Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Черкесы Ирана: от рабства к персидской короне.

Черкесы Ирана: от рабства к персидской короне.

Черкесы Ирана: от рабства к персидской короне.
История
admin
Фото: Адыги.RU
01:38, 20 февраль 2020
1 621
0
Черкесы Ирана: от рабства к персидской короне. Хамед Каземзаде (Hamеd Kazemzadeh), специально для Caucasus Times. ПРАГА, 4 февраля, Caucasus Times. Сведений о роли черкесских мамлюков в политической жизни Персии (Иран) не мало. Тысячи жителей Кавказа – грузины, армяне и черкесы, были переселены в 16 веке в Персию Шахом Аббасом I (1588-1629). В этот период, согласно персидским источникам, черкесские мамлюки были христианами. Они были расселены в отдаленных территориях империи. Большие группы грузин, армян и черкесов примерно в период 1603-1605-х годов заселились в Исфахане. Этот регион был выбран не случайно. Перед лицом угрозы османских вторжений, Шах приступил к систематической депопуляции района к северу от Азербайджана. Позже потомки этих мамлюков стали частью персидского шахского двора и играли значительную роль во
Черкесы Ирана: от рабства к персидской короне.
Черкесы Ирана: от рабства к персидской короне. Хамед Каземзаде (Hamеd Kazemzadeh), специально для Caucasus Times. ПРАГА, 4 февраля, Caucasus Times. Сведений о роли черкесских мамлюков в политической жизни Персии (Иран) не мало. Тысячи жителей Кавказа – грузины, армяне и черкесы, были переселены в 16 веке в Персию Шахом Аббасом I (1588-1629). В этот период, согласно персидским источникам, черкесские мамлюки были христианами. Они были расселены в отдаленных территориях империи. Большие группы грузин, армян и черкесов примерно в период 1603-1605-х годов заселились в Исфахане. Этот регион был выбран не случайно. Перед лицом угрозы османских вторжений, Шах приступил к систематической депопуляции района к северу от Азербайджана. Позже потомки этих мамлюков стали частью персидского шахского двора и играли значительную роль во внутриполитической жизни Персии. Одной из наиболее влиятельных фигур в середине 16 века – начиная с середины периода правления Тахмасба и к началу периода власти Султан Мухаммада Кадабанда стала Парихан Ханум — дочь черкешенки Султанага Ханум и шаха Тахмасба. Однако о ней мы поговорим позже.

В период 17 века в этих местах побывали несколько известных путешественников, в том числе: в 1621 году — Пиетро делла Валле, в 1627 году – Герберт, в 1665 году — Жан-Батист Тавернье, в 1665 году — Жан де Тевено и в 1677 году – Джон Фрайер. Согласно документам, этих путешественников, в 16 и 17 веках в персидском обществе в период правления династии Сафавидов, определенное количество черкесов было представлено в обществе. Это были как военнопленные, так и те, кто был доставлен на эти территории силой.

В период с 1540 по 1553 годы Шах Тахмасб организовал четыре экспедиции на Кавказ. Именно в период этих кампаний большое количество военнопленных из числа черкесов, грузин и армян были доставлены в Персию. Большинство пленных были женщинами и детьми, которые были переданы во дворец. Мужчины служили рабами при дворце, а некоторые женщины вышли замуж за шаха или принцев. У Шаха Тахмасба было несколько жен родом из Кавказа. Матери 5 из 9 сыновей шаха, достигших зрелости, были родом из Кавказа. Из них четверо были грузинками и одна черкешенка.
Со временем они превратились в мощную силу, которая уже к смерти Шаха Тахмасба вступила в соперничество с Кезелбаш за право престола. Дворец был переполнен интригами, в которых также играли роль и женщины из гарема, каждая из которых пыталась содействовать приходу к трону кандидата из своей этнической группы.Одной из наиболее влиятельных фигур в середине 16 века – начиная с середины периода правления Тахмасба и к началу периода власти Султан Мухаммада Кадабанда стала Парихан Ханум — дочь черкешенки Султанага Ханум и шаха Тахмасба.Про нее писали, что она «была наиболее умна, нежели другие принцессы», а ее отец «прислушивался к ее мнению и советовался с ней по разным вопросам». Она была помолвлена с двоюродным братом, однако в связи с тем, что брак так и не состоялся, то могла постоянно быть рядом с отцом. Вокруг Парихан Ханум, ее брата Сулаймон Мирзо и дяди Шамхол Султона создалась черкесская партия. Ее резиденция была настолько велика, что позже Шах Аббас временно использовал ее территорию после коронации в городе Газвине. А сама Парихан Ханум благодаря располагавшемуся рядом с шахским гаремом саду имела свободный доступ во дворец.Всего в двух случаях Парихан Ханум сыграла роль главы государства. Первый раз это случилось, когда после смерти Шаха Тахмасба в 1576 году она содействовала приходу к власти Эсмаила Мирзо. Любимым сыном Тахмасба считался Хайдар Мирзо, чья мать была грузинкой и именно он рассматривался в качестве наследника престола. Однако Парихан Ханум вручила ключи от дворца своему дяди по материнской линии Шамхон Султону. Тот в свою очередь, незамедлительно взял контроль во дворце в свои руки и заполнил его 300 черкесами.



Заговор имел успех. Хайдар Мирзо, чья мать была грузинкой, был убит руками нескольких человек, среди которых был и Джамшед Бег, черкесский раб Султана Сулаймон Мирзо.



Однако новый король Эсмаил II (1576) не стал тем правителем, которого хотела бы видеть Парихан Ханум. Эмирам, которые имели привычку часто посещать дворец Парихан Ханум даже после его прихода к власти, он заявил, что «вмешательство женщины в государственные дела является позором для чести короля». После этих слов эмиры перестали посещать Парихан Ханум.

Султан Мухаммад Худобанда – следующий правитель, которого она привела к власти, узнав об опасном влиянии Парихан Ханум и ее черкесской группы в делах государства, решил избавиться от этой партии.



В день, когда они должны были войти в столицу – город Газвин, они приказали убить принцессу и ее дядю Шамхала. В связи со смертью Парихан Ханму, влияние черкесов в политические дела Сафавидов некоторое время было приостановлено, но никогда не прекращалось.



После падения династии Сафавидов лишь скудные свидетельства говорят об участии черкесов в политической жизни дворца. Можно предположить, что после Сафавидов закончился и период черкесских рабов. Однако в период правления Каджаров (1795-1925) у правителей Ирана было большое количество черкесских женщин.
Сегодня иранские черкесы представлены в виде этнической группы, проживающей преимущественно в центре и на юге Ирана. Черкесское общество города Дезкорд (Черкесский регион) сохранили свои отличительные национальные черты и сегодня, при этом переняв иранскую культуру, а именно язык и шиитский ислам.

Количество черкесов в Иране насчитывает от 5 до 50 тысяч человек, однако лишь 5000 из них смогли сохранить свои этнические особенности до наших дней. Тема жизни и деятельности современных иранских черкесов не подвергалась исследованию, поэтому эта тема и сегодня остается неразведанной современной наукой.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)