В ЧЕРНОМОРСКОЙ ШАПСУГИИ

В ЧЕРНОМОРСКОЙ ШАПСУГИИ
Этнография
zara
Фото: Адыги.RU
02:13, 27 январь 2019
2 574
0
Дойдя до речки, увидел крыши долгожданного Неджиго. Оно расположено на р. Макопсе (Мэкъопсы), которую в этом месте называют Нежигучей (Нэжъыгук1ей). Подобно другим шапсугским селениям, Неджиго застраивалось без плана. Срубных домов не оказалось. Здание тоже бездействующей мечети и здесь трудно было отличить от крытого дранкой жилого дома.
Дойдя до речки, увидел крыши долгожданного Неджиго. Оно расположено на р. Макопсе (Мэкъопсы), которую в этом месте называют Нежигучей (Нэжъыгук1ей). Подобно другим шапсугским селениям, Неджиго застраивалось без плана. Срубных домов не оказалось. Здание тоже бездействующей мечети и здесь трудно было отличить от крытого дранкой жилого дома.

Записав рассказы о доисламских верованиях и местные названия окрестных гор, рек и урочищ, в тот же день отправился пешком в сел. Красноалександровское II. По пути встречались в лесу

не успевшие одичать яблоки, оставшиеся от населения, которое покинуло родину после Кавказской войны. Плоды их кислые, но величиной не уступают средним садовым яблокам. Замечу,

что в Красноалександровском II жил тогда аспирант И, В. Мичурина, который приехал в Шаисугию, чтобы собрать образцы фруктов в покинутых адыгейских садах.

Путь из Неджиго оказался немногим легче пути в него. Тропа часто терялась, и снова приходилось идти напрямик. Несколько раз срывался с небольших обрывов. Пройдя сенокосы, снова
обрел тропу и около 10 ч вечера добрался до цели.

28 июля, во время краткосрочного посещения сел. Красноалександровское III (Шъогэйкъу), услышал, что в нем есть потомки русских, которые во время Кавказской войны попали в плен к шапсугам.

На следующий день вместе с А. К- Хашбой мы отправились пешком за 7 или 8 км в сел. Божьи Воды (ныне Кировское, ноша псугски Тхьэгъапшъ). Шли так называемой военной дорогой, проложенной царскими войсками в 1860-х гг.

Селение лежит в узком ущелье, при слиянии рек Негуш (Нэгъуш ь) и Псезуапе (Псыш1у). В селении еще не было колхоза, партийной и комсомольской организаций.

Планировка Божьих Вод оказалась довольно правильной. Дворы располагались по обеим сторонам ровной аллеи из ореховых деревьев. Проезжая часть вымощена булыжником. Некоторые дома имели два этажа. Первый этаж использовался для хозяйственных нужд. Часто встречались остекленные террасы дачного типа и художественная резьба па окнах и дверях. Видел большие дворы с несколькими жилыми домами. возможно свидетельствующие о больших семьях. Уже закрытая мечеть представляла собой деревянный дом, рядом с которым возвышался вместо минарета помост на столбах.

Мы остановились у братьев Бгане (Бгъанэ), уроженцев аула Афипсип. Один из них очень интересовался местной историей и был корреспондентом Адыгейского музея в Краснодаре. Младший при появлении старшего брата каждый раз вскакивал и не садился без его разрешения, хотя оба были женаты и разница между ними не превышала 4 лет.

Рядом жил 67-летний хаджи, носивший белую чалму. Он регулярно совершал во дворе положенное число намазов. Другие здешние старики делали то же.

(отрывки)
Л.И.ЛАВРОВ "ЭТНОГРАФИЯ КАВКАЗА"
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)