Человечность - цыфыгъ

Человечность - цыфыгъ
Культура
admin
Фото: Адыги.RU
00:13, 31 июль 2017
986
0
Человечность - цыфыгъ (адыг.), ц1ыхуыгъэ (каб.) Человечность -единство позитивных, объединяющих чувств и реакций. Во всем мире она ассоциируется с любовью, состраданием, пониманием, но прежде всего с любовью, как наиболее точным выражением полноценной внутренней связи между людьми. В адыгском языке «любить человека» означает «видеть его хорошим» - ф1ыуэ лъагъуын. Так передается нравственно акцентированная избирательность восприятий и отношений, когда в другом человеке видят хорошее, не придавая самодовлеющего значения плохому. Это своего рода «сочувственная объективность», противостоящая мизантропии и предполагающая осмысленное желание и готовность действовать в интересах ближнего.
Человечность - цыфыгъ
Человечность - цыфыгъ (адыг.), ц1ыхуыгъэ (каб.) Человечность -единство позитивных, объединяющих чувств и реакций. Во всем мире она ассоциируется с любовью, состраданием, пониманием, но прежде всего с любовью, как наиболее точным выражением полноценной внутренней связи между людьми.
В адыгском языке «любить человека» означает «видеть его хорошим» - ф1ыуэ лъагъуын. Так передается нравственно акцентированная избирательность восприятий и отношений, когда в другом человеке видят хорошее, не придавая самодовлеющего значения плохому. Это своего рода «сочувственная объективность», противостоящая мизантропии и предполагающая осмысленное желание и готовность действовать в интересах ближнего.
Специальным обозначением такой готовности является слово хьэтыр, ассоциирующееся с такими понятиями как «услуга», «уступка», «одолжение», «выручка», «понимание», «помощь». Говорят: «Необходимо видеть хатир человека» - Ц1ыхуым йыхьэтыр лъагъуын хуейшь. Так выражается обязанность войти в положение страждущего, «увидеть» чувства, доводы, желания другого человека, а также действовать с учетом его интересов, жертвуя своим временем, силами, средствами.
С почтением и благодарностью отзываются о людях, которые «имеют хатир» (хьэтыр йы1эщ) и осуждают тех, кому не свойственно идти на какие-либо жертвы ради других. На этой почве возникает потребность и привычка уступать другим, оказывать им помощь, услуги, создавать в обществе атмосферу социальной защищенности и уверенности в том, что в трудную минуту человек может рассчитывать на сочувствие и поддержку. Хьэтыр - это, кроме всего прочего, ожидание любви и понимания, и отсюда почти императивное обращение: Си хьэтыр къэлъагьу, означающая «Войди в мое положение», «Пойди мне навстречу», «Сделай это ради меня».
В обосновании и в самом процессе исполнения долга человеколюбия важное место занимает моральная категория под названием псапэ, имеющая двойное значение: 1) жажда или стремление души. 2) опора, надежда души. Благодаря такому соединению короткое слово псапэ выражает две основопологающие мировые идеи - благотворение и спасение. Вот почему в повседневном общении одинаково употребительны выражения псапэ щ!эп - «совершать псапэ» и псапэ къэхьын - «приобретать псапэ» Но разделение этих действий чисто условное, они слабы в едином «душеспасительном акте, в котором совершаемое, отдаваемое предполагает приобретаемое, а приобретаемое не существует без совершаемого. Не даром говорят: «Совершающий псапэ приобретает псапэ» - Псапэ зыщЬм псапэ къехь. Сложилось мнение, что совершая добрые дела, доставляя людям радость, человек, хотя и теряет на это время, силы, средства, в то же время и тотчас приобретает для себя - как бы взамен нечто гораздо большее, полезное и ценное - он очищает, успокаивает, спасает собственную душу.
Псапэ -воспринимается как моральная заслуга и ценность, прямо противоположная греху - гуэныхь, что в немалой степени способствует стремлению постоянно, каждодневно совершать добрые дела. Чем больше благодеяний, тем лучше - тем, как говорят, больше шансов заслужить благосклонность Бога.
Психотехника псапэ напоминает буддистскую практику просветления через чистое, свободное от корысти благодеяние. Если помогая людям, человек преследует только корыстные цели или, к примеру, сожалеет о том, что потратил на это свое время, силы, средства, то такая помощь считается не вполне полноценной в нравственном отношении: Уигум ей йылъу блэжъа 1Уэхуыр псапэ хъуыркъым - «Благодеяние, которое исходит не от чистого сердца, не станет истинным псапэ»; Пш1ам уыхушегъуэжым (уышЬфыгъуэжым) псапэ хъуркъым - букв.: «Сожаление о благодеянии уничтожает псапэ».
Обычно в таких случаях человек сам ощущает омрачающую сознание ущербность совершенного им действия, в то время как нравственно полноценное благодеяние вызывает прилив сил и чувство удовлетворения.
Еще большее, даже решающее значение придают чувствам объекта благодеяния. Если он испытывает облегчение, радость, благодарность значит действие достигло цели - механизм благодеяния сработал и потому обычно говорят: Псапэр - зыхуэпш1эм йыпсэм ф1эф1ыршь — «Псапэ - действие, услаждающее, успокаивающее душу страждущего». Это обязательное условие, помощь или услуга, не вызывающая у человека позитивного ответного чувства не считается полноценным актом благодеяния. Псапэ -духовная искра, которую высекает добро в сердцах людей, вызывая эффект обоюдного просветления и очищения.
Высшей инстанцей, определяющей, какие действия человека подпадают под понятие псапэ, а какие не подпадают является Бог. К нему обращаются с просьбой соответствующим образом оценить эти действия: Псапэ тхьэм йыш1 - «Да воспримет Бог как псапэ». Так говорит про себя и для себя не только субъект благодеяния, но и третьи лица - свидетели человеколюбивого поступка. Чтобы поблагодарить за ту или иную помощь или услугу используют аналогичное пожелание: Псапэу тхьэм къуитыж - «В виде псапэ Бог тебе да воздаст за это».
Выражая соболезнование родственникам покойного, часто говорят: Псапэу йыш1ар тхьэм 1их - букв.: «Совершенные умершим благодеяния (псапэ) да примет (зачтет ему) Бог». Это пожелание относится к числу наиболее изысканных в системе адыгской этики и особый интерес представляет его внутренняя форма: указание на то, что, быть может, и не все, что сделано человеком в расчете на благодеяние и воздаяние, будет именно таким образом воспринято Создателем. Какими станут его решения, не знает никто. Есть только уверенность, что они будут справедливыми, что человеку воздастся сполна за все его деяния на земле - добрые и злые.

Как видим, псапэ стоит у истоков и в центре древней религиозной системы адыгов. Эта ценность, прямо противоположная греху (гуэныхь) и поддерживающая тем самым постоянное желание приобретать псапэ. Каждый человек уверен в том, что чем больше добрых дел он совершит, тем лучше для его души. Псапэ куэд хъуыркъым - «Не бывает и не может быть излишка псапэ», - говорят в таких случаях.
Известно, что в европейской культурной традиции добропорядочным считают человека уже в силу того обстоятельства, что он не причиняет вреда другим людям. Отсюда понятие «минималистской этики», или «морального минимализма», которое сводится к формуле: «Действие, каким бы образом оно ни исполнялось, может считаться нравственным до тех пор, пока оно не причиняет зла другому». По адыгским понятиям, это пассивная и нравственно неполноценная позиция. Адыгство - философия каждодневных и бескорыстных действий в интересах ближнего, совершаемых не только при случае, - когда об этом просят или напоминают, - но и по собственной воле и инициативе. Поэтому вместе с общей готовностью к добрым, чело¬веколюбивым поступкам вырабатывается (через механизм псапэ) склонность к поиску ситуаций, в которых можно оказать помощь людям, как бы учитывая их желания, чаяния, мечты.
Способы такого действия разнообразны и зависят не только от личностных свойств субъекта благодеяния, но и от конкретных условий и обстоятельств, в которых он находится. Однако всегда были регламентированные формы. Так, в прошлом адыгский князь раз в год освобождал без всякой платы несколько крепостных. Отсюда наличие в социальной структуре феодального общества целого слоя вольноотпущенников - азэт. По сей день сохраняется обряд раздачи личных вещей покойника нуждающимся родственникам, обычай раздавать бедным десятую часть урожая - сэджыт и т.д.
Можно вспомнить также систему взаимопомощи: во время полевых работ, стрижки овец, строительства дома, заготовки на зиму дров и т.п. Или бытующий в сельской местности обычай так называемой «пятничной раздачи молока и яиц» - мэрем джаэдык1э гъэш.
В последние годы стало традицией посещать со всевозможными подарками приюты, тюрьмы, детские дома, дома престарелых. Обычно такие посещения приурочивают к религиозным праздникам: курман, мулид и др.
Все это накладывает своеобразный отпечаток на образ жизни и умонастроение адыгов: благотворительность, щедрая помощь страждущим превращаются даже в несколько навязчивую нравственную идею, смысл и назначение которой -сохранение в обществе этически выверенного социального и психологического равновесия, сокращение дистанции между благополучием и неблагополучием. Обычно в таких случаях говорят о характерном для социума высоком уровне синергизма (содружества, сотрудничества, солидарности), который выравнивает человеческие отношения, делает их более справедливыми и гуманными, а в конечном итоге - более рациональными.
Однако нельзя сводить псапэ к подобию индульгенции, это был бы упрощенный взгляд на сущность столь сложной идеи. Благодеяние должно совершаться бескорыстно и одно из самых строгих правил адыгской этики гласит: Псапэ ш1эи псым хэдзэ - букв.: «Сделай добро (псапэ) и брось в воду». В идеале псапэ - такая форма добрых дел, которая не требует взамен благодарности или наград, признания заслуг или прощения за какие-либо прегрешения. Это даже не столько служение Богу, сколько служение самому себе, своей душе. Говорят: Ф1ы пщ1эмэ зыхуэпщ1эр уишьхьэщ, уипсэщ - «Совершая добро, ты делаешь это для себя, для своей души», то есть в целях самоочищения, самосогласия и самоусовершенствования. В конечном итоге это деятельность по самоспасению, осуществляемая человеком в течение всей жизни и благодаря этому постоянно оберегающая его от несчастий, тревог, неудач.
Питательной внутренней «средой» человеколюбия является, как известно, эмпатия, то есть соучастие, сострадание, сопереживание. В адыгской этике в этом значении используется слово гуык1эгъу (адыг.), гуыш1эгъу (каб.), состоящее из двух элементов: гуы -»сердце», к1эгъу, ш1эгъу - букв.: «прибавить», «дополнить». В итоге получаем ряд однородных значений: «сердечное участие», «сердечная участливость», «сердечная связь», «сердечный отклик», и все они хорошо передают не только сущность, но и различные оттенки данного понятия.
В полном соответствии с идеей и общей направленностью человечности «участливость» оценивают как моральную обязанность и важное нравственное качество личности. Об участливом человеке всегда и с большим уважением говорят: гуш1эгъушхуэ хэлъшь, - «большой способностью участия обладает», ц1ыху гуыш1эгъулышь - «сердечный, участливый, жалостливый человек». Если же данное качество выражено слабо, в отзывах звучат оттенки сожаления, досады, осуждения: гуыш1эгъу хэлъкъым, гуш1эгъуншэшь -»бессердечный, черствый, жестокосердный».
Иногда развитую восприимчивость к переживаниям людей расценивают как врожденное качество, как особый, почти божественный дар. Действительно, не всем дано проникнуть во внутренний мир другого человека, понять и, главное, принять близко к сердцу его радость и боль. У каждого в этом смысле свой, присущий только ему, порог чувствительности. В то же время такая чувствительность воспитывается, меняется с возрастом или под влиянием каких-либо конкретных событий, условий и обстоятельств жизни. Есть, следовательно, все основания говорить о естественных и культурных детерминантах эмпатии. Обычно детей уже с 2-3-летнего возраста приучают распознавать и чувствовать чужую боль, радость или страдание, поэтому одно из самых простых правил адыгской этики гласит: Псэ зыхэту хъуам гуш1эгъу хуэш1ын хуейшъ - «Необходимо сочувствовать всем существам, в которых есть душа». Это означает, что в своих высших проявлениях эмпатия включает в себя не только врожденную, рефлекторную чувствитель-ность, но и вполне осознанное, доброе, благоговейное отношение ко всему живому, в том числе и к растительному миру.
Анализ человечности под этим углом зрения поражает обилием понятий, передающих сложную палитру процессов сопереживания, но наибольшую значимость имеют такие категории, как «нравственное внимание» - гуылъытэ, «нравственная память» - гуыкъэк1, «нравственное понимание» - зэхэш1ык1. Они, собственно, и образуют структуру эмпатии - ее различные звенья, слитые в едином процессе «теплого вхождения» во внутренний мир другого человека.
В отличие от внимания в обычном смысле слова, нравственное внимание предполагает стремление выявить переживания другого человека, чтобы этически грамотно отреагировать на них. Это особое отношение к людям - не только пытливое, расчетливое, но и заботливое, сочувствующее и термин, используемый для обозначения такого отношения, вполне отвечает данному содержанию: гуылъытэ - букв, «сердечный расчет или учет».
Так передается процесс или акт нравственно мотивированного сосредоточения сознания на переживаниях другого человека, способность не только увидеть, распознать его боль или страдание, но и принять эту боль близко к сердцу. И здесь нужна особого рода зоркость - «сердечная» или «душевная», подчиненная искреннему чувству любви, уважения, сострадания. Недаром же говорится, что глаза смотрят и видят, но по-настоящему распознает и выделяет радость или печаль другого человека именно сердце или душа, ср.: Нэр маплъэ, гуым елъагъу - букв.: «Глаз смотрит, сердце видит (распознает)»; Нэ нэфым уыфэк1ынт, гуынэфыращ 1ейр - букв.: «Не так страшна слепота глаз, как слепота сердца». Адыгская этика рекомендует жить и общаться с людьми, проявляя не холодный, не праздный, а «теплый» интерес к людям.
То же самое следует сказать и о нравственном воспоминание - гукъэк1. Важнейшее свойство памяти - ее избирательность. Что же касается нравственного воспоминания, то оно избирательно в том смысле, что обязывает отбирать и воспроизводить материал, который служит интересам другого человека. На первый план выдвигается здесь нравственная сторона памяти, и отсюда дословное значение термина гукъэк1 - «сердечное воспоминание», то есть теплое, доброе, сочувствующее.
Когда говорят о ком-либо: гукъэк1 йы1эшь - «обладает нравственной памятью», под этим подразумевают, что он добр, чуток, и в то же время находчив, предупредителен. Такой человек готов откликнуться на чужую радость, боль или беду каким-либо неожиданным, неординарным жестом участия, опираясь на забытую или игнорируемую другими информацию.
Нравственное воспоминание прочно связано с нравственным вниманием, является его продолжением и дополнением. Можно даже сказать, что это одна из форм внимания, а именно: нравственно мотивированное проявление внимания к актуальным на данный момент элементам прошлого, к тому, что, казалось бы, не имеет значения для настоящего и могло бы не приниматься в расчет. Поэтому совокупное действие нравственного внимания и воспоминания можно назвать нравственным озарением.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)