоего Хаджи-Магомета-пашу На собрании представителей шапсугов и абадзехов он настаивал на изучении Корана, службе в армии турецкого султана. При соблюдении этих условий он обещал турецкое подданство и возможность получения образования в Турции. Общество опять раскололось. Прошло около двух лет в непрекращающихся спорах. После всех этих перипетий Магомет-паше стало известно, что на него готовят покушение под предлогом, что он может разрушить единство адыгов, и он уехал в Стамбул.
В 1825 г. Умар-паша из рода арнаутов уговорил мусульманского правителя послать его к абадзехам с целью склонить их на сторону Турции. Проводя пропаганду среди абадзехов и шапсугов, он предложил заняться образованием, уверовать в ислам, а молодым адыгам - служить в войсках Турции. Но и он не нашел поддержки среди населения и уехал в Стамбул. Большинство населения, по-видимому, немного знали об исламе как о целостной системе. Поэтому проблематичным для адыгов той эпохи было осознание принадлежности к мусульманской культуре.
В 1835 г. в Черкесии появился первый эфенди-просветитель Усток. Им было открыто около ста медресе, в которых люди, обученные им самим, обучали других читать Коран и судебные уложения. Только после такого обучения, подчеркивает З. Брантов, многие стали лучше понимать ислам. Именно процессу осознанного вхождения адыгов в мусульманскую умму автор придает большое значение, заостряя на нем внимание.
Не ставя своей задачей освещение истории распространения ислама и его идеологии, остановимся на нем лишь в той мере, в какой он влиял на политическую обстановку в Черкесии в 40-х гг. XIX в. В этот период общение с внешним миром, в связи с установлением полной блокады побережья, было осложнено. Надежд на помощь не было. Это привело к тому, что адыги стали видеть путь выхода из сложного положения во внутренней консолидации. Этому в немалой степени способствовал пример Шамиля. Наибы Шамиля в Черкесии, Хаджи-Магомет (1842-1843 гг.), Сулейман-эфенди (1843-1846 гг.), Магомет-Амин (1848-1860 гг.), способствовали усилению позиций мусульманского духовенства, которое до этого было малочисленным и не имело среди адыгов влияния. Ислам оказался той религиозной моделью, которая ориентировала адыгское общество на консолидацию. Население было обложено налогами. В своей деятельности наибы настаивали на ведении духовного суда по шариату, провозглашали равенство всех мусульман. Но шариат во многом противоречил адатам, а провозглашенный принцип равенства состоятельными сословиями трактовался как покушение на их благосостояние. Суды шариата вызывали критику со стороны населения. Сложилась поговорка: «Когда раскроется Коран, то у тебя всегда одною козою в стаде меньше, обвинитель ли ты или обвиняемый». Тем не менее, в результате деятельности наибов, особенно Магомет-Амина, пошел процесс изменения адыгского общества. Постепенно исламская практика становилась частью общественной и личной жизни в адыгском социуме.
В 1825 г. Умар-паша из рода арнаутов уговорил мусульманского правителя послать его к абадзехам с целью склонить их на сторону Турции. Проводя пропаганду среди абадзехов и шапсугов, он предложил заняться образованием, уверовать в ислам, а молодым адыгам - служить в войсках Турции. Но и он не нашел поддержки среди населения и уехал в Стамбул. Большинство населения, по-видимому, немного знали об исламе как о целостной системе. Поэтому проблематичным для адыгов той эпохи было осознание принадлежности к мусульманской культуре.
В 1835 г. в Черкесии появился первый эфенди-просветитель Усток. Им было открыто около ста медресе, в которых люди, обученные им самим, обучали других читать Коран и судебные уложения. Только после такого обучения, подчеркивает З. Брантов, многие стали лучше понимать ислам. Именно процессу осознанного вхождения адыгов в мусульманскую умму автор придает большое значение, заостряя на нем внимание.
Не ставя своей задачей освещение истории распространения ислама и его идеологии, остановимся на нем лишь в той мере, в какой он влиял на политическую обстановку в Черкесии в 40-х гг. XIX в. В этот период общение с внешним миром, в связи с установлением полной блокады побережья, было осложнено. Надежд на помощь не было. Это привело к тому, что адыги стали видеть путь выхода из сложного положения во внутренней консолидации. Этому в немалой степени способствовал пример Шамиля. Наибы Шамиля в Черкесии, Хаджи-Магомет (1842-1843 гг.), Сулейман-эфенди (1843-1846 гг.), Магомет-Амин (1848-1860 гг.), способствовали усилению позиций мусульманского духовенства, которое до этого было малочисленным и не имело среди адыгов влияния. Ислам оказался той религиозной моделью, которая ориентировала адыгское общество на консолидацию. Население было обложено налогами. В своей деятельности наибы настаивали на ведении духовного суда по шариату, провозглашали равенство всех мусульман. Но шариат во многом противоречил адатам, а провозглашенный принцип равенства состоятельными сословиями трактовался как покушение на их благосостояние. Суды шариата вызывали критику со стороны населения. Сложилась поговорка: «Когда раскроется Коран, то у тебя всегда одною козою в стаде меньше, обвинитель ли ты или обвиняемый». Тем не менее, в результате деятельности наибов, особенно Магомет-Амина, пошел процесс изменения адыгского общества. Постепенно исламская практика становилась частью общественной и личной жизни в адыгском социуме.
Ссылки по теме: