Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » Этнография » Описание быта местных племен побережья Черного моря

Описание быта местных племен побережья Черного моря

Описание быта местных племен побережья Черного моря
Этнография
admin
Фото: Адыги.RU
08:53, 06 февраль 2020
1 127
0
Произведения Произведения - одинаковые с Абхазией. Из царства животных водятся здесь в небольшом количестве лошади, ослы, буйволы, порода малорослых коров, изредка бараны и козы. В горах немного диких зверей, по скалам Главного хребта есть туры и альпийские козы, [а] также медведи; ближе к морю водятся куницы и зайцы; леса наполнены шакалами. Из домашних птиц видны одни куры, диких же - только можно заметить голубей, а по берегу моря - гусей и других, рыболовных птиц. Из царства растительного находятся по лесам и около аулов произрастающие без всякого присмотру яблони, груши, орехи, волошcкие и простые, в большом количестве каштаны, персики и виноград, не уступающий в величине ягод и во вкусе садовому, произведением которого занимаются в Закавказском крае. Произрастают хорошо кукуруза, гоми * и пшеница. Из огородных овощей
Произведения Произведения - одинаковые с Абхазией.
Из царства животных водятся здесь в небольшом количестве лошади, ослы, буйволы, порода малорослых коров, изредка бараны и козы. В горах немного диких зверей, по скалам Главного хребта есть туры и альпийские козы, [а] также медведи; ближе к морю водятся куницы и зайцы; леса наполнены шакалами. Из домашних птиц видны одни куры, диких же - только можно заметить голубей, а по берегу моря - гусей и других, рыболовных птиц.
Из царства растительного находятся по лесам и около аулов произрастающие без всякого присмотру яблони, груши, орехи, волошcкие и простые, в большом количестве каштаны, персики и виноград, не уступающий в величине ягод и во вкусе садовому, произведением которого занимаются в Закавказском крае. Произрастают хорошо кукуруза, гоми * и пшеница. Из огородных овощей видны огурцы, тыква и редька.
Строевого лесу множество пород: по высотам гор и по ущельям рек около Главного хребта - сосна и береза, ниже - дуб, клен, потом ясень, бук, орех, каштан и около моря - пальма. По берегу моря видны в разных местах небольшими купами и сосновые деревья, как то: между Гаграми и реками Хучупсу и близ реки Сочи.
__________________________
* Вид проса (в Приложении все примечания даны автором настоящей монографии).

Из царства ископаемого жителям здешнего края неизвестно никакое произведение.
От реки Бзыба до р. Сочи обитают абазины - поколение, одноплеменное с абхазцами, говорящее с ним ([одним и] тем же языком, без всякого приметного изменения. Называют они себя сами абадзою, иногда и садзами, под каким названием более известны соседям своим, ибо абадза - слишком общее название и принадлежит всему племени, колена которого находятся и на северо-восточной покатости Кавказских гор и распространились до самой Кубани.
Оклад лица, одежда, вооружение, образ жизни, обычаи и понятия их ни в чем не отличаются от других горцев сего племени, разве только в том, что они далеко уступают в воинственности племенам, обитающим по Кубани... Места, занимаемые ими, горы и леса сделали из них пеших воинов и хороших стрелков; особенно отличаются цельною стрельбою медовеевцы, в чем им должно отдать полную справедливость, как и в неутомимости, с которою делают по горам пешие переходы. Конницы у них нет: недостаток в пастбищных местах не позволяет садзам иметь лошадей, и только князья и уздени обладают оными в небольшом количестве. Вообще садзы дерутся только по лесам и в враждах своих с черкесами стараются ставить засады, не смея с ними мериться в открытом бою.
Добродетель садзов, общая... со всеми горцами,- гостеприимство, которое свято соблюдается.

Религия

Невзирая на частые сношения с турками и на пребывание сих последних по берегу моря, магометанская религия не распространилась между абазинами, одни только князья и уздени ее исповедуют, и те держатся весьма слабо предписываемых ею правил и обрядов. Народ же не имеет никакой религии, но полон суеверия и предрассудков, обнаруживающих смесь магометанства с идолослужением. Медовеевцы менее других имеют религиозные понятия.

Промыслы и торговля

Хлебопашество и скотоводство суть единственные отрасли промышленности, известные жителям здешнего края; садоводством они не занимаются, природа сама заботится о снабжении их плодами всякого рода. Пчел [раз]водят у медовеевцев и по берегу моря.
Поселение в тесных местах, не представляющих возможность разводить стада, [и] необходимость пропитания заставили их обратить внимание на хлебопашество и заняться им с тщанием. Около селений все почти пространство, за лесом и камнем удобное к вспашке, засеяно, но оно обыкновенно столь невелико, что дает жатвы едва достаточно для собственного их прокормления. Сеют кукурузу, гоми и в небольшом количестве пшеницу; у медовеевцев есть и овес. В некоторых местах, по берегу моря, разводят с успехом табак.
Медовеевцы и в хлебе терпят нужду, так что Маршания каждую осень выходят на линию, выпрашивая там у родичей своих и знакомых пшеницы и проса для пополнения зимнего запаса.
Рогатого скота весьма немного, как и баранов, так что зажиточные даже люди между садзами и медовеевцами обладают не более как 10-ю или 20-ю коровами и 30-ю или 50-ю баранами. Стада коз, пасущихся по горам, значительнее. В лошадях совершенный недостаток, родящиеся здесь - малорослы и слабосильны в сравнении с лошадьми Кавказской линии, но отличаются искусством ходьбы по трудным горным тропам.
Садзам и медовеевцам неизвестны даже промыслы, которыми занимаются горцы северной покатости хребта. Сукна для одежды, здесь приготовляемые, чрезвычайно грубы и непрочны; полотно из конопли, делаемое у медовеевцев, дурно. В оправе оружия и в приготовлении одежды они совершенно отстали от других горцев.
Торговля их ограничивается меною между собою и с турками, которые их снабжают необходимым для одежды - бумажным, шерстяным и шелковым товаром самого низкого разбору, [а также] оружием, порохом, свинцом и солью, в которых они терпят совершенную нужду. Променивают туркам пальмовое дерево, мед, воск и чаще всего женщин и мальчиков. Порох делают в некоторых селениях, между прочим и в Ахчипсу, за свинцом ходят в Абхазию, к Гумисте *.

Гражданский быт

Народ мало повинуется князьям и дворянам, которым обычай, некоторый достаток и личная храбрость дают право на уважение своих соотечественников, не предоставляя между тем никакой власти. В совете, когда князь известен храбростию, когда умеет увлечь толпу и согласовать намерения свои с желаниями народа, то может ожидать некоторого повиновения, и то только временного. Непостоянство характера и легкомыслие заставляют здешний народ бесправно разделяться, имея в виду одни частные выгоды.
Садзы числом хотя и не слабее убых и медовеевцев, но совершенно находятся под влиянием первых и часто переносят обиды от последних, причиною тому: согласие между собою убых, которым нетрудно управляться с садзами через разделение свое на отдельные общества и неприступность мест, занимаемых медовеевцами, которым для хищничества легче спускаться к морю, чем садзам для отомщения им идти в горы.

Разделение на общества

Абадза, населяющая восточный берег Черного моря от Бзыба до Сочи **, разделяется на множество обществ, независимых одно от другого, вольных, неповинующихся никакой власти. В каждом обществе есть одна или две фамилии, которые по древности рода, по достатку и по многочисленности пользуются общим уважением и неприкосновенностью, основанною на числе кровомстителей, которых они могут выставить в случае обиды, нанесенной одному из членов ее. Народной вражды между сими обществами не существует., что не мешает отдельным семействам предаваться распрям, часто нарушающим общее согласие.
_____________________________
* В ущелье р. Гумисты издавна существовал свинцово-серебряный рудник.
** Правильно - до р. Хосты.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)