О красоте адыгов

О красоте адыгов
История
zara
Фото: Адыги.RU
00:41, 02 февраль 2020
8 883
0
Красота Кавказа своеобразна, красота силы и сурового могущества. Нежны его краски, поэтичны и тонки очертания горных вершин, за зелеными горами выступают в снеговом величии неподвижные гиганты. Кавказ — полный чарующих красот — с пышной растительностью, чистой студеной водой и здоровым горным воздухом — прекрасен, с многочисленными равнинами, холмами и горами, лесами и целебными источниками, изобилует плодоносными деревьями. Воздух здесь благоуханный и чрезвычайно здоровый. Не потому ли француз Ферран полагал, что от этого происходит цветущая красота черкесов и черкешенок.
Красота Кавказа своеобразна, красота силы и сурового могущества. Нежны его краски, поэтичны и тонки очертания горных вершин, за зелеными горами выступают в снеговом величии неподвижные гиганты.

Кавказ — полный чарующих красот — с пышной растительностью, чистой студеной водой и здоровым горным воздухом — прекрасен, с многочисленными равнинами, холмами и горами, лесами и целебными источниками, изобилует плодоносными деревьями. Воздух здесь благоуханный и чрезвычайно здоровый. Не потому ли француз Ферран полагал, что от этого происходит цветущая красота черкесов и черкешенок.

Адыги — таково самоназвание родственных между собой адыгейцев, кабардинцев и черкесов — древнейшие обитатели северо-западного Кавказа. Адыги — автохтонные народы Кавказа — жили здесь задолго до нашей эры. Они поддерживали политические, экономические, военные и культурные связи с древними хаттами, ассирийцами, шумерами, греками, Древней Русью, аланами и грузинами.


Предкам адыгов приходилось отстаивать свое существование в жестоких битвах с многочисленными завоевателями. Особенно опустошительны были нашествия гуннов (IV в.), аваров (VI в.), печенегов (IX в.), хазаров (X в.), надолго задержавшие общественно-экономическое развитие адыгских племен. В XIII веке на земли адыгов обрушились монголо-татарские орды. Лишь в XV веке, после того, как монгольское иго было свергнуто, адыгам удалось изгнать поработителей. Но освободившись от одних захватчиков, адыги (черкесы) становятся жертвой других. Начиная с XVI столетия, они подвергаются нашествиям со стороны турецких султанов и их вассала — крымского хана.

Адыгейцы проживают в Адыгейской республике. Население адыгейцев (абадзехов, бжедугов, темиргоевцев, шапсугов) по переписи населения 1989 г. составляет 124 941 человек, территория 7,6 тыс. квадратных километров. Кроме того, адыгейцы проживают в Туапсинском, Успенском и Лазаревском районах Краснодарского края.

Кабардинцы проживают в Кабардино-Балкарской республике. Население кабардинцев составляет 394 651 человек, территория 12,5 тыс. квадратных километров. Кабардинцы также живут в Карачаево-Черкесской республике и Адыгейской республике. Кабардинцы-христиане проживают в Моздокском районе Северо-Осетинской ССР, в ряде хуторов Ставропольского края и в двух станицах Ростовской области.

Черкесы проживают в Карачаево-Черкесской республике. Население черкесов составляет 52 363 человек, территория 14,1 тыс. квадратных километров.

Адыги (черкесы) оставили заметный след в истории, участвовали почти во всех важнейших событиях Кавказа, России, Египта, Ближнего и Среднего Востока. Носители самобытной культуры — черкесы внесли большой вклад в духовное развитие Северного Кавказа, России, Турции, Египта, Сирии, Иордании, Йемена и др. стран.

В ущельях Кавказских гор Ибн-Хаукаль обнаружил 360 народов, Масуди (X в.) насчитал 86 племен, а Страбон — 71*.

До выселения s Турцию черкесы в i860 г. составляли 32 народа и самые многочисленные из них были: абадзехи, бжедуги, кабардинцы, натухайцы, темиргоенцы, убыхи и шапсуга.

Сотни тысяч черкесов в разные времена вынуждены были покинуть Черноморское побережье Кавказа, покинуть свою историческую Родину, свои исконные земли и найти убежище в различных странах мира. Так образовалась черкесская диаспора (греч. diaspora — рассеяние) — пребывание большей части народа (этнической общности) вне страны его происхождения; черкесская диаспора была вызвана различными обстоятельствами: колониальной политикой русского царизма, отменой крепостного права в России, двуличной политикой Османской империи и Англии, религией, междоусобицей черкесских князей и действиями других определенных социально-исторических факторов.

В настоящее время черкесы (бжедуги, кабардинцы, убыхи, абадзехи, хатукаевцы, шапсуги) проживают в Египте, на Ближнем и Среднем востоке, в странах Запад,а — в 50 государствах и насчитывают более 3 млн. человек.

Черкесы живут в основном в Турции (3 млн.), Сирии (120 тыс.), Иордании (80 тыс.), Египте (52 тыс.), ФРГ (35 тыс.), США (20 тыс.), Ираке (15 тыс.), Ливии (14 тыс.), Мадагаскаре (8 тыс.), Югославии (6 тыс.), Израиле (5 тыс.), Иране (5 тыс.), Болгарии (3 тыс.), Японии (2 тыс.), Албании (1 тыс.), Ливане (1 тыс.), Голландии (1 тыс.), Австралии (I тыс.), Саудовской Аравии (500 чел.).

Черкесы в небольшом количестве проживают во Фракции, Марокко, Тунисе, Кувейте, Судане, Вьетнаме, Йемене, Афганистане, Англии, Канаде, Италии, Греции (на границе с Турцией), Польше, Румынии, Сингапуре, Ватикане, Кипре.

Отдельные семьи черкесов живут в Мексике, Китае, Корее, Чехословакии, Финляндии, Танзании, Эфиопии, Бразилии, Швеции, Нов. Зеландии (ушли из Югославии, Сирии, Иордании), на Гавайских островах.

Формально черкесы как граждане этих государств имеют равные права с представителями основных наций (турками, арабами, немцами, американцами). Однако их по существу не признают в качестве отдельного народа, имеющего права на создание собственного национально-территориального образования даже в рамках этих стран. Несмотря на это, черкесы сохраняют свою национальную самобытность, культуру, обычаи и традиции.

В 1702 г. Клаус Пфефферкопф писал: «Адыги — стройный и красивый народ, особенно хороши женщины». Султан Хан-Гирей отмечал: «Черкесия блистала красавицами, как небо звездами в ясную ночь».

Предлагаемая читателю книга посвящена прекрасному и трагическому образу черкешенки и является своеобразным гимном женской красоте.

Кто только не писал о дивной красоте черкешенок: путешественники и ученые, географы и историки, этнографы и языковеды, военные и гражданские, писатели и поэты, художники и скульпторы, дипломаты и разведчики, отечественные и зарубежные исследователи, арабы и итальянцы, немцы и французы, поляки и англичане, турки и персы, славяне и евреи, адыги (черкесы) и грузины и др. «Ни один уголок нашего отечества не имеет столь обширной литературы, по всем отраслям знаний, какую имеет Кавказ, но за то все это разбросано отдельными статьями, по различным газетам и журналам, и не представляет ничего целого», но они служат незаменимым источником по разрабатываемой проблеме, которым до сих пор еще никто не воспользовался. Настоящие материалы книги своими богатыми историческими и этнографическими сведениями, как нам кажется, помогут наиболее полно воссоздать условия жизни адыгов (черкесов) в про налом. Более того, большая литература, написанная на иностранных (арабском, турецком, персидском, английском, польском, немецком, итальянском, французском и т. д.) языках недоступна для широкого читателя. Многие специалисты касаются проблемы черкешенок вскользь, мимоходом, материалы о них разрознены и фрагментарны, нет полного и ясного определенного образа, поэтому «остался несозданным общий портрет» черкешенки. Поэтому нам хотелось бы создать портрет черкешенки, какою она предстает перед всеми, кто интересуется широко историей и культурой адыгов (черкесов). Учитывая, что нельзя объять необъятную литературу о черкешенке,

авторы ограничились в основном литературой на русском языке. Несмотря на то, что, во-первых, они по большей части уже опубликованы, но изданы в дореволюционных газетах, журналах, книгах, и многие из них стали библиографической редкостью и неизвестны широкому читателю, во-вторых, нет ни одного монографического исследования, посвященного черкешенке,— все это побудило авторов собрать и систематизировать литературу о ней.

В книге даются отрывки из научно-популярной и художественной литературы зарубежных, русских и советских исследователей, и авторы в основном старались по мере возможности придерживаться хронологического порядка в расположении материала.

Красавицы были у всех народов мира. Вспомним Клеопатруцарицу Египта, известную своим умом и красотой; жену Луция Тарквиния Кол-латину, прославленную своим очарованием и целомудрием.

В IV в. до н. э. древнегреческий поэт Аристинет дал описание красивой женщины: induitur formosa est; Exuitur ipsa forma est. «Когда она одета, она прекрасна, когда раздета — сама красота»

У каждого народа свои понятия о женской красоте: аварцы говорят: грудь белая, как сыр и серебро.— В горле льющаяся вода сквозит, т. е. горло прозрачное.— Шея длинная как у турецкого кувшина.— Походка как у дикой курочки.— Ласкательно называют: красное солнце, свет моих глаз, мое серебро-золото, красное золото, ночью небо освещающая луна, золотистая голубка; небесная ласточка;

лакцы говорят: оленья шея; щеки, как яблоки; пальцы, как перья; золотые косы (Золотые косы при черных глазах почитаются верхом женской красоты у лаков, хотя вообще горцы не любят рыжих и питают к ним предубеждение).— Жемчужные зубы.— Девушка, как зажженная свеча, т. е. светит своею красотой;

ахушинцы говорят: девушка с гладким лбом.— Облупленная женщина, т. е. гладкокожая.— Тонкая в стане девушка.— Девушка, как красное яблоко.— Девушка, как блоха, т. е. резвая, проворная, прыткая;

осетины говорят: кусочек моего сердца, цветок моей жизни, черноволосая красавица;

чеченцы говорят: шея лебединая, походка утиная, цвет молочный; русские говорят: жемчужное, сахарное тело, райская жемчужина, белолицая;

адыги (черкесы) (черкесы) говорят: золотоволосая, златокудрая красавица, богиня, бесподобная, луноподобная, белокурая девушка®, райская красавица, хрупкая девушка, полногрудая, крепкобедрая, тхьэ1ухуд «красавица фея», нагьуэ «кареглазая», нэ къарэ «черноглазая», мэз бжэным хуэдэщ «как дикая козочка», тхьэрыкъуэшцэху «голубка с белой шейкой», набдзэ ф1ыц1э «чернобровая», о черкесской девушке 18—20 лет говорят шафэл «кровь с молоком», как ранний цветок розы, как полная луна среди ярких звезд, смирная как голубка, стройная как лань, солкцеподобно сияющая.



авторы: Сукунов X. X., Сукунова И. X. из книги "Черкешенка"
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)