Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » Культура » В ЧЕРКЕСИИ, АДЫГЕЕ И КУБАНСКИХ СТАНИЦАХ (1937 г.)

В ЧЕРКЕСИИ, АДЫГЕЕ И КУБАНСКИХ СТАНИЦАХ (1937 г.)

В ЧЕРКЕСИИ, АДЫГЕЕ И КУБАНСКИХ СТАНИЦАХ (1937 г.)
Культура
zara
Фото: Адыги.RU
01:22, 20 июль 2020
3 936
0
На этот раз предстояло побывать у тех групп адыгского населения, которые были мне знакомы только по литературе. Кроме того, заинтересовала совершенно неизученная небольшая народность— абазины. Мой учитель и сослуживец А. Н. Генко был первым исследователем абазинского языка. Меня привлекала перспектива стать пионером изучения истории и этнографии абазин.
В ЧЕРКЕСИИ, АДЫГЕЕ И КУБАНСКИХ СТАНИЦАХ (1937 г.)
На этот раз предстояло побывать у тех групп адыгского населения, которые были мне знакомы только по литературе. Кроме того, заинтересовала совершенно неизученная небольшая народность— абазины. Мой учитель и сослуживец А. Н. Генко был первым исследователем абазинского языка. Меня привлекала перспектива стать пионером изучения истории и этнографии абазин.

18 октября прибыл в столицу Черкесской автономной области и первым делом навестил музей краеведения. Экспозиция его с прошлого года не изменилась.

Ближайшее к областному центру абазинское сел. Псыж носит черкесское название, обозначающее «Кубань». Старое наименование — Дударуковское (Дударыкъвакъыт). Селение тянется на несколько километров по обе стороны шоссе. Улицы в кем прямые. Дворы, как правило, большие, с огородами, но без садов. Преобладающий тип заборов — неглубокий ров с низким земляным валом. Последний иногда облицован булыжником. На гребне вала кое-где густо растут деревья, составляющие живую изгородь. Ворота либо отсутствуют (т. е. для проезда оставлен незагорожен-ный перерыв в заборе), либо они казачьего типа. Дома или турлучные, или саманные. Большинство их побелено. Крыши четырехскатные и двухскатные, преимущественно камышовые, но есть черепичные и железные. На крышах возвышаются кирпичные дымари русского образца, и изредка вместо них встречаются плетеные, свидетельствующие, что в доме сохраняется еще старинный очаг. Такие конусообразные плетенки располагаются не в центре крыши, а сбоку фасадной стены, над выступающим из стены наружу полуконическим (внизу иногда четырехгранным) дымоходом, начинающимся у самой земли, В одном случае дымоход находился в углу дома.

Остановился я в семье, где мать разговаривала с детьми по-абазински, а с бабушкой все они говорили по-кабардински, так как она кабардинка и абазинского не знает.

Ужин состоял из запеченных кусочков солонины, хлеба и чая. Завтракали сметаной, в которую макали хлеб; все это запивали калмыцким чаем. Последний был подан в миске. Ели его деревянными ложками.

Первое, пока что очень поверхностное, представление об этнографических особенностях абазин составил из беседы с хозяйкой.

Князья Дударуковы считались очень богатыми. Славился их конский завод, специализировавшийся на разведении скакунов кабардинской породы. Приходя по делу к Дударуковым, жители не смели переступать порог их дома. Сохранилась память о том, как Дударуков застрелил из винтовки корову, которая случайно забрела к нему во двор.

Вернувшись из Псыжа в город, сразу же выехал на подводе в сел. Бесленей (Бэслъией). Живут в нем бесленеевцы. Мой возница, бесленеевец X. Хатуов, оказался человеком разговорчивым и любознательным. Узнав, что я из Ленинграда, он поинтересовался: каков в этом году урожай в Ленинграде и есть ли у меня дома корова? Мои ответы привели его к заключению, что мы живем плохо.
В Бесленее остановился на ночь у своего возницы. Хозяйка накормила нас картофельным пюре с маслом. Вместо хлеба ели пасту (п1астэ). Пили и чай.

Бесленей был образован из трех отдельных селений, названия которых до сих пор носят три его части. Северная часть — Джэм-буэтей, по имени Джембота Тхазартукова, одного из бесленеев-ских тлякотлешей {л!зкъуэлъэщ), т. е. первостепенных дворян; средняя — Тхэзартыкъуэй; южная — Буэгупсей. Обе последние тоже носят имена бывших феодалов. Кроме Тхазартуковых и Бо-*гупсовых были у бесленеевцев еще две тлякотлешские фамилии — Когороковы (Къуэгъуэрыкъуэ) и Дохшуковы (Дэхъшыкъуэ). Последние занимали сел, Вакожиле, которое до революции называлось Дохшукаем (Дэхъшыкъей). Высшая феодальная власть у бесленеевцев принадлежала князьям Каноковым (Къаныкъуэ).

Бесленеевец М. Охтов рассказал предание, согласно которому предок Тхазартуковых был крепостным у князей Каноковых.

Другой житель этого селения, X. Гучекул, 81 года, сообщил, что бесленеевцы жили в мире с абазинами, но постоянно враждовали с абадзехами и убыхами. Сел. Тхазартукай в старину находилось на р. Урупе (Уэрп) в местности 1уащхьэныкъуэ— «Половина кургана». Сейчас в Бесленее проживают несколько абадзехских семейств и один убых, происходящий от пленного, превращенного бесленеевцами в крепостного.

В Черкесской автономной области существуют только два бесленеевских селения. Второе называется Вакожиле (Вак1уэ-жылэ) — «Община пахарей».

22 октября я поехал автобусом в кабардинское сел. Хабез. Улицы его сравнительно прямые, как и в Бесленее. Заборы сложены из колотого камня, но встречались и плетни. Для проезда во двор оставлен незагороженный участок. В других случаях имеются ворота казачьего типа.

Кубанские кабардинцы — главная народность Черкесской автономной области. Есть кабардинское селение н в соседнем Карачае — Хумара (Хъумара), но у самих кабардинцев оно известно под названием Абукъхьаблэ.

Против Хабеза, на правом берегу р. Малый Зеленчук, лежит абазинское сел. Инжичкун. Улицы, постройки, заборы и ворота в нем такие же, как в Хабезе. Видна мечеть с минаретом башенного типа. Несколько в стороне от Инжичкуна возвышается на обрыве старинная башня. Узнав, что она называется Адиюх (Адииху), я вспомнил легенду о красавице Адиюх, записанную в Большой Кабарде. В ней говорится, что «из камней сооруженный дом Адиюх стоял в недоступном месте, на высокой горе, в верховьях Инжиг реки»,1 т. е. Большого или Малого Зеленчука. Публикуя легенду, издатели не предполагали, что на Малом Зеленчуке сохранилась та самая постройка (каменная башня, а не «из камней сооруженный дом»), к которой она относится, и что эта легенда широко известна не только в Кабарде, но и в Черкесии. Вот вариант легенды, услышанной мною в Хабезе.

В башне жил храбрый человек. И была у него жена, красавица Адиюх. Из башни на другой берег р. Малый Зеленчук был протянут висячий полотняный мост, по которому хозяин каждую ночь перегонял лошадей, отбитых в схватках с врагами. Заслышав, что муж возвращается домой с табуном, Адиюх высовывала из окна свою ручку, на которой был перстень, излучавший свет. Когда однажды муж похвастался своим геройством, Адиюх заметила ему, что без ее помощи он не смог бы ночью перегонять лошадей по зыбкому мосту. Муж вскипел и гордо заявил, что шашкой отрубит ее руку, если она еще посмеет осветить ему путь. На следующую ночь, заслышав конский топот, она по привычке высунула в окно руку, но вспомнила угрозу мужа и отдернула ее назад. Муж вместе с табуном свалился в бушующий поток и погиб. Адиюх зарыдала, укусила себя в плечо и вырвала кусок мяса. Красный цвет камней в соседнем ущелье до сих пор напоминает о крови, которая текла при этом из ее плеча. Потом Адиюх отправилась на поиски тела своего мужа. Вода унесла его до нынешнего Невинномысска. Там его похоронили и на могиле насыпали большой курган. Адиюх нашла курган и пыталась его разрыть, но не смогла этого сделать. Курган остался разрытым лишь наполовину и известен адыгам под именем 1уащхьэныкъуэ — «Половина кургана».

Л.И.ЛАВРОВ "ЭТНОГРАФИЯ КАВКАЗА"
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)