Зарождение ислама в Ауле Псейтук

Зарождение ислама в Ауле Псейтук
Религия
zara
Фото: Адыги.RU
09:14, 10 ноябрь 2015
5 374
0
Небольшой адыгский аул Псейтук (Псэйтыку) расположен на левом берегу реки Кубань. По административному делению аул относится к Афипсипскому сельскому поселению Тахтамукайского района Республики Адыгея. Название аула происходит от сочетания двух слов: «псэй» — черноклен, «тыку» — окраина или тупик — Псэйтыку — Псейтук.
Небольшой адыгский аул Псейтук (Псэйтыку) расположен на левом берегу реки Кубань. По административному делению аул относится к Афипсипскому сельскому поселению Тахтамукайского района Республики Адыгея. Название аула происходит от сочетания двух слов: «псэй» — черноклен, «тыку» — окраина или тупик — Псэйтыку — Псейтук.
До революции в ауле не было мечети, мало было аульчан, не было средств у людей для разрешения этой проблемы. Молились (делали намаз) в доме Тлехузана Кобле, учились молодые у старших устно произносить молитвы. В это время Пшимаф Усток сыграл большую роль в возрождении Ислама в родном ауле. Он несколько лет жил в Турции, был хорошо обучен Корану, свободно говорил по-турецки. Вернувшись в родной аул, Пшимаф становится эфенди аула, обучает жителей аула чтению Священного Корана и основам Ислама. В 1882 году у него родился сын Юсуф, которому отец передает свои знания, и впоследствии Юсуф Усток тоже становится эфенди аула Псейтук.
Определенных успехов в обучении аульчан религии также добился Мишеост Самогов, который в 1907 году высшим Духовным обществом Адыгеи был направлен в аул Псейтук.
В 30-х годах прошлого века в центре аула Псейтук была построена мечеть из турлука. На западной стороне ее возвышалась двухярусная вышка — минарет. Вечерами Азан оповещал верующих о времени проведения намаза. Большой молельный зал не вмещал всех желающих принять участие в коллективной молитве.
В разные годы должность эфенди в ауле Псейтук выполняли следующие лица: Даче Асланбек Кизбечевич, эфенди в 1880 г., обучался в Стамбуле; Усток Пшимаф, эфенди, жил в Турции, вернулся в Псейтук в 1890 г.; Чунтыз Махмуд Юсуфович родился в 1850 г., эфенди аула в 1900 г; Ачмиз Хабеч (родился примерно в 1878 году), эфенди в 1901 г. Татары его маленьким увезли в станицу Тимашевскую (ныне город), обучили его чтению Корана и арабскому письму. Самогов Мишеост (1880-1918 гг.), эфенди 1907-1911 гг; Зашоков-эфенди (имя, отчество, даты его жизни не помнят), эфенди аула после 1911 г.; Ачмиз Магамет Гучипсович, эфенди аула в 30-е годы прошлого века, родился в 1885 г., арестован органами ОГПУ 8 мая 1930 года, заключен в концлагерь сроком на 5 лет, скончался в лагере; Тлецерук Хамид, эфенди и преподаватель адыгейского языка в Псейтукской начальной школе до 1940 г; Ачмиз Юсуф Казбекович, эфенди в 1940 г.; Натхо Салих, эфенди в 1939-1943 гг., преподаватель адыгейского языка в начальной школе; Усий Кишук Гакушежевич, эфенди аула в 50-е годы.
Хадж совершили: Барон Салих (прозвище Хьаджэ-мыкъу — «сын хаджа») и Барон Магамет, дважды совершил хадж.
Эфенди аула с 60-х годов XX столетия были: Усток Юсуф Пшимафович (родился 1892 г.), Усток Ахмед Пшимафович, эфенди в 60-е годы; Ачмиз Исмаил, эфенди аула в конце 60-х годов; Дзетль Махмуд Ахмедович, эфенди аула в 80-90-е годы; Натхо Анзаур М., эфенди в 90-е годы; Дзетль Заурбий Р., эфенди с 2008 г.
В последние годы хадж совершили из аула около 5 человек.
Мечеть в ауле Псейтук построена на личные средства уроженца этого аула депутата Госсовета — Хасэ РА Схаляхо Азмета Мезбечевича.
На церемонии торжественного открытия мечети присутствовали Президент республики Адыгея Аслан Тхакушинов, Министр культуры Газий Чемсо, Глава Тахтамукайского района Ризо Пшидаток, Глава Афипсипского сельского поселения Аслан Дзетль, другие официальные лица и многочисленные гости.
Имамом Псейтукской мечети руководство ДУМ утвердило Рамазана Конокова, который приехал в Псейтук из аула Егерухай и обучается в данное время в Черкесском исламском институте.
«Когда в ауле есть такой Дом, легче придерживаться религии, — говорит в беседе с корреспондентом Р. Коноков, — легче совершать поклонение Всевышнему Аллаху. Так же, как приходится трудно семейному человеку с детьми, не имеющему своего дома, приходится трудно и верующему, у которого в ауле нет Дома Аллаха
«Наш народ пережил и переживает немало испытаний и трудностей, — продолжает имам. — Наш этнос в результате трагедии XIX века оказался ра.збросанным по всему миру. Мы теряем свою уникальную культуру, богатые тра.диции, язык. Но, когда адыги (черкесы) повернутся к своей религии и начнут изучать её установления, мораль и нравственность, они непременно узнают в них знакомые традиции, нормы морали и нравственности, которые предки донесли до них. Ведь то, что мы называем «адыгагъэ», «адыгэ хабзэ» основано на моральноэтических ценностях религии Ислам. И возвращение к религии не удалит нас от насущных проблем нашей на.ции, а, наоборот, поможет возродить её, влить в неё свежую струю из чистого источника Ислама». Каждую пятницу в мечеть для совершения намаза приходят в среднем 30-35 мужчин и 12-15 женщин.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)