Аул Мафэхабль

Аул Мафэхабль
Этнография
zara
Фото: Адыги.RU
08:55, 24 февраль 2016
5 600
0
Аул Мафэхабль — это единственный адыгский (черкесский) аул, где компактно проживают репатрианты. Решение об основании этого аула было принято 1 августа 1998 года после переселения первой группы адыгов из автономного края Косово (Югославия) на историческую землю. Официальный статус аула Мафэхабль получил только 10 сентября 2007 г. после принятия соответствующего Постановления Правительства РФ (№ 572). В первое время после возвращения в Адыгею косовские адыги (черкесы) проживали в Майкопе до 2001 года. В это время роль мечети выполнял молельный дом № 35 по ул. Победы. После возвращения косовских адыгов на историческую родину, они составляли преобладающую часть майкопской мусульманской общины.
Аул Мафэхабль
Аул Мафэхабль — это единственный адыгский (черкесский) аул, где компактно проживают репатрианты. Решение об основании этого аула было принято 1 августа
1998 года после переселения первой группы адыгов из автономного края Косово (Югославия) на историческую землю. Официальный статус аула Мафэхабль получил только 10 сентября 2007 г. после принятия соответствующего Постановления Правительства РФ (№ 572).
В первое время после возвращения в Адыгею косовские адыги (черкесы) проживали в Майкопе до 2001 года. В это время роль мечети выполнял молельный дом № 35 по ул. Победы. После возвращения косовских адыгов на историческую родину, они составляли преобладающую часть майкопской мусульманской общины.
Следует отметить, что косовские адыги (черкесы) хорошо соблюдают нормы ислама. Все совершеннолетние держат пост, большинство взрослого населения выполняет пятикратную молитву, всё мужское население посещает обязательные коллективные намазы.
В ауле Мафэхабль есть действующая мечеть. Эту прекрасную мечеть построил на личные средства Мухамед Иругов — фермер из аула Исламей Кабардино-Балкарской Республики. Открытие мечети состоялось в сентябре
1999 года. Мухамед Иругов и по сей день поддерживает теплые отношения с жителями аула. Стоит отметить, что мечеть аула расположена недалеко от федеральной трассы, поэтому в ней постоянно есть молящиеся из различных регионов страны, независимо от времени суток.
Имамом мечети является Хасани Мухамед, имеющий высшее исламское образование и одновременно являющийся главой администрации аула. Он прекрасно справляется с обязанностями имама мечети, обучает желающих арабскому языку и основам ислама.
Следует отметить, что косовские адыги (черкесы) с первого дня стали неотъемлемой частью мусульманской уммы Республики Адыгея и внесли заметный вклад в возрождение ислама на протяжении последних 13 лет. Наиболее активными из них являются: Цей Исмаил (хаджи) — муадзин Соборной мечети г. Майкопа; вышеупомянутый имам Хасани Мухамед (хаджи) — являлся членом Совета ДУМ в 2004-2008 гг.; Цей Искандер — муадзин мечети а. Мафэхабль; Цей Раджеп (хаджи) — член Совета ДУМ с 2004 года по настоящее время, член редколлегии газеты «Свет» (гл. редактор: М.М. Шумафов).
Цей Исмаил был муадзином и в Косово до возвращения в Адыгею. Интересно отметить, что он выполнял пятикратную молитву в местной мечети и в мирное и в беспокойное время, независимо от различных внешних факторов. Про Исмаила можно сказать, что он «человек, чьё сердце привязано к Дому Аллаха». Можно только позавидовать человеку с такой глубиной имана. В ноябре 2008 года Исмаил Цей был награжден почетной грамотой Координационного центра мусульман Северного Кавказа «За заслуги перед уммой».
Многие косовские адыги (черкесы) совершили хадж как до возвращения в Адыгею, так и после. Хасани Мухамед до возвращения на родную землю дважды совершил хадж, а также совершили хадж его мать Асани Фахрие, Цей Шабан, Цей Исмаил и Цей Мухарем. После переселения в Адыгею хадж совершили: Османи Абедин, Абази Изедин, Абази Сания, Цей Муса, Цей Неджибе, их сын Цей Раджеп, Цей Баязит, Цей Умар, а также Абази Музахид, ныне студент исламского университета г. Медина (Саудовская Аравия), Цей Искандер, Абай Имер со своими матерью и супругой.
Интересен еще один факт. Косовскими адыгами были сохранены два экземпляра Священного Корана (с толкованием), вывезенных их предками во время вынужденного переселения адыгов с Кавказа в 1860-е годы. Эти два Корана были изданы в Казани в 1843 году. Один из экземпляров был передан Национальному музею Республики Адыгея. Другой экземпляр по просьбе косовских адыгов президент Аслан Джаримов подарил Президенту Республики Татарстан Минтимеру Шаймиеву во время инаугурации татарского президента 12 апреля 2001 г., за что специальная делегация из Казани в знак благодарности приезжала к старшему из косовских адыгов Хасани Шаипу (1903-2001 гг.).
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)