Костяные изделия

Костяные изделия
Археология
zara
Фото: Адыги.RU
09:46, 09 февраль 2015
4 044
0
На широкое использование кости указывают находки многочисленных изделий из нее в майкопских поселениях (Формозов А.А., 1965. С. 112, 113. Рис. 55). Особенно много костяных изделий обнаружено, например, в Мешоко и Свободном. Среди них шилья и проколки, долотца, молоток с отверстием для рукояти, рыболовные крючки и иные предметы, включая ложку (Нехаев А.А., 1990. С. 10). В других памятниках встречены также костяные ножи (Хаджох), муфты (Каменномостская пещера и курган у хут. Рассвет) с гнездом для насадки каменного орудия (Формозов А.А., 1965. Рис. 55,1) и пряслице полусферической формы из кургана 33 у г. Усть-Джегута (Мунчаев P.M., 1975. С. 239). Обломок молотка или песта из рога крупного животного происходит из кургана 21 у сел. Чегем II (Мизиев И.М. и др., 1973. Рис. 5, 19). Обращает на себя внимание хорошо сохранившаяся
На широкое использование кости указывают находки многочисленных изделий из нее в майкопских поселениях (Формозов А.А., 1965. С. 112, 113. Рис. 55). Особенно много костяных изделий обнаружено, например, в Мешоко и Свободном. Среди них шилья и проколки, долотца, молоток с отверстием для рукояти, рыболовные крючки и иные предметы, включая ложку (Нехаев А.А., 1990. С. 10). В других памятниках встречены также костяные ножи (Хаджох), муфты (Каменномостская пещера и курган у хут. Рассвет) с гнездом для насадки каменного орудия (Формозов А.А., 1965. Рис. 55,1) и пряслице полусферической формы из кургана 33 у г. Усть-Джегута (Мунчаев P.M., 1975. С. 239). Обломок молотка или песта из рога крупного животного происходит из кургана 21 у сел. Чегем II (Мизиев И.М. и др., 1973. Рис. 5, 19). Обращает на себя внимание хорошо сохранившаяся костяная игла круглого сечения с ушком из кургана 52 у сел. Чегем I (Бетрозов Р.Ж., Нагоев А.Х., 1984. Рис. 13,13).

В Нальчинской гробнице, курганах у селений Чегем I и II и в одном из Бамутских курганов обнаружены костяные черенковые наконечники стрел круглого сечения, а в одном случае (курган 27 у
сел. Чегем II) - четырехгранной формы с косыми насечками (Чеченов И.М., 1973. Рис. 28,14; Мизиев И.М. и др., 1973. Рис. 6, 11, 12; Мунчаев P.M., 1975. Рис. 73,2; Бетрозов Р.Ж., Нагоев А.Х., 1984. Рис. 13, 15). Стрелы из кургана в Нальчике имели золотую обкладку в виде конуса (Чеченов И.М., 1973. С. 18).

Отмеченный костяной инвентарь характерен, как известно, для памятников неолита и энеолита широкого ареала, в том числе Кавказа и особенно Закавказья.

К числу оригинальных орудий относятся три роговых молотка и девять роговых “палочек”, обнаруженных совместно в основном погребении кургана у пос. Иноземцово (Кореневский С.Н., Петренко В.Г., 1982. Рис. 11). Это, вероятно, орудия, связанные с производством каких-то предметов. Из этого погребения происходит также ряд каменных орудий (оселок, плитка для растирания, тероч-ник, а также кремневые желваки-заготовки. Поэтому предполагается, что погребенный в этой могиле был связан с производственной деятельностью (Кореневский С.Н., Петренко В.Г., 1982. С. 108).

Более десятка костяных “палочек” плоско-выпуклой в сечении формы, длиной 4-5 см были найдены и в погребении 19 кургана 2 у ст-цы Старо-корсунской (Кондрашов А.В., Резепкин А.Д., 1988. С. 93, 94. Рис. 2,10).

Среди костяных изделий представлены и различные украшения, отличающиеся также архаичностью типов. Это прежде всего подвески из зубов оленя и подражающие по форме зубам оленя, но вырезанные из кости (Формозов А.А., 1965. С. 121; Кондрашов А.В., Резепкин А.Д., 1988. Рис. 2, 11). Они обнаружены как в бытовых памятниках (Мешоко и др.), так и в погребальных (погребения в могильнике Клады, курганы у хут. Штурбина и ст-цы Старокорсунской). Имеются также подвески из зубов лисицы, из фаланг животных и челюстей мелких грызунов (Формозов А.А., 1965. С. 122. Рис. 60,3).

В Мешоко обнаружены еще пластинки из кабаньих клыков с отверстием на углах и пронизи из трубчатых костей с орнаментом в виде спиральной нарезки (Формозов А.А., 1965. С. 122).

Несомненный интерес представляет коллекция костяных украшений из погребений раннебронзового века у станиц Новосвободной и Батуринской. Они выполнены путем пиления, сверления и шлифовки на абразиве (Коробкова Г.Ф., Шаровская Т.А., 1983. С. 93, 94). Отметим прежде всего шесть игральных костей семечко- и стержневидной формы с продольными и поперечными нарезками, сделанными металлической пилкой и сохранившими следы красной краски (Резепкин А.Д., 19916. Рис. 10,1,2). Не менее интересны костяные бляшки (45 экз.) прямоугольной (1 х 0,6 см) формы (толщиной 0,3 см) с поперечной, иногда окрашенной нарезкой. В одном из погребений обнаружена 51 бусина из моляров оленя с отверстием в верхней части (семь из них имеют по два отверстия, а 43 -одно). На отверстиях сохранились следы в виде концентрических линий от станкового сверла. Встречены также три окрашенные в черный цвет биконические бусины из расчлененной трубчатой кости (Коробкова Г.Ф., Шаровская Т.А., 1983. С. 94).

В заключение укажу еще раз на отмеченную уже выше находку в кургане 13 у г. Усть-Джегута костяной булавки с округлым стержнем и треугольным навершием, длиной 7,3 см (табл. 48, 52). Аналогии ей неизвестны в синхронных памятниках Кавказа, но подобная устьджегутинской костяная булавка найдена в близком по времени комплексе из Арслантепе близ Малатьи в Восточной Анатолии (Frangipane М., Palmieri А., 1983. Fig. 63, П-

Еще одна небольшая (длиной 4,5 см) костяная булавка найдена в кургане у аула Кубина (Бид-жиев Х.Х., 1980. С. 40).

Таков каменный и костяной инвентарь, представленный в памятниках майкопской культуры. Обращают на себя внимание в целом его глубокая архаичность, наличие в его составе многочисленных типов орудий, восходящих к неолиту и даже мезолиту. Этот архаический пласт составляет характерную особенность культуры раннебронзового века Северного Кавказа, один из важнейших компонентов майкопской культуры (Формозов А.А., 1965. С. 123). Он прослеживается прежде всего в тех бытовых памятниках, которые представляют раннюю и среднюю группу майкопских поселений, т.е. характеризует относительно ранний период развития изучаемой культуры. По мере дальнейшего генезиса культуры многие из отмеченных типов древнейших орудий исчезают. Это было вызвано усиленным развитием земледелия и особенно скотоводства, возникновением собственного металлообрабатывающего производства и значительной активизацией связей с Закавказьем, Северным Причерноморьем, Подоньем, Поволжьем и особенно Передней Азией.

Архаический пласт в майкопской культуре, четко характеризуемый бытовыми комплексами, имеет, бесспорно, местное происхождение, он генетически связан с культурой Северного Кавказа предшествующей эпохи. Уже на начальных фазах развития майкопской культуры на него начинает как бы накладываться постепенно другой, инородный слой. Этот новый компонент ярко характеризуют другие категории предметов материальной культуры, в особенности металлический инвентарь.

Но прежде чем перейти к его характеристике, отмечу одну чрезвычайно интересную находку, сделанную в двухкамерной мегалитической гробнице, раскопанной у ст-цы Новосвободной в 1981 г. Речь идет об остатках деревянного изделия в виде ящичка. От него сохранились две стенки длиной 15 и 12 см, высотой 8 см. Автор раскопок считает воз-
можным интерпретировать последние “как остатки двух стенок от ящичка-резонатора какого-то струнного инструмента типа арфы”, подобной арфам из гробниц в Уре (Южная Месопотамия) первой половины III тысячелетия до н.э. (Резепкин А.Д.. 1990. С. 455). Перед нами, безусловно, уникальная находка, требующая еще своего специального изучения.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)