Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Образ черкешенки у иностранных авторов

Образ черкешенки у иностранных авторов

Образ черкешенки у иностранных авторов
История
zara
Фото: Адыги.RU
00:40, 07 февраль 2020
9 997
0
В восточной литературе черкешенка характеризуется словами «драгоценнейшая жемчужина», «всемогущая», «незаменимая», «несравненная», «прекрасная», «госпожа веха», «роза века». Характерным для эстетических идеалов адыгских (черкесских) народов является то, что в них подлинная красота, понятие красивого (Дахэ) подразумевает не только внешнюю форму, внешний облик предметов, явлений, человека, но и их внутреннюю сущность, их содержание, их значение для человека, для общества.
В восточной литературе черкешенка характеризуется словами «драгоценнейшая жемчужина», «всемогущая», «незаменимая», «несравненная», «прекрасная», «госпожа веха», «роза века».

Характерным для эстетических идеалов адыгских (черкесских) народов является то, что в них подлинная красота, понятие красивого (Дахэ) подразумевает не только внешнюю форму, внешний облик предметов, явлений, человека, но и их внутреннюю сущность, их содержание, их значение для человека, для общества.

Адыги вкладывают в понятие красота, красивое единство формы и содержания явлений и предметов. Однако адыги (черкесы) признают и чисто внешнюю красоту явлений, предметов, человека. Здесь имеется ввиду не красота без содержания, а красота, имеющая свое содержание, но присущая тем материальным компонентам, из которых складывается внешняя форма явлений и предметов9, т. е. красота, будучи единством формы и содержания, может быть присуща внешней форме явлений. Например, правильность, симметрия, гармония, определенные цветовые и светотеневые сочетания, пропорциональность и ритм и т. п., свойственные внешней стороне явлений, могут делать их внешне красивыми. Об этом свидетельствуют пословицы, поговорки и выражения адыгов: Ыурыр къыщхьзщех (Свет от нее исходит),— говорят о внешней красоте женщины; Набдзэ зытелъым я нэхъ дахэ (Самая красивая из тех, кто носит брови — писаная красавица); Зи набдзит1ыр мазэм и иыкъуэ (Чьи брови напоминают полумесяц); Уэгум ит мазэр и напэщ (Ее лицо — полная луна на небе); И набдзэхэр пц1ащхъуэ дамэщ (Ее брови, что крылья ласточки); И щДыфэр Кърым бжьзхуцщ (Ее тело, что белая вата из Крыма),— так славят красоту невесты «Благопожелания» — Хъуэхъу; И капэм имызакъуэу, 1эпкълъэпкъ зэк1уж дахи и!эт абы (У нее было не только лицо, но и правильное телосложение), т. е. она обладает не только красивым лицом, но и хорошим пропорциональным сложением. Подчеркивая внешнюю красоту девушки, адыги (черкесы) говорят: Нысэ дахэ (Красивая невестка), Пщащэ дахэ (Красивая девушка).

Наиболее яркие иллюстрации этикета адыгов, связанные с образом женщины, нами заимствованы из книги Б. X. Бгажнокова «Адыгейский этикет». В книге, написанной с полным пониманием и прекрасным знанием вопроса, отмечается, что традиции матриархата оказались у адыгов весьма устойчивыми. В народе еще живы образы мудрой Сатаней, предводительницы нартов, их советчицы во всех трудных делах, умной и обходительной Малечипх, женщины-богатыря Лашин, светлорукой Адиюх. Идея почитания женщины красной линией проходит через весь нартский эпос адыгов.

Судя по высказываниям авторов VII—XIX вв., адыгские женщины располагали большой свободой в обращении с мужчинами.

Среди европейских и азиатских стран было широко распространено мнение, что женщины Черкесии самые красивые в мире. Это еще больше усиливало интерес ученых и путешественников к их нравам и общественному положению, но в то же время порождало весьма противоречивые суждения на этот счет. В одних источниках они представляются целомудренными и стыдливыми, в других, наоборот,— нескромными и своенравными, а иногда — целомудренными и нескромными одновременно. Сообщения второго и третьего типов особенно характерны для авторов XVII—XVIII вв.13 и в значительно меньшей степени это касалось авторов XIX в., что наводит на мысль о постепенном изменении отношений между полами в условиях сословного деления общества и появления все большего числа правил, предписывающих женщине быть более сдержанной в поведении.

По обычаям адыгов мужчина должен был всячески оберегать женщину, помогать ей. Например, если женщина колет дрова, то всякий проходящий мимо мужчина обязан был предложить свои услуги. То же касается и всех других случаев, когда женщина выполняет тяжелую «мужскую» работу. Просьба женщины о помощи обычно выполнялась мужчиной беспрекословно. Величайшим позором считалась ссора или брань в ее присутствии.

Женщина могла приостановить любые действия мужчин, стоило только ей сказать: ЩхьэлъашДэм хьэтыр и1экъзна мыгьуэ.— Платок женский (женщина) уважения (снисхождения) не заслуживает разве и прикоснуться правой рукой к платку на голове.

Адыгские женщины появлялись в обществе с открытым лицом, свободно, без принуждения здоровались за руку с мужчинами, а в отдельных случаях выступали на собраниях и даже отправлялись в наезд вместе с джигитами.

Особое место среди рыцарских элементов адыгского этикета занимали различного рода знаки внимания представителям женского пола, о чем свидетельствуют адыгские просветители. Хан-Гирей в этнографическом очерке «Вера, нравы, обычаи и образ жизни черкесов» пишет: «Молодые черкесы, имея с девицами свободное обращение, имеют случай понравиться друг другу и дать понять свои чувствования». А. Кешев в повести «Чучело» вывел образ прекрасной адыгской девушки Пазики и показал образцы рыцарского отношения к женскому полу, типичные для адыгов. Поклоняясь красоте и доброте Назики, юноши делают ей различные подарки и готовы выполнять все ее прихоти: «В целом ауле не нашлось бы джигита, который не бросился бы в огонь и в воду по одному ее слову, и тот из них считался бы недостойным имени мужчины, кто бы осмелился не исполнить ее лсвященной воли»18. Во время празднеств, на которых неизменно присутствовала Назика, «в ауле не оставалось пустого места от приезжих всад-ников»т выстрелы в ее честь то и дело оглашали округу, так что «за пороховым дымомттрязгалось самое небо», мужчины «нередко схватывались за оружие, оспаривая друг друга честь сделать два—три круга с ней», а гегуако славили княжну на манер трубадуров Прованса: «Ты краса и гордость земли адыгской... Твои глаза краше блестящих звезд на синем небе. Твой бтан гибче камыша, что растет на берегу Белой речки. Счастлив юноша, который тебя назовет своею. Да пошлет аллах счастье на земле родителям твоим, а когда они умрут, да отворит он перед ними ворота рая. Не думай, красавицщ что я тебе льщу. Мать родила меня не льстить, а говорить людям правду, иДнцтм скудным словом славить дела храбрых юношей и красоту наших девушек, танцуйте ке,.молодцы! Славьте со мною мою Назику во все конщ5гСовета. Пусть черкесские девушки подражают ей во всем, а юноши тоскуютнощшй». \

В том же духе высказывается Дж. Лонгворт Он считает необходимым указать «слабый, по его мнению, налет рыцарства», обнаруживающийся в отношении, мужчин к женщинам и в подтверждение этому приводит такие факты: «На празднествах у молодых людей бытует обычай, поднимая чашу с бузой с тостом в честь избранницы сердца, разрядить в воздух ружье или пистолет. Вызов немедленно принимается теми, у кого есть заряд пороха... чтобы в той же манере отстаивать превосходство их собственных пассий. Другой обычай, который здесь существует, это принять участие в скачке за призом, находящимся в руках прекрасной мадемуазели и представляющем собой разукрашенную кобуру для пистолета, произведение ее нежных пальчиков». Аналогично этому на скачках, устраиваемых во время поминок, юноши «оспаривают призы с тем, чтобы презентовать свой приз даме как дань ее красоте».
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)