Процесс исламизации адыгов перед Кавказской войной
Религия
Данные Т. де Мариньи и А.О. Махвич-Мацкевича отделяют четыре десятилетия, тем не менее, спустя столь длительное время, наполненное событиями Кавказской войны, проповедью ислама, мы находим следы христианства в верованиях адыгов. Процесс исламизации адыгов начался с периода захвата Османской империей черноморского побережья в XV в., хотя часть историков связывает начало этого процесса с Золотой Ордой, и относит его к XIV в. Движение шейха Мансура в 1785-1791 гг. способствовало становлению ислама на Северном Кавказе. Но процесс исламизации был неравномерным в различных областях Северо-Западного Кавказа. По свидетельству Зачерия Брантова, ислам пришёл к адыгам-абадзехам сравнительно недавно. Причиной этого, по мнению автора, было то, что не было среди них подготовленного человека, который бы занимался его проповедью. Начало
Данные Т. де Мариньи и А.О. Махвич-Мацкевича отделяют четыре десятилетия, тем не менее, спустя столь длительное время, наполненное событиями Кавказской войны, проповедью ислама, мы находим следы христианства в верованиях адыгов.
Процесс исламизации адыгов начался с периода захвата Османской империей черноморского побережья в XV в., хотя часть историков связывает начало этого процесса с Золотой Ордой, и относит его к XIV в. Движение шейха Мансура в 1785-1791 гг. способствовало становлению ислама на Северном Кавказе. Но процесс исламизации был неравномерным в различных областях Северо-Западного Кавказа. По свидетельству Зачерия Брантова, ислам пришёл к адыгам-абадзехам сравнительно недавно. Причиной этого, по мнению автора, было то, что не было среди них подготовленного человека, который бы занимался его проповедью. Начало внедрения ислама у абадзехов он относит к 1800 г., когда мусульманский правитель, имеется в виду турецкий султан, прислал к абадзехам и шапсугам своего представителя - адыга-проповедника Занокова Карабатыра-пашу . Проповедуя ислам, он настаивал на приобщении к этой религии молодежи, с тем чтобы послать их на воинскую службу в Турцию. Можно сделать вывод о том, что религиозная пропаганда имела целью прагматичную задачу вербовки в армию адыгской молодежи. Аргументировал он это тем, что со временем все абадзехи и шапсуги окажутся под властью Турции. Некоторые соглашались с ним, утверждая, что надо дать своим детям достойное образование и принять ислам. Но часть населения отвергла предложение, не желая менять религию, в которую верили предки. Тщетно пытаясь уговорить адыгов, Заноков прожил среди них два года и уехал ни с чем.
Процесс исламизации адыгов начался с периода захвата Османской империей черноморского побережья в XV в., хотя часть историков связывает начало этого процесса с Золотой Ордой, и относит его к XIV в. Движение шейха Мансура в 1785-1791 гг. способствовало становлению ислама на Северном Кавказе. Но процесс исламизации был неравномерным в различных областях Северо-Западного Кавказа. По свидетельству Зачерия Брантова, ислам пришёл к адыгам-абадзехам сравнительно недавно. Причиной этого, по мнению автора, было то, что не было среди них подготовленного человека, который бы занимался его проповедью. Начало внедрения ислама у абадзехов он относит к 1800 г., когда мусульманский правитель, имеется в виду турецкий султан, прислал к абадзехам и шапсугам своего представителя - адыга-проповедника Занокова Карабатыра-пашу . Проповедуя ислам, он настаивал на приобщении к этой религии молодежи, с тем чтобы послать их на воинскую службу в Турцию. Можно сделать вывод о том, что религиозная пропаганда имела целью прагматичную задачу вербовки в армию адыгской молодежи. Аргументировал он это тем, что со временем все абадзехи и шапсуги окажутся под властью Турции. Некоторые соглашались с ним, утверждая, что надо дать своим детям достойное образование и принять ислам. Но часть населения отвергла предложение, не желая менять религию, в которую верили предки. Тщетно пытаясь уговорить адыгов, Заноков прожил среди них два года и уехал ни с чем.
Ссылки по теме:
В Адыгее родители 597 детей получают ежемесячную выплату из маткапитала
Князь Цицианов генерал-лейтенанту Глазенапу 2 апреля № 785 гор. Георгиевен
Из рапорта генерала от кавалерии Тормасова его Императорскому величеству. Июль 1810 год
Семейные традиции адыгов. Обычай избегания
Традиция или нарушение нормы?