Развитие феодализма в Кабарде

Развитие феодализма в Кабарде
История
zara
Фото: Адыги.RU
12:03, 04 февраль 2020
4 892
0
Утрата высшей власти князьями разрушает некогда стройную систему вассалитета. «В относительно короткий исторический срок, – отмечает В.Х. Кажаров, – кабардинские пши из своеобразных монархов (в рамках своих княжеств) превратились в неполноправных подданных империи». Происходит массовое обнищание и «окрестьянивание» многочисленного дворянского сословия, прежде не знавшего иного занятия, кроме воинской деятельности на службе у сюзеренов.
Утрата высшей власти князьями разрушает некогда стройную систему вассалитета. «В относительно короткий исторический срок, – отмечает В.Х. Кажаров, – кабардинские пши из своеобразных монархов (в рамках своих княжеств) превратились в неполноправных подданных империи». Происходит массовое обнищание и «окрестьянивание» многочисленного дворянского сословия, прежде не знавшего иного занятия, кроме воинской деятельности на службе у сюзеренов.
Ликвидация политической самостоятельности Кабарды повлекла за собой уничтожение системы сюзеренно-вассальных отношений в Центральном Предкавказье, что стало одной из важнейших причин подрыва политического положения князей и упадка кабардинского феодализма.
Фактически разрушается и система феодального землевладения – в силу несоответствия основных принципов ее существования (условного, иерархического и фамильного) российским представлениям о полной помещичьей собственности.
Утрата политической власти аристократией резко сузила диапазон возможностей к урегулированию сословно-классовых конфликтов, что еще более дестабилизировало социальный порядок.
В результате включения Кабарды в состав России образовался новый жизненный уклад из остатков традиционных и привнесенных извне элементов, механическое сочетание которых не означало системной целостности. Во многом именно этим объясняется В.Х. Кажаровым «болезненность и внутренняя конфликтность последующего социального и культурного развития кабардинцев, утрата ими подлинных ценностей и обретение мнимых в виде суррогатов навязываемой культуры, обращение народа в качестве самозащиты к прошлым традициям и нахождение только формы в силу утраты их живого духа» – тезис, актуальность которого в современных условиях продолжающегося этнического кризиса не нуждается в обосновании.
Таким образом, представленная В.Х. Кажаровым в рамках исторической этнологии развернутая концепция социокультурного развития адыгов в процессе их интеграции Россией позволила выявить степень и глубину трансформации адыгского этнического социума, обосновав целый ряд положений, имеющих важное значение для понимания деструктивных последствий взаимодействия различных социоцивилизационных систем.
Несмотря на то что при изучении процессов трансформации традиционных институтов кабардинцев в конце XVIII – первой половине XIX в. В.Х. Кажаров не стремился к абсолютизации собственной точки зрения, многие его идеи и поставленные научные проблемы в настоящее время получают более детальное рассмотрение в работах аспирантов и молодых ученых, становятся объектами диссертационных и монографических исследований, апробируются на конференциях различного уровня. В частности, изучение дальнейшей трансформации основной социальной единицы кабардинцев в пореформенный период, в русле концепции В.Х. Кажарова, было продолжено в диссертациях Д.Н. Прасолова и Х.С. Кушхова. А.Х. Абазов в рамках юридической антропологии исследует процессы трансформации правовых институтов кабардинцев в конце XVIII – начале XX в.; вопросы функционирования и трансформации института абречества у кабардинцев рассматриваются Т.Х. Алоевым, Р.Р. Кардановой (Кошукоевой), а на материале народов Северо-Восточного Кавказа – В.О. Бобровниковым. Общий подход В.Х. Кажарова, предложенный им при разработке теоретических проблем, связанных с изучением особенностей функционирования и трансформации традиционной культуры адыгов в различных исторических условиях, стал методологической основой диссертации М.Н. Губжокова, а также очерка «Традиционная культура адыгов» в «Адыгской энциклопедии»28. Концепция В.Х. Кажарова оказала значительное влияние на исследование Х.С. Кушховым традиционных общественных институтов кабардинцев в пореформенный период. Докторант В.Х. Кажарова Ф.А.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)