Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » Этнография » В БАЛКАРИИ И ДРУГИХ МЕСТАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (1936 г.)

В БАЛКАРИИ И ДРУГИХ МЕСТАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (1936 г.)

В БАЛКАРИИ И ДРУГИХ МЕСТАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (1936 г.)
Этнография
zara
Фото: Адыги.RU
21:14, 17 февраль 2016
2 362
0
Когда я стал младшим научным сотрудником Института этнографии Академии наук СССР, мне поручили исследование земельных отношений в дореволюционной Балкарии, и в связи с этим я отправился туда за полевым материалом. Кроме того, дирекция института попросила собрать новейшие статистические данные о хозяйственном и культурном строительстве в национальных областях Северного Кавказа.
В БАЛКАРИИ И ДРУГИХ МЕСТАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (1936 г.)
Когда я стал младшим научным сотрудником Института этнографии Академии наук СССР, мне поручили исследование земельных отношений в дореволюционной Балкарии, и в связи с этим я отправился туда за полевым материалом. Кроме того, дирекция института попросила собрать новейшие статистические данные о хозяйственном и культурном строительстве в национальных областях Северного Кавказа.

Утром 21 июня прибыл в г. Грозный. На улицах много мужчин. На них широкие кавказские рубахи со шнурковыми пуговицами и глубокими карманами на груди или черкески. Почти все в высоких папахах. Поражало большое количество вооруженных чеченцев. Молодые чеченки были одеты по-городскому, а пожилые — в длинные платья без талии, со сборками на груди. На улице кричат погонщики быков, запряженных в двухколесные арбы. Встретилась арба, которую тащил верблюд.
Навестил директора Чеченского музея, Шери нова Заурбека, брата известного героя гражданской войны, Шернпова Асланбека. После Шернпова виделся с автором чечено-русского словаря, А. Г. Мациевым. Он рассказал, что готовит к изданию два новых словаря, большой и диалектологический чеченского языка. К сожалению, ни тот ни другой так и не вышли в свет!

22 июня вечером выехал поездом в г. Орджоникидзе, куда и прибыл на рассвете. Город показался мне очень живописным: красивые дома в стиле предреволюционного модерна, много зелени, бушующий Терек и величественная панорама гор с белоснежным конусом Казбека. Над Тереком возвышалась эффектно расписанная мечеть с двумя минаретами.

Лучи солнца сбежали с гор, и осетинская столица проснулась: люди заторопились на работу, на учебу, на базар и по другим делам. Среди прохожих преобладали русские, но осетин и ингушей было тоже немало. Часть горцев одевалась по-городскому, но почти всегда с какой-нибудь национальной деталью. Пожилые горцы ходили в черкесках или бешметах. Еше чаще, чем черкески, на глаза попадались кинжалы. Однако их здесь носили реже, чем в Г розном.

Зашел в Музей К. Хетагурова, занимавший три комнаты в здании Северо-Осетинского научно-исследовательского института. Кроме заведующего, в музее никого не было, и он любезно познакомил своего единственного посетителя с каждым экспонатом.

В недавнем прошлом г. Орджоникидзе был административным центром не только Северо-Осетинекой, но и Ингушской автономной области, и поэтому здесь продолжал находиться Ингушский научный музей. Он размещался в двухэтажном здании. В четырех залах экспонировались коллекции естественноиеторнчеекого, археологического, этнографического, исторического, экономического и художественного отделов. В историческом отделе были выставлены различные фотографии и несколько подлинных писем известного чеченского абрека Зелим-хана. Неплохо выглядел этнографический отдел.

Осмотрел Северо-Осетинский научный музей. Здесь имелись те же отделы, что н в Ингушском. Из подлинных вещей было главным образом оружие.

В тот же день уехал в Нальчик. Столица Кабардино-Балкарии еще не отстраивалась и выглядела дореволюционной слободой. Областные учреждения размещались в старых неприспособленных зданиях.

Посетил местный музей. Его заведующий, М. И. Ермоленко, познакомил меня с экспозицией. Она занимала четыре комнаты. Естественно исторический и этнографический отделы были бедны. Последний содержал одежду, кое-какое оружие, модели арбы и пр. Исторического отдела не существовало. Имелся небольшой художественный отдел. Больше половины музейной экспозиции приходилось на археологию (неолит, эпохи меди, бронзы, железа). Это объяснялось тем, что Ермоленко страстный археолог. Выше
я употребил слово «экспозициям, но правильнее было бы сказать, что вещи лежали безо всякой системы. Впечатление хаоса усиливалось от весьма оригинальных пояснений заведующего. Однако нужно отдать должное Ермоленко, создавшему музей на пустом месте и собравшему богатые и очень ценные коллекции археологических материалов. Этот человек, невзирая на возраст, в любую погоду мог, не колеблясь, отправиться пешком за десятки километров, чтобы спасти вещи из случайно обнаруженного погребения или селища. Правда, техника его раскопок была далека от совершенства. Можно было наблюдать, например, такую сцену: Ермоленко присел на корточках и с кручи опускает на веревке ведро, а мальчишка под кручей выковыривает из земли содержимое погребения и но своему усмотрению определяет, что бросить в ведро, которое Ермоленко затем потянет вверх.

В Кабардино-Балкарском научно-исследовательском институте познакомился с пожилым заслуженным учителем, лингвистом

Н. Цаговым и молодым фольклористом А. Кешоковым (ныне — известный писатель).

26 июля побывал в соседнем кабардинском селении, которое русские называют Вольным аулом (по-кабардински Бэрэмтэ). Селение состоит из больших усадеб, утопающих в зелени. Отсутствием правильной планировки оно напоминает бжедугские и шапсугские селения. Здесь такие же кривые улицы, то чрезвычайно узкие, то, наоборот, очень широкие, и такие же турлучные дома, правда, крытые черепицей и всегда беленые. Есть н каменные дома, одни стоят в глубине двора; другие — вблизи улицы, но боком к ней; третьи же выходят длинной стороной на улицу, а окнами во двор. Забором служит плетень или каменная стенка на глиняном растворе (высотой меньше. 1 м). А дворы отделены друг от друга живой изгородью из акации. Ворота встречаются двух типов. Один из них — две горизонтальные жерди, концы которых свободно вставлены в сквозные отверстия в двух боковых столбиках. Чтобы «открыть» такие ворота, нужно было вынуть из отверстий обе жерди. Другой тип ворот— 13—18 вертикально расположенных палок, переплетенных тонкими прутьями. Нередко посередине имелась оставленная незаплетенной горизонтальная полоса шириной около 20 см. Здешние телеги все четырехколесные, казачьего типа; обе их бортовые лестницы обшиты досками, как у казаков. Кое-где на улице попадаются ослы и буйволы.

27 июля совершил на автобусе поездку в Бакса некое ущелье. Первая половина пути проходила по степи, параллельно горам, через несколько кабардинских селений, довольно однотипных. В них широкие улицы, просторные дворы, такие же, как в Вольном, дома, типы заборов и ворот. Бросается в глаза сходство кабардинских селений с адыгейскими. Но есть и разница. Так, если в Адыгее большинство домов не имело внешней и внутренней побелки стен и крыто преимущественно соломой и камышом, то здесь все дома беленые и почти у всех крыши черепичные. Вообще кажется, что адыгейская материальная культура архаичнее кабардинской.


Л.И.ЛАВРОВ "ЭТНОГРАФИЯ КАВКАЗА"
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)