Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » Археология » Анализ погребального обряда племен майкопской культуры

Анализ погребального обряда племен майкопской культуры

Анализ погребального обряда племен майкопской культуры
Археология
zara
Фото: Адыги.RU
09:46, 09 февраль 2015
6 210
0
Погребальные памятники майкопской культуры изучены в значительном количестве и на всей территории ее распространения. Они представляют собой почти исключительно курганы. Опубликована почти полная сводка погребальных комплексов майкопской культуры, известных по литературе до 1974 г. (Мунчаев P.M., 1975. С. 212-304). Большое число погребений данной культуры исследовано и в 70-80-е годы. К ним относятся ряд комплексов, раскопанных в Кабардино-Балкарии (Чеченов И.М., Батчаев В.М., 1976; Батчаев В.М., Чеченов И.М., 1976а, б; Чеченов И.М., 1980; Бетрозов Р.Ж., Нагоев А.Х., 1980; 1984; Кореневский С.Н., 1980а; Батчаев В.М., 1984; Мизиев И.М., 1984; Чеченов И.М., 1984; Чеченов И.М., Керефов Б.М., 1984; и др.), курганы у аула Кубина в Карачаево-Черкесии (Биджиев Х.Х., 1980), Новоселицком р-не Ставрополья (Державин B.JI., Тихонов Б.Г.,
Погребальные памятники майкопской культуры изучены в значительном количестве и на всей территории ее распространения. Они представляют собой почти исключительно курганы.

Опубликована почти полная сводка погребальных комплексов майкопской культуры, известных по литературе до 1974 г. (Мунчаев P.M., 1975. С. 212-304). Большое число погребений данной культуры исследовано и в 70-80-е годы. К ним относятся ряд комплексов, раскопанных в Кабардино-Балкарии (Чеченов И.М., Батчаев В.М., 1976; Батчаев В.М., Чеченов И.М., 1976а, б; Чеченов И.М., 1980; Бетрозов Р.Ж., Нагоев А.Х., 1980; 1984; Кореневский С.Н., 1980а; Батчаев В.М., 1984; Мизиев И.М., 1984; Чеченов И.М., 1984; Чеченов И.М., Керефов Б.М., 1984; и др.), курганы у аула Кубина в Карачаево-Черкесии (Биджиев Х.Х., 1980), Новоселицком р-не Ставрополья (Державин B.JI., Тихонов Б.Г., 1980), у ст-цы Воровсколесской на границе Прикубанья и Ставропольского края (Кореневский С.Н., Петренко В.Г., 1989), в Кисловодске, близ пос. Иноземцево и в других пунктах Кавминвод (Петренко В.Г. и др., 1977; Кореневский С.Н., Петренко В.Г., 1982; Березин Я.Б., 1982; Кореневский С.Н., 1986; 1988а; 1990а; и др.) и, наконец, в различных районах Краснодарского края, особенно в Адыгее (Бочкарев B.C., Резепкин А.Д., 1980; Резепкин А.Д., 1981; 1983; 1986; 1989; 19916; Бестужев Т.Н., Резепкин А.Д., 1983; Трифонов В.А., 1983; 19916; Лесков А.М., 1984; 1985; Ловпа-че Н.Г., 1985; Каминская И.В., 1984; Днепровский К.А., 1984; 1991; Нехаев А.А., 1986; 1988; Каминский В.Н., 1987; Кондратов А.В., Резепкин А.Д., 1988;и др.).

Полагаю, что здесь нет необходимости давать описание какого-либо отдельного погребального комплекса, включая даже такие, как Майкопский курган, Новосвободненские дольмены, Нальчикская гробница и др. Они неоднократно и подробно рассмотрены в различных изданиях и хорошо известны. Самыми исследованными памятниками являются могильник Клады близ ст. Новосвободной, курганные группы у г. Усть-Джегута и хут. Валуй-ского Прикубанского р-на Ставропольского края и в бассейнах Чегема и Баксана в Кабардино-Балкарии, а также у с. Бамут Ачхой-Мартановского р-на Чечено-Ингушетии, где обследовано более 20 комплексов майкопской культуры (Мунчаев P.M., 1975. С. 286-307). Наибольшее же количество изученных погребальных памятников рассматриваемой культуры происходит с территории Северо-Западного Кавказа и Центрального Предкавказья. Только в бассейне Чегема, у селений Чегем I, Чегем II и Кишпек Чегемского и Баксанского р-нов Кабардино-Балкарии раскопано, видимо, не менее 50 майкопских погребений (Мизиев И.М., Бетрозов Р.Ж., Нагоев А.Х., 1973. С. 3, 5; Бетрозов Р.Ж., 1975. С. 98; и др.). До 20 примерно майкопских погребений раскопано на Кавминводах и пять — в Северной Осетии (Кореневский С.Н., 1988в. С. 8; 1993. Рис. 27). /

Общее же количество известных погребений майкопской культуры, включая условно относимые к ней, приближается в настоящее время к 150 (в последней сводке по погребальному обряду майкопской культуры учтено 116 комплексов; Резепкин А.Д., 1989. С. 3-5). При этом следует отметить, что многие из исследованных майкопских погребений, особенно раннего этапа, оказались ограбленными, т.е. представляют собой разрушенные комплексы. Так, например, около 20 из более чем 50 раскопанных в Кабардино-Балкарии погребений майкопской культуры были разграблены еще в древности, а на Кавминводах - восемь из десяти (Кореневский С.Н., 1988в. С. 8). Оказалась ограбленной и значительная часть погребений в Усть-Джегутинском могильнике. Но несмотря на это, погребальные комплексы Центрального Предкавказья по сравнению с прикубанскими отличаются большей документированностью (Кореневский С.Н., 1988в. С. 8).

Значительное большинство выявленных погребений относится к позднему этапу майкопской культуры. Прежде чем перейти к характеристике отдельных групп погребальных памятников, отметим следующее. Для майкопской культуры повсеместно и для всех этапов характерен курганный обряд захоронения. Известно всего несколько майкопских погребений, над которыми не были насыпаны курганы. Это погребение в каменном ящике на стоянке Скала (Формозов А.А., 1965. С. 65, 66) и ряд захоронений в районе Кисловодска, которые были совершены в естественных холмах (Кореневский С.Н., 1986. С. 37; 1988а. С. 90). Не прослежены насыпи и на Псекупском могильнике (Ловпаче Н.Г., 1985. С. 17), но они, возможно, там размыты (Кореневский С.Н., 1988а. С. 90). Наконец, не была сооружена насыпь, как считают исследователи, над майкопским погребением в кургане 3 у ст-цы Воровсколесской до появления там захоронений эпохи средней бронзы (Кореневский С.Н., Петренко В.Г., 1989. С. 211).

Еще относительно недавно на Северном Кавказе не были известны курганы домайкопского времени (Мунчаев P.M., 1975. С. 309). К настоящему же времени только в Центральном Предкавказье выявлено не менее восьми подкурганных захоронений энеолитической эпохи (Кореневский С.Н..2 958в. С. 6). В тех случаях, когда четко документирована курганная стратиграфия, установлено, что зон погребения старше майкопских, что они является, по сравнению с последними, древнейшими тогребениями в курганах. Энеолитические погре-'ения были совершены на спине, в скорченном положении, головой на восток и густо засыпаны охрой (Кореневский С.Н., 1988в. С. 6, 7). Курганные л огребения домайкопского времени (мариупольского облика) открыты также на Кубани, в частности у ст-цы Старо-Нижнестеблиевской (Неха-гз А.А., 1990. С. 20).

Следовательно, курганный обряд захоронения грактиковался на Северном Кавказе еще в предшествующую, энеолитическую эпоху. В эту же эпоху, а возможно, и раньше, хоронили своих соро-снчей под курганной насыпью в Закавказье и в степях Северного Причерноморья. Возник ли данный обычай самостоятельно или был привнесен сюда с Южного Кавказа или Северного Причерноморья, сказать сейчас затруднительно.

Курганы майкопской культуры имели почти всегда округлую форму и достигали иногда больших размеров. Четкой планировки в их расположении не прослеживается. Они часто расположены в ряд по направлению северо-запад-юго-восток или юго-запад-северо-восток (Мунчаев P.M., 1975.

С. 228,287).

Изучение некоторых конструктивных особенностей курганных сооружений и деталей обряда захоронения позволяет, как отмечалось, выделить среди погребальных памятников две основные группы курганов - раннюю и позднюю. Еще одну -промежуточную между ними группу составляет ряд курганов.

Раннюю группу составляют курганы в Майкопе, на "участке Зиссермана" у ст-цы Тифлисской

3 и 4), у ст-цы Казанской, в г. Армавире, у с. Красногвардейское, у г. Усть-Джегута (7-13) и хут. Ва-луйского (43—46), у селений Старый Урух и Нар-тан, у г. Кисловодска и др. Особенностью этих курганов является то, что все они земляные и погребения в них совершены в больших глубоких прямоугольных ямах, иногда с округленными углами. Наиболее полное представление о курганах этой группы дают насыпи Устьджегутинского могильника, в частности курганы 7-13.

Последние были расположены в один ряд по направлению северо-запад-юго-восток. Они почти аналогичны по устройству, хотя и не отличаются одинаковыми размерами. Самый большой из них (курган 7) достигал в диаметре 42 м при высоте

3,3 м, а наименьший (курган 9) - соответственно

23,5 и 0,8 м. В основании большинства из этих курганов находились кромлехи в виде кольца из речных булыжников, а иногда и из известняковых плит, в диаметре от 21 до 31,6 м. Кроме того, все эти курганы имели ближе к краям наброски из известняка в виде широкого замкнутого круга. Эти известняковые пояса лежали в большинстве слу-
чаев наклонно по склону насыпи, поэтому предполагается, что ими специально укреплены края первоначальной насыпи курганов.

В центре всех курганов открыты могилы в виде больших прямоугольных ям, ориентированных по линии северо-восток-юго-запад (курганы 7, 10,13) или восток-запад (курганы 8, 9). В кургане 7 могила имела округленные углы. Размеры самой крупной могилы - длина 5 м, ширина 3,5 м, глубина

1,2 м (курган 13), а наименьшей - 3 х 2 х 0,6 м (курган 10). В курганах 12 и 13 стены могилы были укреплены сложенной насухо каменной кладкой шириной 0,5-0,6 м. Почти все могилы были перекрыты дубовыми плахами и засыпаны сверху известняком.

К сожалению, затрудительно судить о способе захоронения, ориентировке погребенных и т.д., так как все погребения оказались разрушены. Судя по положению костей в погребении кургана И, захоронение было совершено в скорченном состоянии и головой на запад. В другом же случае (курган 10) установлено, что в могиле было погребено до пяти умерших. По два покойника было погребено, по-видимому, в курганах 43 и 45 у хут. Валуйского. В большинстве погребений ранней группы Устьдже-гутинских курганов на дне могилы или на костях отмечена красная охра. Густая же засыпка погребений ярко-красной охрой прослежена также в курганах 43, 45,46 у хут. Валуйского. В некоторых курганах на дне могилы отмечена камышовая подстилка.

Майкопский курган, как и ряд других, отличался теми же особенностями. Под насыпью этого большого земляного кургана находился кромлех в виде каменного кольца. В центре его была устроена огромная могила (5,33 х 3,73 х 1,42 м) с закругленными углами и несколько вогнутыми стенками, ориентированная по оси северо-восток-юго-запад. Она разделена деревянными перегородками на три части и покрыта сверху деревянным настилом. На дне могилы, выложенной речным булыжником, лежали три скорченных костяка, густо посыпанные красной охрой.

Опубликовано одно из семи майкопских погребений, раскопанных в кургане у с. Красногвардейское в Адыгее. Оно интересно прежде всего находкой в нем каменной цилиндрической печати месопотамского типа. Курган был высотой около 3,5 м. Погребение 4 находилось в юго-западной части кургана. Могильная яма прямоугольной формы (СВ-ЮЗ) с округленными углами (табл. 44, 7). Размеры ее 2,44 х 1,60 м при глубине 0,45 м. Захоронение было совершено в скорченном положении, на правом боку, головой на юго-запад, кисти рук находились, видимо, перед лицом (Нехаев А.А., 1986.

С. 244, 245). В могиле обнаружены отмеченная выше печать и шесть глиняных сосудов, положенные перед погребенным.

К сожалению, не изданы все курганы, поэтому мы не знаем, какое из семи погребений было древзейшим, что оно из себя представляло и как стратиграфически соотносятся между собой остальные майкопские погребения этого кургана.

Отметим также курган у с. Нартан в Кабардино-Балкарии, достигавший в диаметре 100 м при высоте 13 м. Под его насыпью открыта огромная могильная яма прямоугольной формы (7 х 4 м) глубиной 1,8 м, оказавшаяся полностью ограбленной. Стены могилы были тщательно обложены булыжником. Деревянные конструкции ее были преднамеренно сожжены (Чеченов И.М., Керефов Б.М., 1984. С. 16).

Разграбленным оказалось и основное погребение (13) в кургане 3 у ст-цы Воровсколесской Анд-роповского р-на Ставропольского края. На дне подпрямоугольной ямы (2,7-2,8 х 2 м) находились останки женского костяка в скорченном положении на левом боку головой на запад, а также небольшой залощенный горшок раннемайкопского типа и обломок бронзового ножа без черенка (Кореневский С.Н., Петренко В.Г., 1989. С. 208-211, 232. Рис. 17,1,2).

Следует выделить, по нашему мнению, древнейшее погребение (2) Уляпского кургана 10. Оно было совершено в неглубокой (35 см) яме, дно которой было покрыто мелкой галькой, а стены выложены деревом (Днепровский К.А., 1986. С. 33). В нем найдены бесчеренковый бронзовый нож и аналогичный серебряному кубку из Майкопского кургана глиняный круглодонный сосуд с высокой шейкой (Бианки А.М, Днепровский К.А., 1988. Рис. 2, 2; 3, 5). В данном случае обращает внимание не столько наличие деревянной обкладки стен могилы (как отмечалось, в курганах Усть-Джегуты и Нартана зафиксированы выкладки стен могил камнем), а сколько галечная вымостка дна могилы. Наличие последней характерно для погребальных сооружений новосвободненского этапа майкопской культуры во всем ее ареале. Эта особенность сооружения могил возникает на Северном Кавказе в эпоху ранней бронзы на майкопском этапе и получает широкое распространение на позднем этапе развития Майкопа. В Новосвобод-ненских курганах, например, выкладка дна могил галькой характерна для второго типа выделяемых здесь погребальных сооружений. Последние же представлены в могильнике Клады во всех хронологических горизонтах, кроме нижнего (Резепкин А.Д., 1989. С. 4).

Можно констатировать таким образом, что по характеру насыпи и наличия под ней, как правило, каменного кромлеха, по форме и ориентировке могилы и некоторым другим признакам курганы рассмотренной группы объединяются между собой, отличаясь в то же время по ряду особенностей от остальных курганов майкопской культуры. Хотя погребения в этих курганах оказались во многих случаях разрушенными, способ захоронения в них едва ли может вызвать серьезные сомнения. Они были совершены в скорченном положении, на боку и ориентированы головой преимущественно в южный сектор. В отдельных могилах зафиксированы останки нескольких захоронений.

По классификации А.Д. Резепкина рассмотренная группа памятников составляет первый и второй типы погребальных сооружений майкопской культуры (Резепкин А.Д., 1989. С. 3, 4)*. Для первого типа им учтено 36 погребений. Могила в виде прямоугольной с закругленными углами ямы, длиной в среднем 1,7 м. Погребенные лежали скор-ченно, на правом или левом боку, кисти рук перед лицом, головой в южный сектор. Отмечены следы охры и угля. Погребений же второго типа учтено 49. Могильная яма длиной от 2 до 5 м. Дно могил выложено галькой, а стены — камнями или деревом в 1-3 венца. Положение и ориентировка погребенных, как и в первом случае. Во всех могилах отмечена охра, иногда в больших количествах; уголь редок (Резепкин А.Д., 1989. С. 4).

К глубокому сожалению, диссертация А.Д. Резепкина в целом или даже часть ее, посвященная классификации погребального обряда и инвентаря майкопской культуры, пока не издана. Поэтому мы не можем с уверенностью сказать, насколько правомерны все заключения А.Д. Резепкина. Стратиграфические наблюдения, сделанные на могильнике Клады, безусловно, заслуживают большого внимания. Однако, по нашему мнению, они недостаточны для общих заключений о периодизации и соотношения погребальных памятников майкопской культуры в целом. Для нас в данном случае важно, что первый тип погребений в Кладах встречен только в пределах нижнего горизонта могильника, тогда как второй распространен в остальных горизонтах, кроме нижнего (Резепкин А.Д., 1989. С. 4).

Следовательно, отнесение рассмотренных погребальных комплексов к относительно ранней группе памятников майкопской культуры является вполне обоснованным. В пределах ее должны быть и действительно имеются разновременные комплексы. Так, например, Майкопский курган и Усть-джегутинские курганы относятся к одному - раннему - этапу майкопской культуры, но это не абсолютно синхронные памятники: мне представляется, что первый относительно моложе последних.

Следует почеркнуть, что раннемайкопские погребения объединяются и единством представленного в них инвентаря, главным образом керамики. Это в основном небольшие горшки с шаровидным корпусом и невысоким венчиком. В центральном погребении Майкопского кургана, например, находилось девять глиняных сосудов (стояли у западной стенки могилы). В погребениях Устьджегутинских курганов обнаружено около 25 целых сосудов аналогичной формы, а также обломки еще 12-15 подобных горшков. Количество их в погребениях примерно от трех до шести. Лишь в кургане 13 их было 12. Они найдены в разных частях могилы. Такие же горшки представлены и в других комплексах. Интересный комплекс из шести сосудов содержало погребение 4 у с. Красногвардейское.

Что же касается других предметов инвентаря, то их совсем немного и найдены они лишь в отдельных погребениях. Так, в кургане 13 Устьдже-гутинского могильника обнаружены каменные брусок, оселок и тесловидное орудие, а также костяная игла (Мунчаев P.M., 1975. Рис. 44, 7,8; 46, 9). В отдельных погребениях (курганы на уч. Зиссер-манов, в Усть-Джегуте, у ст-цы Воровсколесской и др.) представлены бронзовые бесчеренковые ножи-кинжалы (Мунчаев P.M., 1975. Рис. 41). Мы здесь не рассматриваем, конечно, сам Майкопский курган, отличавшийся, как известно, исключительным богатством и разнообразием погребального инвентаря. Это связано с особым положением данного кургана, в котором был погребен, вероятно, родо-племенной вождь или жрец.

Курганов, занимающих промежуточное положение между ранними и поздними погребальными памятниками майкопской культуры, известно немного. Они не составляют четко выраженную группу, подобно курганам ранней и поздней групп, поэтому их выделение и детальная характеристика - дело будущего. В данную группу могут быть включены курганы в Кепах, у хут. Рассвет, у ст-цы Раевской и, возможно, еще несколько комплексов (в том числе из могильника Клады) на Северо-Западном Кавказе, а также, по всей видимости, ряд погребений в Кабардино-Балкарии - у с. Старый Урух, и особенно в бассейне Чегема (Мунчаев P.M., 1975.

С. 313-315; Попова Т.Б., 1963. С. 44).

Чем своеобразны эти курганы? Возьмем для примера курган в Кепах. Он содержал характерную для курганов первой группы форму глиняной посуды в виде небольшого округленного горшка (Сокольский Н.И., 1965. Рис. 41, 2). Кроме того, здесь, под насыпью находилась могила глубиной
0,6 м, в которой лежал костяк скорченно, на боку и головой на юго-восток. В погребении отмечена и красная охра. В отличие от раннемайкопских курганов в этом кургане могила была засыпана камнями. Эта же конструктивная особенность, как будет показано ниже, характерна для следующей - поздней - группы курганов майкопской культуры. То же самое наблюдается в курганах у хут. Рассвет (Крушкол Ю.С., 1963). По инвентарю, включающему в себя керамику, бронзовый нож-кинжал и каменный сосудик, они стоят, несомненно, ближе к курганам первой группы, но по наличию в курганах каменных надмогильных сооружений, а также другим чертам, сближаются с курганами поздней группы. И в насыпях у ст-цы Раевской (Сизов В.И., 1899. С. 94, 95) и с. Старый Урух (Крупнов Е.И., 1950. С. 223, 224) прослеживается сочетание типичных признаков ранних и поздних курганов майкопской культуры . Общие для обеих групп курганов признаки содержат и некоторые комплексы в бассейне Чегема, хотя в них, правда, преобладают материалы, имеющие аналогии в позднемайкопских памятниках (Мунчаев P.M., 1975. С. 315).

Ко второму этапу майкопской культуры по

А.А. Формозову (т.е. к промежуточной группе майкопских памятников) отнесены два погребения эпохи ранней бронзы в курганах 1 и 2 у хут. Жуковского Ставропольского края. Они находились в больших ямах подпрямоугольной и овальной формы. Костяки лежали на спине, головой на восток и северо-восток. Обращает на себя внимание и то, что в кургане 1 (погребение 9) покойник был положен на черноземную подсыпку, имевшую прямоугольную форму (1,45 х 0,65 м) и покрытую слоем охры толщиной 1 см. Весь костяк был покрыт корой. В могиле найдены баранья лопатка и другие кости животного (Державин В.Л., Тихонов Б.Г.,

1980. С. 76, 77). Керамика в этих курганах раннемайкопского типа, а металлический инвентарь аналогичен соответствующим предметам из позднейших комплексов рассматриваемой культуры.

Вполне возможно, что ряд курганных комплексов, раскопанных в Красногвардейском и Шовгеновском районах Адыгеи, могут относиться к промежуточной группе майкопских погребальных памятников. Неслучайно, что здесь выделяется вариант погребального обряда, практиковавшийся как на майкопском, так и на новосвободненском этапах развития майкопской культуры (Бианки А.М., Днепровский К.А., 1988. С. 72).

Таким образом, отмеченные данные могут свидетельствовать о существовании среди погребальных комплексов майкопской культуры промежуточной между ранней и поздней группы курганов. Правомерность ее выделения становится еще более убедительной после анализа следующей - поздней - группы майкопских курганов.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)