Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Позднейшие переселения хатукаевцев

Позднейшие переселения хатукаевцев

Позднейшие переселения хатукаевцев
История
admin
Фото: Адыги.RU
17:56, 31 январь 2020
1 174
0
Вскоре после смерти Деан-Чирия хатукаевцы перешли на жительство к р. Белой, повыше нынешнего аула Адамия. Место это называется Бгьэбзо. Еще позже, при наместнике Кавказа великом князе Михаиле, хатукаевцы опять переселились и основали нынешний аул Хатукай. Так изложил историю своего народа Б. Тлепий. Он же сообщил оригинальный вариант сказания о нартах Саусрук и Шибатенук, согласно которому Саусрук, решив жениться на Сатенай, обратился за помощью к Шибатенуку. Тот согласился, и они вдвоем отправились на сборище нартов в окрестности нынешней ст-цы Рязанской. Шибатенук перед этим приехал из-под Чэткъалэ (совр. Ставрополь). Дальнейший рассказ моего информатора был, к сожалению, прерван срочным вызовом его домой, и он только успел добавить, что родители Сатенай были против ее брака с «сыном пастуха», т. е. с Саусруком.
Позднейшие переселения хатукаевцев
Вскоре после смерти Деан-Чирия хатукаевцы перешли на жительство к р. Белой, повыше нынешнего аула Адамия. Место это называется Бгьэбзо. Еще позже, при наместнике Кавказа великом князе Михаиле, хатукаевцы опять переселились и основали нынешний аул Хатукай.

Так изложил историю своего народа Б. Тлепий. Он же сообщил оригинальный вариант сказания о нартах Саусрук и Шибатенук, согласно которому Саусрук, решив жениться на Сатенай, обратился за помощью к Шибатенуку. Тот согласился, и они вдвоем отправились на сборище нартов в окрестности нынешней ст-цы Рязанской. Шибатенук перед этим приехал из-под Чэткъалэ (совр. Ставрополь). Дальнейший рассказ моего информатора был, к сожалению, прерван срочным вызовом его домой, и он только успел добавить, что родители Сатенай были против ее брака с «сыном пастуха», т. е. с Саусруком.

Поблагодарив своих информаторов за интересную беседу, я в тот же день ушел в Усть-Лабинскую и выехал поездом в Краснодар.

28 октября побывал в Адыгейском областном музее, который все еще не был переведен в Майкоп. Среди экспонатов преобладают исторические. Немало и этнографических, а археологических мало. Особенно привлекли мое внимание деревянные урны из Карачая, куски «священного» дерева, в которые вбиты кованые железные кресты, плуг, борона, косы, серпы, старинные двери, низкая деревянная скамейка, на которой натухайский князь XIX в. Заноко Карабатыр вырезал ножом лабиринт, адыгейское знамя, захваченное царскими войсками в бою у Адагумского укрепления, шашка одного из убыхских дворян Берзеков и при ней пояс хаджи Алим-Гирей-Бабука Берзека, пистолеты и кольчуги известных адыгейских деятелей прошлого столетия, портрет хаджи Керен-дука Берзека, вождя горцев в последние годы Кавказской войны.

Директор музея И. А. Наврузов показал свои рукописи, которые готовил к изданию,— собрание адыгейских фамильных тамг, сборник сообщений иностранных авторов об Адыгее и Абхазии и, кроме того, библиографию об этих краях. По просьбе Наврузова я внес некоторые добавления в библиографию. На другой день я снова побывал в музее и услышал от Наврузова ряд интересных фактов из прошлого Адыгеи. Он лично знал семью, женщины которой вставали каждый раз, когда в их присутствии
упоминалось имя нарта Саусрука. Во время чапша, г. е. ритуального гуляния у постели больного, обязательно фигурировала в какой-то особой роли девушка, которая была единственной дочерью своих родителей. Женщина, имевшая лишь одного брата, не решалась расчесывать одну косу и есть только одно крылышко приготовленной для еды птицы.

Старик из Черноморской Ш а псу гни сообщил И. А. Наврузову, что в старину обычно устраивались вечеринки с оргиями. Молодежь обоего пола веселилась в одном из домов. При этом на столике горела свеча и около нее сидел сонный петух. В полночь он вскакивал и кукарекал. Взмахами крыльев гасил свечу, и тогда начинались оргии. Потом свечу снова зажигали и веселье продолжалось. В течение ночи петух трижды гасил свечу и трижды происходили оргии. Рассказчик слышал это в молодости от старухи, которая сама участвовала в таких вечеринках.

Шапсуги из сел. Красноалександровского передавали

И. А. Наврузову, что в старину каждая уважающая себя замужняя женщина обязательно заводила любовника и муж не противился этому, так как боялся, что любовник может зло подшутить над ревностью, а то и убить его. Мужья позволяли себе лишь мелкую месть, походившую на шутку.

И. А. Наврузов слышал от бжедугских стариков, что бжедуг-ский князь Баты-Гирей (Баты-Чирый) погиб не во время Бзиюк-екой битвы (в 1796 г.), а сразу после нее. Рассказывают, что после битвы бжедуги добивали на поле раненых шапсугов. Когда группа конных бжедугов вместе с Баты-Гиреем приблизилась к двум раненым, те, помогая друг другу, привстали, и один из них приветствовал всадников. Так как, по обычаю, отвечал старший, то раненые, узнав в нем Баты-Гирея, выстрелом убили его. Сами же бросились в кусты, где оказался еще один шапсуг с лошадью. Один из раненых уцепился за стремя, другой — за хвост коня, и все спаслись. Когда сраженный Баты-Гирей упал, то его оседланный конь прибежал к дому, где жил аталык Баты-Г ирея. Воспитательница Баты-Гирея воскликнула: «Раз конь прибежал раненым, значит, воспитанник (къан) убит!». И она пошла в аул Баты-Гирея, чтобы сообщить печальную весть. Похоронили погибшего в 2 верстах от аула Тахта му кай. А его невесту, княжну Катукову, выдали за другого. Везли ее в аул нового жениха мимо могилы Баты-Гирея. Около нее девушка спустилась*с арбы и долго шла, обливаясь слезами. Однажды мимо той же могилы проезжали два путника, из которых один был шапсугом. Узнав, кому сооружен такой красивый памятник, он закричал: «Это враг шапсугов!» — и выстрелил в памятник. Старики потом уверяли, что из камня потекли две маленькие струйки крови. Одна достигла земли, а другая застыла повыше. Следы крови оставались на памятнике будто бы долго. Когда строили шоссе из Екатеринодара в Тахта-мукай, старишиной в последнем был человек, который ненавидел князей. По его указанию рабочие разбили памятник и его куски употребили на строительство шоссе.

Л.И.ЛАВРОВ "ЭТНОГРАФИЯ КАВКАЗА"
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)