Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Политическое единство Большой Кабарды

Политическое единство Большой Кабарды

Политическое единство Большой Кабарды
История
zara
Фото: Адыги.RU
14:55, 28 июнь 2021
4 605
0
Совершенно другая картина складывается, когда политическое единство Большой Кабарды и возвышение пщышхуэ достигались не путем соглашений и компромиссов, а посредством устранения соперников, что было весьма показательно для времени правления Казыя Пшиапшокова и его сыновей. Причем объем власти верховного князя, по существу, не зависел от согласия его младших братьев (или добровольно делегированных ими прав), которые должны были безусловно подчиняться воле своего старшего брата. В этих условиях полномочия хасы в избрании «большого князя» стали номинальными, хотя ее законотворческие и военно-оборонительные функции могли еще сохранять некоторое значение. В целом же хаса превращается из законодательного и распорядительного в консультативный орган.
Политическое единство Большой Кабарды
Совершенно другая картина складывается, когда политическое единство Большой Кабарды и возвышение пщышхуэ достигались не путем соглашений и компромиссов, а посредством устранения соперников, что было весьма показательно для времени правления Казыя Пшиапшокова и его сыновей. Причем объем власти верховного князя, по существу, не зависел от согласия его младших братьев (или добровольно делегированных ими прав), которые должны были безусловно подчиняться воле своего старшего брата.
В этих условиях полномочия хасы в избрании «большого князя» стали номинальными, хотя ее законотворческие и военно-оборонительные функции могли еще сохранять некоторое значение. В целом же хаса превращается из законодательного и распорядительного в консультативный орган.
Таким образом, не во все периоды истории Кабарды укрепление власти пщышхуэ сопровождалось и повышением роли хасы. Но обратное является правилом. Точно так же централизация не всегда означала укрепление хасы, тогда как последнее можно рассматривать в качестве одного из важных симптомов централизации.
На первый взгляд, два способа взаимосвязи хасы и власти верховного князя могут представляться различными векторами общественно-политического развития феодальной Кабарды, а характер правления Казыя и его сыновей — альтернативой, следуя которой страна преодолела бы феодальную «анархию», неотвратимо влекущую ее к гибели. Но по сути дела они являлись отрезками одной и той же линии политического развития Кабарды. «Автократический» принцип правления был характерен только для первого поколения «рода» Казые-вых. После его распада на соответствующие родственные группы, отношения между ними стали складываться по сценарию, известному задолго до прихода Казыя к власти. Мы имеем в виду феодальную раздробленность, княжеские междоусобицы, политику сбалансированного равновесия и т. д.
Следовательно, указанные отрезки нельзя рассматривать и как стадии, ведущие к образованию централизованного государства. Внешне они скорее всего напоминают циклы, повторяющиеся в рамках нескольких десятилетий или даже целого столетия.
Но если отсчет вести с середины XVI века и проследить подъемы и спады значения данных институтов до первой четверти XIX века, то обнаружится неуклонное их ослабление в связи с прогрессирующей дезинтеграцией кабардинского общества.
Не последнюю роль в этом процессе сыграл принцип наследования политической власти по боковой линии, сочетание которого с сословно-представительньш собранием являлось одной из важных особенностей политической системы кабардинцев в XV—XVIII вв. Регулируя наследование власти «большого князя», утверждая в этом качестве одного из представителей княжеского дома Иналовичей, хаса выступала главным гарантом нерушимости традиционных форм организации власти.
Вотчина-община, исчерпавшая возможности своего дальнейшего развития, но не содержавшая в себе элементов собственного отрицания, во многом определила стагнирующий и тупиковый характер социально-экономического развития кабардинцев в XVII—XVIII вв. К тому же социальному тупику, но на уровне политической и правовой надстройки приводило сочетание архаического принципа наследования высшей политической власти в стране с таким признаком развитого феодализма, как сословно-представительное собрание. Узаконенный раздел Кабарды между «братьями-князьями» закрепил в ней полицентрическую политическую систему. В господствующих же структурах власти и собственности не выработались альтернативные им элементы (даже в самой зачаточной форме), которые впоследствии, в другом историческом контексте, стали бы переходным этапом к образованию централизованного государства.
Принцип наследования по боковой линии настолько проник во все поры кабардинского общества, что он, не ограничиваясь высшими эшелонами власти, уделами и сельскими вотчинами, распространялся также и на земельные участки, усадьбы и многие виды движимого имущества. Его жизнеспособность поддерживалась всем традиционным укладом Жизни, в том числе и обычаем левирата. Если при этом учитывзгь комплекс религиозно-мифологических представлений, освящавших данный порядок вещей, то станет понятным, почему в истории Кабарды даже в периоды максимального возвышения верховных князей не было попыток в обход братьев передать власть по прямой линии. Любая такая попытка заранее была обречена на провал, ибо она, идя вразрез с огромной толщей народных традиций и обычноправовых норм, неизбежно лишилась бы всякой легитимности.
Парадоксально, но история Кабарды, развиваясь как бы в обратном направлении, демонстрировала, что этот принцип наследования даже укреплялся, способствуя росту разрушительных внутренних конфликтов. Ориентированный по своей первоначальной природе на справедливый раздел власти и собственности между «братьями-князьями», он, как никакой другой фактор, привел к братоубийственным войнам, приблизившим катастрофу Кабарды.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)