Каковы же пути возрождения?

Каковы же пути возрождения?
История
zara
Фото: Адыги.RU
12:03, 04 февраль 2020
3 461
0
Каковы же пути возрождения? Не вдаваясь в детали этого сложного процесса, укажем лишь на два основных закона развития национальной культуры: закон преемственности и закон заимствования. Закон преемственности означает опору на собственные силы, на свой жизненный потенциал. Культурные традиции, передаваясь от поколения к поколению, совершенствуются, очищаются, оттачиваются, становятся все более «человечными» и объемными (например, некоторые правила «благородного» поведения, присущие в свое время лишь знати, распространяются н на другие слои, становясь общенациональными).
Каковы же пути возрождения?
Каковы же пути возрождения? Не вдаваясь в детали этого сложного процесса, укажем лишь на два основных закона развития национальной культуры: закон преемственности и закон заимствования. Закон преемственности означает опору на собственные силы, на свой жизненный потенциал.

Культурные традиции, передаваясь от поколения к поколению, совершенствуются, очищаются, оттачиваются, становятся все более «человечными» и объемными (например, некоторые правила «благородного» поведения, присущие в свое время лишь знати, распространяются н на другие слои, становясь общенациональными).

Как уже говорилось выше, национальные культуры, сумевшие сохраниться в течение столетий, безусловно, обладают большим внутренним потенциалом, и в этом плане нужно лишь обеспечить им свободу развития.

Но не меньшее значение имеет и второй закон-—закон заимствования (или, как иногда его называют, закон взаимовлияния).

Национальная культура, не соприкасающаяся с другими, имеет тенденцию к застою, а всякий застой с течением времени может привести (и зачастую приводит) к деградации. Поэтому можно с научной достоверностью утверждать, что взаимодействие, контакты с инонациональными культурами—необходимое условие для нормального развития любой национальной культуры. В результате контактов она не только отдает какие-то свои, приемлемые для другой нации,, элементы, но и обогащается сама за счет достижений других наций, соответственно их переработав и сделав составными частями своей культуры.

История преподносит нам примеры и другого варианта развития, культуры.

В качестве одного из них можно привести так называемую «реконкисту»—высылку в XIII—XV вв. из Испании (во имя восстановления единства нации и национальной культуры) множества арабов, населявших ее с VIII в. Представляется, что колоссальная утечка мозгов и рук, произошедшая тогда, явилась одной из причин того, что Испания, при всем своем благоприятном географическом положении, и сегодня не числится среди наиболее развитых государств. Еще более показателен пример фашистской Германии, культура и наука которой значительно обеднели в результате высылки массы ученых и деятелей культуры не немецкой национальности (хотя можно только благодарить судьбу за это, так как иначе она могла бы первой создать атомную бомбу). И наоборот, история свидетельствует о том, что там,, где нации нашли возможности не только для сосуществования, но и для сотрудничества, возникают все условия для улучшения их экономической жизни и расцвета культуры. Примерами здесь могут служить Австрия, Бельгия, Скандинавские страны, США.

Что касается севсрокавказских народов, то думается, что история их взаимоотношений в течение веков являет достойный пример взаимопонимания и добрососедства.

Достаточно часты случаи совместной защиты или объединения сил для решения каких-нибудь задач. Речь здесь идет не только о взаимоотношениях между кабардинцами и балкарцами, но и об их отношениях с русскими в начальный период. Общеизвестно, что до начала Русско-кавказской войны, развязанной царизмом из колониалистиче-скнх соображений, между северокавказцами и казаками имело распространение куначество, т. е. дружеские соседские отношения, хозяйственная взаимопомощь.

Многие кабардинские (вообще адыгские) воины участвовали в походах русских войск, особенно против крымских татар, тогдашних традиционных врагов адыгов. Да и после окончания Русско-кавказской войны, разделившей народы потоками крови, простые люди достаточно скоро (в исторических масштабах) восстановили нормальные отношения, оказывали помощь друг другу в тяжелые годы гражданской войны, голода, в условиях сталинских лагерей (отец автора этих строк в 30-х годах был спасен от голодной смерти в лагере русским заключенным, знакомым с ним в долагерной жизни).

Нации всегда находят пути взаимного сближения и сотрудничества, если в дело не вмешиваются амбиции политических деятелей или же амбиции шовинистические и националистические. Ибо единая человеческая природа подсказывает каждому здравомыслящему человеку, что у всех народов требования и потребности сходны. Это самосохранение, сбережение генофонда, потребность жить на своей земле, говорить на своем языке, пользоваться своими обычаями...

Те, которые, признавая эти права за своим народом, отрицают их у других, в конечном счете выступают и против собственного народа, потому что в условиях вражды с соседями ни один народ не может реализовать эти права в полной мерс.

Напротив, добрососедство, взаимопонимание стимулируют обмен культурными достижениями, тем самым способствуя интенсивному и закономерному развитию национальных культур (конечно же, только при вышеоговорениом условии свободы развития национальной культуры, так как при политическом и идеологическом давлении существует тенденция разрушения культуры небольшой по численности нации и поглощения ее культурой более многочисленного народа).

Не нужно обладать особой наблюдательностью, чтобы заметить в любой национальной культуре элементы, заимствованные у соседних народов. Так, бросается в глаза множество сходств в обычаях, этикете, ритуалах кабардинцев и балкарцев, многие сходства между этими же сторонами быта у них и у казаков, и т. д. Конечно, человек недалекий может начать считать, кто у кого больше заимствовал, опять-таки для обоснования существования «развитых» культур, которые якобы облагодетельствовали «неразвитые». На самом деле взаимозаимствования не имеют ничего общего с «благодеяниями». Нация не воспринимает чуждые, не соответствующие ее укладу элементы, а те, которые она принимает, перерабатываются таким образом, что становятся элементами собственной культуры.

В работах ученых и публицистов Кабардино-Балкарии можно найти массу примеров заимствования коренными народами элементов русской (до недавнего времени, кстати, только об этом и можно было писать) культуры, однако нельзя не заметить и обратного.

Выше говорилось об одежде адыгов, которая превратилась в боевую и парадную форму казаков и даже офицерскую форму некоторых русских родов войск. Можно указать на некоторые обычаи и ритуалы горцев, ставшие обычными для казаков. Но влияние не ограничивается лишь материальной стороной жизни, оно охватывает и духовную.

Например, живя между горцами, «казаки перероднились с ними, усвоили их обычаи, образ жизни... От горцев пришла любовь к свободе, празднеству и ратному делу». Об этом пишет кубанский казак, известный писатель А. Первенцев в романе «Над Кубанью», об этом же пишет казак М. Братчик в газете «Терский казак» (янв. 1991, № 1) и многие другие. Так что нормальное (не под давлением) соседское взаимовлияние есть естественный процесс развития культуры.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)