О пчеловодстве у адыгов по Клингену

О пчеловодстве у адыгов по  Клингену
Культура
admin
Фото: Адыги.RU
15:00, 06 март 2022
4 622
0
Описание черкесского меда у арабского автора середины XIV века ал-Омари содержится в рассказе о взаимоотношениях монголов Золотой Орды с покоренными народами: черкесами, русскими, ясами. «У султана этого государства (имеется ввиду хан Узбек – прим. С.Х.) рати черкесов, русских и ясов. Это жители городов благоустроенных, людных, да гор лесистых, плодовитых. У них произрастает посеянный хлеб, струится вымя, текут реки и добываются плоды… До покорения этой страны, она была повсюду возделана. Теперь видны остатки этой возделанности. В ней растут виноград, гранат, айва, яблоки, груши, абрикосы, персики и орехи. Это остатки от прежних посевов. Впрочем, еще многое на лицо в горах и имеющихся городах, несмотря на множество того, что погибло. © Адыги.RU по материалам: © Адыги.RU[/b]
О пчеловодстве у адыгов по  Клингену Описание черкесского меда у арабского автора середины XIV века ал-Омари содержится в рассказе о взаимоотношениях монголов Золотой Орды с покоренными народами: черкесами, русскими, ясами. «У султана этого государства (имеется ввиду хан Узбек – прим. С.Х.) рати черкесов, русских и ясов. Это жители городов благоустроенных, людных, да гор лесистых, плодовитых. У них произрастает посеянный хлеб, струится вымя, текут реки и добываются плоды… До покорения этой страны, она была повсюду возделана. Теперь видны остатки этой возделанности. В ней растут виноград, гранат, айва, яблоки, груши, абрикосы, персики и орехи. Это остатки от прежних посевов. Впрочем, еще многое на лицо в горах и имеющихся городах, несмотря на множество того, что погибло. В городах разводится много овощей – брюква, репа, капуста и др. Что касается городов черкесских, русских и ясских, то у них всего этого очень много. Там много меда белого цвета, приятного на вкус, лишенного остроты». (См.: Эломари. Пути взоров по государствам разных стран// Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Извлечения из арабских источников. – Т.1. – СПб., 1884. С.231-234.). То, что речь в арабском источнике идет именно о Черкесии, а не об Алании и, тем более, Руси, доказывается самим списком плодовых культур, произрастающих только в западных, причерноморских районах Черкесии. На это обстоятельство сразу обращает внимание Е.С. Зевакин в «Очерках истории Адыгеи» (т.1, С.79.), и авторы 1-го тома «Истории народов Северного Кавказа» (С.226.). Более того, описание меда у ал-Омари вполне идентично описанию абхазского меда у Эвлии Челеби (сер. XVII в.), а затем у многих авторов XVIII-XIX вв. Вспомним здесь и указание Иосафата Барбаро (сер. XV в.) об обилии зерна и меда в черкесском княжестве Кремух (См.: Барбаро И. Путешествие в Тану// Каспийский транзит. – Т.2. – М., 1996. – С.219). Таким образом, так называемый «каменный мед» производился в Черкесии и Абхазии на протяжении, по меньшей мере, 800 лет. А это обстоятельство, в свою очередь, говорит о стабильности населения, его уровне жизни, осознанной заботе о поддержании выгодной отрасли хозяйства.
Мед составлял один из главнейших товаров, которые поставлялись на внешний рынок населением Черкесии – им утолял свой непомерный аппетит Константинополь, среди прочих потребителей в источниках упоминаются Речь Посполитая, Валахия, Молдавия, Крым. 1674 годом датируется шведский источник о поставках через Москву и Архангельск воска из Черкесии. Яков фон Штелин (1772 г.) отмечал, что «на черкесских пирах нет другого освещения, кроме восковых свечей… черкесы друг друга стараются превзойти толщиной свечей и часто выставляют целый ряд их толщиной в руку, что считается особенным великолепием». В конце XVIII в. П.-С. Паллас сообщает о продажах черкесами большого объема меда и воска в Астрахани. В двух документах 1834 г. содержится просьба двух черкесов-бжедугов о разрешении им реализовать в Екатеринодаре 380 пудов меда. На этом же рынке в 1842-1844 гг. черкесы продали 4,476 пудов меда и 666 пудов воска. С 21 по 26 мая 1846 г. в Екатеринодар прибыло из Черкесии 58 арб, груженных воском.
Рекомендуем читателю исследование П.У. Аутлева «Очерк истории пчеловодства в Адыгее» (Сборник статей по этнографии Адыгеи. – Майкоп, 1975. – С.3-36), в котором приведены очень интересные этнографические данные, полученные в ходе полевых экспедиций, опроса большого числа старейших адыгских пчеловодов. Дается словарь специальных адыгских терминов пчеловодства. Не меньшую ценность для анализа темы имеет соответствующий раздел у Инал-ипа (См.: Абхазы. – С.193-201). Последний приводит данные из работы А. Пахомова (1868 г.), согласно которому занятие пчеловодством в отдельных селах носило четко выраженный товарный характер. Так, в горном обществе Куджба, состоящем из 50 дворов, имелось до 20 тыс. ульев, т.е. в среднем по 400 ульев на двор. Малосимпатизирующий абхазам Фон-Дервиз, работа которого помещена в этот сборник, указывает, что у одной семьи могло быть в эксплуатации до 600-800 ульев. Но и это не предельные цифры: у Теофила Лапинского, жившего в Шапсугии и Натухае в 1857-1860 годах, говорится о тысяче и более ульев в хозяйстве одной семьи (См.: Лапинский Т. Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских/ Пер. В.К. Гарданова. – Нальчик, 1995. – С.59.). Прим. С.Х.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)