Первое проникновение христианства на Северо-Западный Кавказ

Религия
Первое проникновение христианства на Северо-Западный Кавказ относится к VI в. Но для нас представляют интерес свидетельства, относящиеся к середине XIX в., годам жизни З. Брантова. Так, А.О. Махвич-Мацкевич считал, что христианство было введено у абадзехов несколько сот лет назад генуэзцами, которые торговали не только с кавказскими горцами, но и через их посредничество вели обширную торговлю с Персией, Туркестаном и Китаем. В качестве доказательства он приводит развалины христианских храмов, находящиеся в разных местах, и многочисленные могилы с крестами. Им засвидетельствован обычай поклонения «животворящему кресту». Этот знак христианства находился в каждом доме. Даже те, кто принял ислам, в знак уважения к кресту нашивали его на намазник, т.е. ковер для молитвы. Вышивали его на том месте, где молящемуся приходится касаться

Абадзехи, по его свидетельству, не совершали никаких таинств, не знали и не чтили памяти ни святых, ни мучеников. Но почитали Божью Матерь и торжественно праздновали Успение. В этот день прекращались тяжелые работы, население одевалось празднично, пелись песни и раздавались ружейные выстрелы в честь Пресвятой Девы Марии. При праздновании дня Божьей Матери абадзехи совершали богослужение в лесу, под открытым небом, у сложенного в древности из грубых камней алтаря, в который был водружен старый деревянный крест, являющийся предметом их почитания. Ни храмов, ни часовен у абадзехов не было. В день празднования, к полудню мужчины и женщины в праздничных одеждах подходили к назначенному месту. Как правило, в одном месте собиралось более тысячи человек. Жрец, обычно седой старец, стоял у алтаря. Молодые парни подводили к нему жертвенных животных - четырех молодых быков, восьмерых баранов и восьмерых козлов. По обоим сторонам от жреца становились пять мальчиков - двое справа, трое слева. У первых в руках находились три деревянные, одна в другую вложенные, чаши, у вторых -деревянный кружок с тремя ножами различной величины. На каменном помосте у алтаря ставились корзины с хлебом, лепешками, медом, маслом, сосуды с молоком. В отдалении от алтаря располагались мужчины, а за ними женщины. Присутствующие снимали шапки. За жрецом повторялась молитва, текст которой мы приводим по А. Махвич-Мацкевичу: «Та даге! Та шуга! Та мттики! Еша, Та-окъМара! Та-нанъ! Та,Та! то есть: Прекрасный боже! Великий Боже! Мы бедные!... Иисусе, Сыне Божий! Мария, МатиБожиа! Боже! Боже!». Во время молитвы старик то поднимал руки к небу, то складывал их крестообразно на груди. Затем приносили в жертву животных и приступали к их приготовлению. Каждый, у кого была какая-либо особенная просьба, подходил к старцу и проговаривал ее, после чего жрец направлялся к алтарю и передавал ее. Считается, что все просьбы достигают великого Та через посредство жреца. После этого начиналась обеденная трапеза. Приношения, поставленные у алтаря, оставались нетронутыми. Они предназначались для путников. В жертвенную кровь обмакивали куски ткани, так как она считалась самым действенным средством против болезней и колдовских чар.
По представлениям абадзехов, сама Мария сходила в этот день с небес на землю, принимала участие в празднике, благословляя и награждая присутствующих. Успение Пресвятой Богородицы являлось одним из самых важных, глубоко укоренившихся в религиозном сознании отголосков христианского мировоззрения. По данным А.О. Махвич-Мацкевича, даже на той территории абадзехов, где впоследствии был распространен ислам, память об Успении Богородицы чтится также высоко, как и на территории абадзехов-христиан. Участником таких обрядов в юношеском возрасте в 40-60-е гг. XIX в. мог быть и З. Брантов.
рисунок: Казбек Коджешау
Ссылки по теме:
ЦУР Адыгеи разъясняет: дольщикам вернут квартиры или деньги за недострой
ЦУР Адыгеи выяснил, как в приложении «Мой налог» принимать бесконтактную оплату
ЦУР Адыгеи рассказывает о поддержке мастеров народно-художественных промыслов
Аналитики ЦУР Адыгеи научили студентов АГУ распознавать фейки
ЦУР Адыгеи проведет прямой эфир с главой Гиагинского района