О культуре адыгов

О культуре адыгов
Культура
zara
Фото: Адыги.RU
01:22, 20 июль 2020
5 805
0
Как видно, оба определения — и нации, и народности — фактически не отличаются друг от друга. В чем же все-таки разница между ними? Очевидно, ома заключается в том, чго народность и нация формируются и развиваются в разные исторические эпохи, или, как мы привыкли говорить, в разных общественно-экономических формациях. Общность экономической жизни, которая в этих определениях занимает главное положение, присутствует и в том и в другом определении. Но в одном случае, когда речь идет о народности, эта общность означает главным образом единообразие хозяйственной деятельности и потребления людей. То есть, выращиваются в основном одни и те же сельскохозяйственные культуры, что в свою очередь предопределяет в основном одинаковость пищи, одинаковые типы жилищ, одежды, орудий труда, ритуалов, обычаев и т. д. В то же время, как уже выше
О культуре адыгов
Как видно, оба определения — и нации, и народности — фактически не отличаются друг от друга. В чем же все-таки разница между ними?

Очевидно, ома заключается в том, чго народность и нация формируются и развиваются в разные исторические эпохи, или, как мы привыкли говорить, в разных общественно-экономических формациях. Общность экономической жизни, которая в этих определениях занимает главное положение, присутствует и в том и в другом определении. Но в одном случае, когда речь идет о народности, эта общность означает главным образом единообразие хозяйственной деятельности и потребления людей. То есть, выращиваются в основном одни и те же сельскохозяйственные культуры, что в свою очередь предопределяет в основном одинаковость пищи, одинаковые типы жилищ, одежды, орудий труда, ритуалов, обычаев и т. д. В то же время, как уже выше говорилось, каждая местность живет достаточно изолированно, обеспечивая себя всем необходимым. Точно также общность языка означает, что языки, на которых говорят различные племена данной народности, сходны между собой в такой степени, что они могут понимать друг друга без особых затруднений, но в то же время нет общего литературного языка, а есть лишь равные между собой диалекты. Капитализм же (или в нашей стране социализм) ломает эту полуизолированность, превращая хозяйства в единый рынок, что приводит не только к общей купле и продаже, но и к специализации производства (здесь уже нет человека, который одновременно и «щвец и жнец, и на дуде игрец», как при феодализме, а есть отдельный портной, отдельный крестьянин и отдельный музыкант), и эта, укрепившаяся через общий рынок, экономическая общность с необходимостью порождает и общий литературный язык, который уже свободно понятен всем, если даже и сохраняются диалекты. Таким образом, речь идет лишь о том, что «общности», о которых идет речь в определении нации, носят более высокий, более объединяющий и сплачивающий характер, чем общности народности. Результатом такого объединения и сплочения становится появление нации — следующей, более устойчивой, чем народность, общности людей.

Народность или нация? Разобравшись, в чем состоит отличие нации от народности, уже можно поставить вопрос о правомерности обозначения в наши дни одних народов как наций, других — как народностей. Есть ли основания для этого? Думается, что их уже нет. Сегодня вряд ли можно найти народность (если не говорить о таком исключительно самобытном народе, как цыгане), население которой жило бы частями, изолированными друг от друга, хозяйственная деятельность которой не была бы включена в общую экономику страны, предполагающую специализацию, обмен, куплю-продажу. Точно также практически у всех народов имеется уже единый литературный язык и такие атрибуты нации, как школы, газеты, журналы, радио-и телевещание на этом языке. У всех уже сформировался слой образованных людей, т. е. своя национальная интеллигенция. Таким образом, налицо все признаки нации.

Автору этих строк приходится встречаться и с таким аргументом сторонников сохранения термина «народность»: мол, некоторые народности не могли преобразоваться в нации из-за своей малочисленности. То есть, критерием, отделяющим нацию от народности, объявляют численность данного народа. Но тогда возникает вопрос: а где критерий многочисленности или малочисленности народа? С какого количества представителей можно называть народ многочисленным, и с какого — малочисленным? .Вряд ли здесь возможен . объективный, научнообоснованный ответ. Дело в том, что эти понятия очень относительны. Самым многочисленным народом в нашей стране является русский. Но он весьма малочислеиен в сравнении с китайским, численность которого уже достигла более миллиарда человек. В то же время русский народ весьма многочисленеи по сравнению, скажем, с армянским (четыре с лишним миллиона), который, однако, многочисленеи по сравнению с кабардинским (350 тыс. на 1989 год), который в свою очередь выглядит очень многочисленным по сравнению, скажем, с абазинами, составляющими 32 тыс. человек. Весьма многочисленным представляется балкарский народ (70 с лишним тыс. человек) по сравнению с народами в несколько тысяч, которых в нашей стране немало. Таким образом, вопрос о критерии многочисленности и малочисленности народов остается открытым. Не выдерживают критики и другие предложения по установлению какой-либо конкретной цифры для различия народов по численности. Одни предлагают установить цифру в 1 или человек и считать тех, кого меньше — малочисленными, другие предлагают цифру 100 тыс. С таким же успехом можно предложить любую другую цифру, так как ни одна цифра в данном вопросе не может быть научно обоснована.
О культуре адыгов

Из всего вышесказанного можно сделать лишь один вывод: поскольку для всех народов нашей страны на сегодняший день уже наличествуют основные признаки нации, постольку есть основния называть их всех нациями.

Кроме всего прочего, необходимо также добавить, что это соответствует принципу равенства народов, без которого невозможна никакая справедливость, а следовательно дружба, добрососедство, сотрудничество между народами.

Национальная культура. Познакомившись с кратким содержанием понятий «культура», «нация» и «народность», можно перейти к рассмотрению сущности национальной культуры.

Как уже упоминалось, появление нации является результатом длительного развития первичных первобытных кровнородственных отношений, проходящих через родовые, племенные и другие этнические этапы. Нация есть результат, другими словами, усложнение отношений, связей между людьми одного и того же происхождения, живущих на одной и той же территории. Естественно, что одновременно происходит и усложнение экономической, политической жизни. Изменяются социальные, исторические условия. В самой природной среде обитания этноса происходят изменения, меняются его окружение, взаимоотношения с соседями и т. д. В процессе всех этих условий и изменений народ, этнос постепенно вырабатывают свои методы и приемы противостояния этим изменениям или приспособления их к своим интересам. Главная цель этих методов и приемов, правил поведения и социальной организации, самих, способов жизнеобеспечения и т. д. — самозащита, самосохранение. В своей совокупности все эти стороны жизни и образуют специфическую национальную, культуру, основной задачей которой является обеспечение выживания и развития нации—-носительницы данной культуры.
О культуре адыгов

Поскольку каждая нация формируется в определенных, конкретных (географических, климатических, исторических, политических и т. д.) условиях, постольку каждая из них вырабатывает совокупность материальных и иных средств приспособления к ним или же защиты от неблагоприятных воздействий. Соответственно складываются и духовные стороны жизни — общее мировоззрение, религия, взгляды на человека, общество, моральные нормы, этикетные правила, ритуалы. Естественно, что каждый элемент национальной культуры,— материальный или духовный,— наилучшим образом приспособлен к тем условиям, в которых живет народ. А поскольку эти условия у разных народов различны, постольку не совпадают и составляющие национальную культуру элементы.

Действительно, различия между нациями и национальными культурами— это первое, что бросается в глаза, начиная от черт лица и кончая манерой поведения или жилищем. Так, зачастую не надо обладать особой наблюдательностью, чтобы установить национальность совершенно незнакомого, человека по типу его лица. Специфично типичное жилище адыгов, которое строилось таким образом, чтобы оно защищало от относительного местного холода зимой и создавало прохладу в летнюю жару, конечно же, не подошло бы другому народу, живущему севернее или южнее. Точно так же одежда адыгов, идеально приспособленная к образу жизни этого народа, была бы крайне неудобна для узбекского рисовода или северного охотника. В то же время ввиду ее наилучшей приспособленности к местным условиям, эта одежда стала общей почти для всех народов Кавказа.

Этот перечень — о различии элементов национальных культур — можно продолжать практически бесконечно. То же самое относится и к сфере духовной культуры. Например, национальные этикеты имеют существенные различия, приводящие иногда в изумление незнакомых с местными обычаями людей. С этой точки зрения любопытен анализ одного, в других отношениях совершенно незначительного эпизода периода Русско-кавказской войны, который долго вызывал хохот русских солдат и казаков, впервые слышавших о нем, и даже дошедший как анекдот до великосветских салонов Петербурга. А суть его была в том, что старик-шапсуг, пришедший на переговоры по какому-то вопросу к молодому генералу Раевскому, после ритуала приветствий сел и предложил сесть самому генералу (сказал «т1ыс»). Солдатам, выросшим в иной этикетной среде и приученным в армии к жестокой субординации, было смешно, как это можно предлагать садиться генералу, который и так хозяин положения во всех отношениях. Л между тем старик поступил в строгом соответствии с адыгским этикетом, по которому первым садится старший, и только по его разрешению садится младший, кем бы он ни был и какими бы полномочиями ни обладал.

К слову, у горских народов такие этикетные нормы были разработаны до мельчайших деталей, включая в себя все элементы поведения во время встречи, беседы, угощения, проводов, прощания и т. д., тогда как у равнинных пародов этикет, как правило, более вариативен, меньше подчинен условностям. Весьма своеобразны у разных народов и системы социальной организации, и обычное право, и представления о справедливом и несправедливом, нравственном и безнравственном, прекрасном и безобразном и т. д. Все эти различия имеют свои причины, обусловлены условиями жизни данного народа и имеют многовековые корни.

«Передовые» и «отсталые» культуры. В советской литературе, посвященной вопросам культуры, уже давно и привычно употреблялись термины «более передовая культура» и «культура ранее отсталых народов», т. е. попросту —«отсталая культура». При этом, как правило, не указывался критерий, по которому можно отличить одну от другой. И неудивительно. Потому, что такого четко определенного критерия не существует. Попытки же указать в качестве такового фактор письменности, или государственности, или монотеизма, или технических достижений не выдерживают критики, так как, к примеру, многие народы, имевшие письменность, исчезли с исторической арены по тем или иным причинам; многие же, се в то время не имевшие, становятся основателями, источниками и носителями новых культурных явлений мирового масштаба. То же относится и к другим факторам. В то же время, обладая всеми атрибутами «развитости», культура может по сути оказаться античеловечной, реакционной. У всех свежа в памяти нацистская культура. Кроме всего прочего, деление национальных культур на передовые и отсталые (особенно в рамках одного государства) объективно содержит в себе потенциал великодержавного шовинизма и возможность пренебрежения так называемыми «отсталыми» народами, что отнюдь не соответствует провозглашенным мировым сообществом принципам равноправия народов и уж никак не может укрепить взаимопонимание и дружбу народов, без которых невозможно нормальное развитие ни страны, ни самих народов.
О культуре адыгов

Таким образом, деление культур па передовые и отсталые представляется неверным в научном плане, нецелесообразным в политическом и негуманистическим — с точки зрения общечеловеческих норм. Единственным, на наш взгляд, более или менее объективным критерием жизнестойкости, а следовательно, зрелости культуры является ее способность выполнить свою главную задачу — обеспечить сохранение и развитие нации. Отсюда напрашивается вывод, что все нации, сохранившие себя до настоящего времени, обладают высокой и развитой культурой. Те же нации, культура которых не смогла противостоять меняющимся историческим условиям, растворились в других народах или другим образом перестали существовать. Надо отметить, что вряд ли какая-нибудь другая историческая эпоха подвергла столь жестким испытаниям национальные культуры, как наша. Об этом говорит тот факт, что за годы Советской власти исчезли десятки национальных языков, а многие находятся на грани гибели. И нации, сохранившие, себя в этих условиях, безусловно, показали жизнестойкость и высокий, уровень своих культур.

Точно так же было бы односторонним делить национальные культуры но степени их вклада в общечеловеческую культуру. Она — совокупность, единство всех существовавших и существующих культур. Конечно, так называемые великие культуры или культуры крупных по численности народов, например китайцев, индийцев, англосаксов, русских и других, наиболее известных, входят в программы обучения,, и поэтому создастся впечатление, что они являются ведущими культурами человечества. Но более детальное рассмотрение показывает, что достаточно часто в их основе лежат развившиеся впоследствии этнокультурные импульсы, разработанные некогда этносами, часто совсем немногочисленными. И в этом плане выпячивание роли крупных по численности народов в культурном развитии человечества, точно так же, как и пренебрежение культурами других народов, особенно малочисленных, как это негласно происходило в нашей стране и происходит отчасти сейчас, представляет большую опасность для культурного-процесса человечества в целом.

Сохранять ли нации и национальные культуры? Как уже говорилось,, то представление о национальных процессах, которое человек в нашей, стране до сих пор получал из всех источников образования — с первого класса до вузовского диплома — рассчитано было па то, чтобы подтолкнуть к выводу о том, что в процессе взаимовлияния и взаимодействия народов национальные различия в конечном счете исчезнут ц образуется единое человечество. И у человека, стоящего на таких позициях, непременно возникает вопрос: а стоит ли бороться за сохранение национального языка, национального этикета, обычаев, ритуалов, никому, кроме данного народа, непонятных песен, преданий, легенд и т. д.? Не прогрессивнее ли сразу отказаться от них, тем самым приближая неизбежное будущее? О том, к чему приводит такой подход к проблеме в масштабах многонациональной страны, несколько ниже. Сейчас же порассуждаем над таким вопросом, который, на первый взгляд, не имеет отношения к данной проблеме: нет ни одного человека, который не знает, что он смертен. Но фактически нет людей, которые сознательно-стремились бы приблизить смерть. Почему бы? Видимо, потому, что независимо от того, отдает он себе в этом отчет или нет, каждый человек чувствует и знает, что прожив вес, что ему отпущено судьбой, и совершив все, что сможет, он тем самым выполняет некое свое предназначение, тем самым влияет на дальнейшую судьбу своей семьи, своего рода, а отсюда — своего народа и человечества. И это его единственная возможность реально участвовать в будущем и формировать его.

Данное положение, на наш взгляд, можно полностью распространить и на жизнь нации. Появившись и сформировавшись, каждая нация должна полностью завершить свою естественную историю, создав все, на что она способна, реализовав весь свой творческий и познавательный потенциал. Тем самым она содействует будущему и участвует в общечеловеческой истории. Искусственное же прерывание ее развития подобно безумному уничтожению цветущего дерева, плодами которого, возможно, явились бы «яблоки бессмертия».

Другой, может быть, еще более важный, аргумент состоит в том, что пока не определен смысл, конечная цель бытия человечества, невозможно выявить и указать, какая из национальных культур является наиважнейшей для него, т. с. какая именно из них содержит в себе тот потенциал и ту тенденцию, которые со временем приведут к разрешению самых сокровенных и глубинных тайн бытия человечества. Тем более нельзя себе представить абсолютно изолированные культуры, которые можно было бы выстроить по ранжиру и определить место каждой из них (опять-таки возникает вопрос о критерии), т. к. все они существуют и развиваются во взаимодействии.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)