Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » Культура » Краткий обзор горским племенам, живущим за Кубанью 1839 г.

Краткий обзор горским племенам, живущим за Кубанью 1839 г.

Краткий обзор горским племенам, живущим за Кубанью 1839 г.
Культура
admin
Фото: Адыги.RU
03:17, 22 март 2022
3 024
0
Краткий обзор горским племенам, живущим за Кубанью и вдоль восточного берега Черного моря, от устья Кубани до устья Ингура 1 февраля 1839 г., С.-Петербург
Краткий обзор горским племенам, живущим за Кубанью
и вдоль восточного берега Черного моря,
от устья Кубани до устья Ингура
1 февраля 1839 г., С.-Петербург

Основываясь на различии языков, которыми говорят горцы, населяющие Закубанье и берег Черного моря от устья Кубани вниз до Ингура, их можно разделить на три племени:
I.Племя абазин, имеющее собственный, коренной язык свой, ничем не сходный с языком черкесским, занимает берег Черного моря от Ингура до р. Саше, прилегающую к сему пространству юго-западную покатость хребта Кавказских гор и некоторые ущелья на северном склоне их, между Урупом и Белой речкой.
II. Племя черкес[ов], говорящее несколькими наречиями коренного черкесского (кабардинского) языка, заселяет берег Черного моря от р. Саше вверх до Анапы и все пространство земли между Кубанью и Главным хребтом Кавказских гор.
III. Ногайские татары, живущие вдоль по Кубани, одноплеменные им карачаевцы... занимают верховья рек Кубани и Теберды, впадающей в первую; говорят они наречием языка татарского. Кроме этих трех племен находится еще в горах народ, имеющий собственный язык свой; это убыхи, они занимают юго-западную покатость хребта Кавказских гор, между реками Саше и Шахе.
Племена эти, различаясь языком, отчасти и верою, сходны между собою характером, обычаями, образом жизни, одеждою и вооружением. Соседство турок или русских, степень самостоятельности, выгоды и невыгоды заселяемых ими земель и другие обстоятельства хотя и имели некоторое влияние на быт и на понятия разных горских племен, но не лишили их помянутого общего сходства.
Вера, господствующая между горцами, живущими за Кубанью и по берегу моря, магометанская. В Абхазии много новообращенных христиан, следы христианства видны и у сапсуг. Часть же сапсуг, абазех и абазин - идолопоклонники или не имеют никаких религиозных понятий.
Абазины и черкесы разделились на множество отдельных владений и обществ, частью связанных между собою узами родства и обоюдностью выгод, частью разделенных враждою.

I. Племена абазинские*

а) Абхазцы повинуются владетелю из древнего рода Ачь (Шарвашидзе). Занимают они берег Черного моря от р. Ингура до р. Бзыби. Самурзакань, присоединенная ныне к Мингрелии, составляла прежде один из четырех округов Абхазии, от которой отделяется р. Гализгою.
В 1808 г. (1810 г.- Г. Д.) еще Сефер-бей Шарвашидзе, сын Келеш-бея, с принятием христианской веры отдал себя в подданство русского правительства; потом абхазцы несколько раз буйствовали и были укрощены.
Жителей в Абхазии, не исключая Самурзакани, считают около 45000 душ мужского полу.
б) Садзы занимают берег Черного моря от укрепления Гагры до р. Саше. Разделены они на несколько обществ, по семьям князей и дворян, не владеющих округами, в которых живут и которые носят название фамилий их, но только первенствующих между согражданами своими. Округов этих семь: Гечь, Цандрыпшь, Аредба, Арткуадж (или Эсхорипш), Хамышь, Чужи и Чуа.
в) Саша, на реке Саше, или Сочи, одно общество по всему берегу Черного моря, за исключением Абхазии, признающее над собою власть князя. Настоящий владетель Саше - Али Ахмет. Саше не суть чистые абазины, они представляют трех сопредельных племен - абхазского, убыхского и черкесского, языками которых и говорят. Садзы вместе с сашою полагают до 12000 душ мужского пола.
г) Цебельда, называемая черкесами Херпыскуадж (аул Херпыс) по имени родоначальника цебельдинцев Херпыса Маршания, иногда и Цымпар. Живут цебельдинцы в местах неприступных, на юго-западной покатости хребта Кавказских гор, по верховью Кодора. Часть их вследствие семейного раздора между князьями Маршаниями переселилась в место, известное под названием Дал, невдалеке от прежнего жилья своего. В 1837 году они изъявили покорность русскому правительству и приняли приставство. Владетели Абхазии считают цебельдинцев своими подданными, между тем ими никогда настоящим образом не владели, напротив, цебельдинцы часто вторгались в Абхазию и производили в ней грабежи. Общей вражды между абхазцами и цебельдинцами не существует, многие из них связаны родством.
___________________________
* Речь идет об абхазско-абазинских племенах.

Жителей в Цебельде до 4000 душ мужского полу.
На юго-западной покатости хребта находятся еще:
д) Псоу- между истоками Бзыба и Апста, Аибга - у верховья р. Псоу, Ахчипсу -у верховья р. Мдзимты, Чужгуча - у верховья р. Мцы. Четыре общества эти, известные у черкес, живущих на северной стороне гор, под общим именем медовеевцев, суть абхазцы, удалившиеся по разным причинам в неприступные скалы, сопредельные вечным снегам. Занимая места неудобовозделываемые, бедные пастбищами и произведениями земли, они нуждаются в хлебе, в скоте и в одежде. В селениях только Ахчипсу и Чужгуча растут фруктовые деревья, которые находим по берегу моря, в Абхазии и у убыхов. Неприступность жилищ и крайняя бедность сделали медовеевцев хищниками, страшными своим соседям. С одноплеменными им абхазцами и садзами медовеевцы вступают в родство, иногда находятся с ними в дружеских сношениях, а иногда во вражде.
С черкесами медовеевцы ведут открытую вражду: переходя хребет Кавказских гор, они спускаются в лесистые ущелья Урупа, Лабы, Ходза и Белой речки, убивают там черкес и захватывают у них людей и скот. Почти ежегодно жители Чужгучи и Ахчипсу угоняют у абазех баранов; только раз удалось абазехам, собравшимся в большом количестве, ограбить несколько крайних домов в Ахчипсу.
Медовеевцы не имеют никаких религиозных понятий; некоторые только из дворян исполняют обряды, предписываемые магометанскою верою, не заботясь, впрочем, о догмах ее.
Во всех четырех медовеевских селениях первенствует фамилия Маршания, разделившаяся на две линии - на Мас-ипов и на Багаркан-ипов; первые живут в селении Псоу, последние-в Аибге, в Ахчипсу и в Чужгуче.
Медовеевцев, судя по местам, ими занимаемым, нельзя полагать более 5000 душ мужского полу.
Абазинские общества, поселенные на северо-восточной покатости хребта:
е) Башилбаевцы живут у верховья Урупа; до 1834 года они враждовали с русскими, но в том году вследствие набега, сделанного на них г. Зассом, изъявили покорность русскому правительству. Башилбаевцы признают над собою власть первостепенных узденей Маршаниев.... прежде плативших дань бесленеевским князьям Кануковым, что ныне прекратилось. Жителей в Башилбае - 860 душ мужского полу.
ж) Там, у верховья Большой Лабы; жители сего в 1834 году, после набега, сделанного на них г. Зассом, покорились; после того несколько раз отлагались и вновь были приводимы в повиновение. Врожденная страсть к хищничеству и бедность, побуждающая их к воровству, делают весьма ненадежными обещания, даваемые ими насчет верности и преданности после каждого наказания.
В Таме первенствуют уздени Заурумовы; они магометанского вероисповедания, прочие же жители Тама дурно выполняют и наружные обряды, предписанные Кораном. Тамовцы прежде платили подати кабардинским князьям, от чего теперь отказываются; Жителей в Таме - 270 душ мужского полу.
з) Кызылбеков аул, названный так по имени родоначальника, жителей его, Кызылбека Маршания, находится за горою Ахмет, у верховья реки Андрюк. В 1834 году кызылбековцы покорились, но после того несколько раз отлагались. Сказанное насчет покорности о тамовцах можно применить и к ним. В Кызылбековом ауле проживают три султана - Кабардинский, Сапсугский и Султан-Ханш, взимающие подать с жителей сего.
Жителей в Кызылбековом ауле - 220 душ мужского полу.
и) Шегирей, лежит у подошвы хребта Кавказских гор, над крутым и обрывистым берегом Малой Лабы. Жители Шегирея дики и бедны; находясь в связи с медовеевцами, они много им помогают в неприязненных действиях против черкес, от хищничества которых сами много терпят. В 1835 году шегиреевцы добровольно изъявили покорность, потом отказались от повиновения и после набега, сделанного на них г. Зассом в 1837 году, покорились вновь. Шегиреевцы едва ли преданы Корану, хотя некоторые из дворян их и исполняют обряды, им предписанные. Дворянская фамилия Шиокюш, равно как и другие жители Шегирея, платят дань бесленеевским князьям Шалоховым и Кануковым.
Жителей в Шегирее - 330 душ мужского полу.
к) Баговцы живут в трех небольших селениях, расположенных над р. Ходзою, у лесистой подошвы горы Ашишбог; они беднее еще шегиреевцев и, не имея лошадей, никогда не беспокоили Кубанскую кордонную линию. Первенствующие в Баге уздени Баг - данники бесленеевских князей Шалохов.
Баговцы - без положительных религиозных понятий; их считают не более 300 душ мужского полу.
л) Баракаевцы занимают в трех селениях утесистые берега Губса, близ подошвы главного хребта Кавказских гор; они богаче трех предыдущих обществ; между ними есть смельчаки, которые нередко ездят на воровство в наши пределы. Покорившись в 1835 году, в 1837 году они отложились, и поныне они непокорны. Трудная дорога и неприступность местоположения их ограждают от должного наказания за измену. Баракаевцы считаются данниками бесленеевских князей Шалохов, которым и платят подать. Признавая над собою власть первостепенных узденей Лях и Анчок, вступивших в родство с Даурами, одной из сильных абазинских фамилий, баракаевцы пользуются покровительством абазех.
Часть жителей в Баракае исповедует магометанскую веру; число всех их полагают в 620 душ мужского полу.
По несогласиям с соотечественниками три княжеские фамилии Лоовы, Дударуковы и Биберды с подвластными им дворянами и узденями выселялись из Абхазии на северную сторону Кавказских гор и образовали три отдельных общества, от которых теперь остаются только два селения:
м) Лоовов аул - на р. Куме, по правую сторону Кубани. Общество это было многочисленно и богато, особенно табунами лошадей, но чума в 1814 году, опустошившая Кавказ, и русское оружие значительно уменьшили народонаселение его и богатство.
Теперь в Лоовом ауле считают до 980 душ мужского полу, совершенно покорных.
н) Дударуков аул, также утративший прежнюю силу, поселен на левом берегу Кубани, против станицы Баталпашинской. Жители его, которых считают 870 душ мужского полу, повинуются князьям Дударуковым, совершенно покорным русскому правительству.
Жители аулов Лоовов и Дударуковых - ревностные магометане.
Бибердов аул существовал до 1829 года, когда в наказание за измену [был] разорен русскими войсками. Часть жителей его отведена в плен, остальные погибли.
Между языком абхазским, которым говорят все абазины, живущие на южной стороне Кавказских гор, и наречием, употребляемым абазинами, занимающими северный склон их, есть небольшое различие.

II. Племена черкесские

Племя черкес разделилось на два поколения, не сходных между собою как в отношении политического быта, так и в отношении наречий, которыми говорят. Корень же языка один, что и служит ясным доказательством одноплеменности их.
1) Поколение черкес, сохранившее коренной (кабардинский) язык свой во всей его чистоте, признающее над собою власть родовых князей, преимущественно присваивает себе название адыге. Оно распалось на несколько феодальных владений, которые, невзирая на размножение потомства своих родоначальников, остаются в прежнем составе, признавая обыкновенно главою старшего князя в роде, имеющего влияние на умы своих соотечественников, но не пользующегося никакою властью над другими князьями.
Владений этих шесть, они следующие:
а) Бесленей, повинуются князьям Кануковым и Шалоховым. До 1834-го года бесленеевцы непокорные занимали левый берег Большой и Малой Лабы; изъявив покорность русскому правительству, они в том же году [были] переселены на правый берег Большой Лабы и на Большой и Малый Тегени, впадающие в Уруп.
Число народонаселения у бесленеевцев простирается до 3750 душ мужского полу.
б) Келиоргой и в) Егерукай, достояние двух линий князей Балатуковых, соединены ныне под управлением князя Шерлетука. Два владения эти во время малолетства настоящего владетеля повиновались князю Джембулату Балатукову, который в 1830 году добровольно явился к князю Варшавскому (И. Ф. Паскевичу.- Г. Д.) с изъявлением покорности. Прежнее место жительства келиоргоевцев и егерукаевцев было между Лабою и Белой речкой; в 1835 г. Засс вместе с мохошевцами выселил их на Лабу, где они и находятся поныне, занимая левый берег низовья этой реки.
В Келиоргое и Егерукае считают 4580 душ мужского полу...
г) Мохошь, повинуется князьям Богорсук. Селения мохошевские расположены на левом берегу Лабы, выше егерукаевских жителей. У мохошевцев 1270 душ мужского полу.
д) Гатюкой, расположен частью на Лабе и частью на правом берегу Белой речки, между устьями ее и впадением в нее реки Пшахи. Гатюкаевцы, которых считают 2390 душ мужского полу, повинуются князьям из роду Гатюк, покорных русскому правительству.
е) Бжедухи, живут по низовьям рек Пшукупса и Пшиши, частью и над самой Кубанью, признавая над собою власть многих князей, друг от друга совершенно не зависимых, ведущих происхождение свое от двух родов - Черчиней и Камышей. Бжедухи покорны русскому правительству, число их полагают в 3000 душ мужского полу...
ж) За Кубанью, на Тегенях, между бесленеевцами и отдельно по Урупу и на Большом и на Малом Зеленчуках, поселены кабардинцы, с позволения правительства возвратившиеся из бегов. Число их простирается до 1950 душ мужского полу; каждое селение кабардинское повинуется проживающему в нем старшему князю или дворянину.
Черкесы, адыге, отличаются перед другими горцами религиозным фанатизмом и молодечеством на войне и в хищничестве - две отличительные черты характера их, бывшие долгое время причиною непокорности и упорства, с которыми они держались против натиска русских войск. Занимая между Белой речкой и Кубанью места ровные малолесные, не представляющие особенных препятствий к быстрому движению войск, они в последнее время подверглись набегам наших отрядов. Необходимость самосохранения заставила их покориться, и один страх удерживает их в повиновении.
Ревностные последователи Корана покорные черкесы едва ли могут быть откровенно преданными русскому правительству; ни удобства жизни, ни спокойствие, ни подарки, которыми они пользуются, по крайней мере до сего времени, не уничтожили в них скрытого чувства ненависти к русским, разноверцам и завоевателям их... преданности [черкесов] купить нельзя, ибо фанатизм религиозный часто заставляет их искупать грех услуги, оказанной неверным русским... преступлением, тайным или явным, клонящимся ко вреду русского же правительства. Нельзя сказать, чтобы между черкес не было, как и в каждом другом народе, людей, пользующихся здравым смыслом и благородными понятиями, но число их незначительно...
Многие молодые люди из числа покорных черкес в обретение блаженства будущей жизни, в удовлетворение страсти к хищничеству и иногда для того только, чтобы сделаться известным своим молодечеством, бросая семью и имущество, уходят в абреки... прощение за [их] преступления есть одна из мер, столько же, сколько и хищничество их, вредящая спокойствию Кавказской линии.
Пока воровство и разбои абреков будут прощаемы, до того будут абреки и Кавказская линия не успокоится. Утвердительно можно сказать, что две трети абреков, в настоящее время обеспокоивающие своими набегами Кавказскую линию, никогда бы не решились оставить семью и имущество, когда бы ни имели надежду по изъявлении покорности получить полное прощение.
Сверх того, местное начальство на линии привыкло ласкать возвращающихся абреков более черкес, живущих спокойно, выставляя необходимость этой меры, якобы полезной для спокойствия линии.
Действительно, с возвращением нескольких абреков число разбойников уменьшится, но вместо [и]их прибывают другие, не видя особенной выгоды жить спокойно. В 1835 году более 40 абреков прощены и получили дозволение возвратиться на прежнее место жительства; последовали ли за ними остальные, которые у абазех терпят недостаток во всем? Нет, некоторые из числа прощенных, успели снова бежать в горы и, высмотрев места на линии, служат проводниками хищническим партиям.
Удовлетворение просьб покоряющихся абреков [является] причиною и того, что покорный черкес, имея надобность какую-нибудь или делая требование к начальнику, часто самое бессмысленное, в случае неудовлетворения его уходит в абреки и начинает грабить и разбойничать, полагая этим достичь цели своих желаний или, по крайней мере, причинить убыток русскому правительству. Делает он это в надежде рано или поздно получить прощение и не лишиться навсегда тех выгод, которые он теряет от ухода в горы.
2) Черкесы, живущие по лесам и ущельям хребта Кавказских гор, на пространстве земли, ограниченном Белою речкою, Кубанью и берегом Черного моря, от Анапы до устья р. Саше, носят между горцами общее название абадза; они разделены на две породы вольных, неповинующихся князьям - на сапсуг и на абазех.
Убыхи хотя по происхождению своему и не принадлежат к имени черкесскому, но, слившись с соседями своими, которых язык предпочитают собственному, могут также быть причислены к абадза- название, которое присвоили им турки, общее с другими горцами. Черкесы, адыге, имея родовых князей, для отличия от себя называют абадзою всех горцев, не признающих над собою власти княжеской.
Абазехи и сапсуги говорят двумя наречиями черкесского языка, довольно сходными между собою; разница же между этими наречиями и языком кабардинцев довольно значительна.
а) Сапсуги, народ воинственный и смелый, занимает северную покатость хребта гор - от источника р. Пшукупс до Кубани и берег Черного моря - от Анапы до р. Шахе. Сапсуг сами горцы делят на больших и на малых, называя большими сапсугами тех, которые живут на северной покатости гор, против Кубани, малыми - сапсуг, занимающих берег Черного моря. Так называемые натухайцы, также сапсуги, получили... название это от земли, называемой Наткуадж (Натов аул). Между сапсугами нет князей, есть одни дворяне (уорк) и люди вольные (азат), которые имеют, как и первые, рабов.... Дворянских фамилий у сапсуг три: Абаты, Немиры и Шерлетуки; пользуясь полным уважением своих соотечественников, по обычаю, ведущемуся издавна, они между тем не имеют никакой власти над ними.
Большие сапсуги составляют одно общество; малые разделены на множество отдельных селений, тесно связавшихся только в последнее время для отражения русских войск, действующих наступательно на восточном берегу Черного моря.
Между приморскими сапсугскими обществами примечательно тагапса - на вершине речки того же имени. Общество это, состоящее не более как из 100 или 120 семейств, подобно медовеевцам, поселилось в неприступных скалах, враждуя со всеми горскими племенами, за исключением сапсуг. Тагапсы занимают дороги, ведущие близ поселения их к берегу моря, и без пощады убивают и грабят каждого встречного. Ни увещевания сапсуг, ни неприязненные действия убых и абазех, неоднократно ополчавшихся против тагапсы, не могли их принудить к перемене образа жизни.
Некоторые из черкес полагают, что тагапсы поклоняются кресту, другие считают их идолопоклонниками.
Частые сношения с турками развили понятия у сапсуг несколько более, чем у соседей их - абазех, но не имели такого влияния на религиозные чувства сего народа, которого бы можно было ожидать от этой связи. Только большие сапсуги и часть натухайцев последовали ревностно учению Корана и строго исполняют предписываемые им обряды, остальная же часть сапсуг держит ненавистное магометанам животное - свинью, не запирают женщин и продолжают чтить леса, животных и тому подобное.
Есть несколько сапсугских обществ, которые хотя и утратили совершенно учение христианской веры, но продолжают уважать крест и ему поклоняться, сохранив память некоторых христианских праздников. Сапсуг считают до 150 000 душ мужского полу.
б) Абазехи, отделенные от сапсуг р. Пшукупс, занимали прежде северную покатость хребта Кавказских гор вплоть до Белой речки; страх, наведенный в последнее время набегами русских отрядов, заставил их удалиться с открытых и привольных мест по Белой речке и по низовьям р[ек] Пшахи и Пшиши; они стеснились в лесах и по ущельям, где терпят недостаток в пастбищных местах, в пахотной земле, часто и в воде, ибо летом большая часть ручьев пересыхает.
Абазехи не повинуются своим дворянам, но страшатся их, ибо они, размножившись, составляют ныне значительную часть народонаселения; дворянство абазехское вообще бедно и поэтому более воинственно, чем народ.
Между вольными абазехами есть люди, пользующиеся некоторым достатком, которого предел есть 1000 баранов, несколько сот лошадей и рогатого скота и душ 20 или 30 крестьян.
Дворянские фамилии у абазех - Инемуква, Эдыге, Даур, Джангята, Амфок и Берзеки; немногие из членов их пользуются достатком, который стараются дополнить грабежом в русских пределах, часто и у соотечественников своих.
Дабы иметь проводников в русских границах и по окрестностям Кубани, абазехи охотно принимают к себе кабардинских и других черкесских абреков и даже беглых казаков. Абреки эти по недостатку земли и по бедности угодий ее никогда бы не смогли существовать у абазех, когда бы ни были снабжены припасами всякого роду от покорных черкес, которые им помогают и в воровстве, передавая известия, скрывая их и снабжая провиантом.
Абазехи вообще дурные мусульмане, не уважают эфендиев, не платят им десятины, как другие черкесы, и редко судятся по шариату, который есть единсrвенный доход духовенства у абазех, ибо за каждое определение по шариату платится эфендию 1 боз (кусок толстой бумажной материи, имеющий ценность одного рубля серебром). Много абазех не следуют учению Корана; они удержали привычки идолослужения, жертвуют ветрам, чтут священные леса и в распрях предпочитают шариату суд по обычаям.
Обычаи, заменяющие у абазех закон, налагают пени за убийство, за покражу, за бесчестие женщины и за обиду, нанесенную словом или делом.
По обычаям дворяне пользуются перед вольными абазехами преимуществом в цене, платимой за убийство или за покражу; по шариату все мусульмане равны и обида, нанесенная дворянину или вольному, изыскивается одинаково. По обычаю платится: за убийство дворянина - 240 штук рогатого скота, за убийство вольного абазеха - 200 штук, за убийство раба-160 штук. За покражу у дворянина лошади, быка, коровы, барана или козы,- когда похищенная скотина отыщется и возвратится,- то каждый из похитителей платит вдвое, так что если б пять человек похитили 1 корову, то истец получает свою корову и еще 10 коров пени.
Когда украденный предмет утрачен, то каждый из похитителей платит истцу втрое. Вольному абазеху при возвращении покражи похитители платят по одной скотине; когда украденный предмет не может быть возвращен, то они платят вольному вдвое. За украденную вещь из дому, самую бесценную даже, как то: ножик, плеть и так далее, платят два быка пени.
За бесчестие, нанесенное женщине или девушке, отплачивается обыкновенно смертию или взыскивается кровавая пеня по званию, равняющаяся пене за убийство. За рану шариат допускает примирение и плату, определенную обществом мусульман. Жена, нарушившая обет верности, по суду предается смерти или делается рабою мужа, который вправе ее продать. Бесчестие, нанесенное девушке, может быть искуплено женитьбою, когда того захотят родители ее.
За обиду, как то: угроза убить или когда кто возьмется за оружие, при примирении делается подарок; когда это случится в гостинном доме дворянина, то обидчик ему платит пени 7 штук рогатого скота. Кров дома у абазех священен, и силою из дому ничего не может быть взято; нарушитель права этого навлекает на себя мщение всего народа. Когда абазех, навлекший на себя взыскание, несостоятелен, то за него должны платить ближайшие родственники или он и семейство его делаются рабами истца. Взыскание делается всем обществом.
Обычаи у сапсуг и убых [одни и] те же, вся разница в плате.
Невзирая на неумеренное взыскание за покражу, абазехи беспрерывно похищают друг у друга скотину, часто и людей. Крайняя бедность, недостаток в одежде и в пище их доводят до того, и после, когда покража открыта, они часто предпочитают взысканию суда вражду и мщение истца, имеющую обыкновенным последствием убиение похитителя.
Абазех, по достатку и по понятиям общежития, можно разделить на абазех, живущих по течению рек, и на абазех лесных и горных; первые живут селениями, более достаточны и не так дики и хищны, как последние; абазехи лесные и горные живут в обществе двух или трех семейств и иногда по семьям отдельно.
Земля абазех покрыта непроходимыми, вековыми лесами, занимающими две трети всего пространства ими населенного. Бедная произведениями, она снабжает абазех количеством дурного проса и ржи, едва достаточным... По течению рек, в местах более привольных, абазехи сеют пшеницу, ячмень и овес, там находятся и сенокосные и пастбищные места. Из фруктовых деревьев у абазех по лесам раскинуты небольшие яблони, груши, кизил и орехи. В горах, прилегающих к убыхам, в округе, называемой Мезмей (Земля лесов), находят в большом количестве железо. На р. Пшахе есть горячий серный источник, а на Пшукупсе - нефтяные колодцы.
Реки, протекающие по земле абазех: река Белая (Сагуаш), принимающая в себя справа Вентхуве, слева Курджипсе... Пшиша и Пшукупс текут в Кубань. Реки эти, удобопроходимые во время мелководия, делают переправу весьма опасною в полную воду. Когда в Кубани и в Лабе наступает полноводие, то вода в них убывает, и обратно, когда Кубань и Лаба мелкие, то абазехские речки наполняются. Явление это объясняется характером гор, из которых вытекают помянутые реки: Кубань и Лаба берут начало свое из Главного хребта Кавказских гор, покрытого вечным снегом, пределом которого есть высота Сагдан (Оштен). Снега там начинают таять в мае месяце, когда горы на северо-западе от Гагр, дающие начало абазехским рекам, почти обнажены от снега, начинающего сходить в марте.
У абазех повсюду пролегают арбяные дороги по причине твердой глинистой и песчаной почвы, удобопроходимые во всякое время года. Только в нагорной части земли, населенной абазехами, дороги трудные. Через хребет Кавказских гор ведут от абазех две дороги: одна - к убыхам, другая - к сапсугам. Первая из сих дорог проходима только для конных, и зимою по причине крутизн и глубокого снега не посещается. Вторая от Белой речки, разрезав землю абазех на две равные части, выходит на Пшукупс, глубоким ущельем поднимается по течению его и потом уже вдоль р. Тугапши спускается к берегу Черного моря против места, занятого нашими войсками в 1838 году; по дороге этой абазехи летом и зимой ездят на арбах.
Народонаселение абазех можно положить не более как в 80000 душ мужского полу.
в) Убыхи - народ, между черкесами славившийся своим молодечеством и неустрашимостью, занимают юго-восточную покатость хребта Кавказских гор, между р[еками] Саше и Шахе. По берегу моря, между устьями сих рек, убыхи живут мешано с сапсугами, составляя несколько отдельных обществ - Хизе, Уордане, Шлисткуадж - и селения Зюешь, известные у соседей их под названием Ардона. Дворянских фамилий у убыхов две - Дещен и Берзеки; все они ревностные магометане, между тем как часть народа продолжает поклоняться кресту. Убыхи говорят собственным языком, не похожим ни на одно из наречий языков абазинского или черкесского. Народонаселение у убых не простирается за 5[000] или за 6000 душ мужского полу.
Близкие соседи между собою - абазехи, сапсуги и убыхи положили противиться русским донельзя; невзирая на это, они не оказывают друг другу никакой помощи, ограничиваясь каждый защитой собственной земли.
Причины упорства их: религиозный фанатизм, дикость и страсть к хищничеству... Средства к защите - лес и горы; надежда - на помощь Турции... а в последнее время-и... Англии... [все эти посулы о помощи] пустые слухи, которыми турецкие контрабандисты, хаджи, возвращающиеся из Мекки, и английские путешественники стараются в горцах поддержать падающий дух.
III. Племя татарское

а) Ногайские татары поселены вдоль Кубани от ст. Баталпашинской вниз до устья Лабы. Говорят они собственным языком, совершенно покорны, несут некоторые повинности кордонной службы и более других горцев сжились с русскими. Между ногайцами есть люди, действительно преданные правительству, невзирая на приверженность свою к магометанству. Немногие только из них находятся в абреках. У ногайцев нет дворян, а есть вольные люди, признающие над собой власть родовых князей, разделенных на пять поколений, как то: на Келембетей, на Мангит, на Кипчак, на Карамурзиных и на Наврузов.
Ногайцев считают 6760 душ мужского полу.
в) Карачаевцы, говорящие языком татарским же, занимают скалистые ущелья по верховью Кубани и р. Теберды; народ это не воинственный, занимается более скотоводством и выделыванием сукон и бурок, которыми торгуют. Карачаевцы в 1834 году добровольно покорились правительству и приняли приставство. У карачаевцев одна дворянская фамилия - Крым-Шакал, которая, как и народ, платит дань кабардинским князьям Атажукиным.
Число народонаселения в Карачае простирается до 4000 душ мужского полу.

Штабс-капитан барон Турнау *.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)