Правление в Кабарде в 1589 году

Правление в Кабарде в 1589 году
История
zara
Фото: Адыги.RU
01:39, 30 январь 2020
8 037
0
После смерти Камбулата Идаровича в 1589 г. власть пщышхуэ должна была перейти к другой княжеской линии, потомкам Беслана Джанхотова, а именно сыновьям Кайтуки Бес-ланова: Асланбеку (поскольку его старшего брата, Пшеапшрки, к этому времени уже не было в живых), Тапшинуке, Кай-туке и Янсоху.
После смерти Камбулата Идаровича в 1589 г. власть пщышхуэ должна была перейти к другой княжеской линии, потомкам Беслана Джанхотова, а именно сыновьям Кайтуки Бес-ланова: Асланбеку (поскольку его старшего брата, Пшеапшрки, к этому времени уже не было в живых), Тапшинуке, Кай-туке и Янсоху.
3 июля 1589 года в .отписке терского воеводы А. И. Хворостинина в Посольский приказ о смерти Камбулата Идаровича указывалось: «...у них Канбулата-князя не стало и у них де, государь, промеж ими смута была великая врось княжья, а на княженье де, государь, ещо не посадили никово. А сказывают, что нынешний год владети у них Канбулатовым де-тем; а как год минет Канбулату, ино де, государь, быти у них на княженье Осланбеку-князю. А ведетца де, государь, у них так, что на княженье сажают рядом (т. е. по очереди.— В. К.), а ныне де ряд Осланбеков пришол» (курсив наш.— В. К..). В этом же документе отмечалось, что «буде не похочет быти Осланбек-князь под твоею государевою рукою, ино б ево и на княженье не сажати до твоего государева указу»34. Асланбек Кайтукин умирает в этом же 1589 году и на большое княжение начинает претендовать его младший брат Ян-сох, о .котором в родословной сказано, что «княжество дано «му на Москве... а в Кабарде княжества ему не давали». Но, как показывают источники, княжество ему все же было дано в Кабарде.
«Великая врось княжья» свидетельствует о чрезвычайно высоком престиже титула верховного князя в Кабарде и за ее пределами. Смута, последовавшая за смертью Камбулата Идаровича, говорит также о том, что на «большое княжение» сажали не автоматически, как только подходит «ряд», а с согласия большинства других удельных князей. Для его достижения и созывался «совет всей кабардинской земли».
Первое упоминание о «советах» относится к сентябрю 1589 г. В одном из документов того времени указывается, что Янсох, «похотя государю служити и под государевою рукою быти с ними, с Асланбековыми детьми, и с своими детьми с племянники и со всем своим родом и со всею землею, совет учинили в Кабарде, съехався с кабардински князи, с Мамстрюком и Очеканом и с Куденеком, и с Хотовым и со всеми мурзами и уздени и со всею землею, что нам «всем в госуда-реве жалованье под государевою рукою быти и служити государю и на государевых недругов и на непослушников, на кого велит государь, с своими людьми ходити...» (курсив наш.— В. К.).
В отличие от Е. Н. Кушевой, считавшей выражение «всею землею» свидетельством участия 'крестьян в «народных собраниях», мы полагаем, что оно означает «всю Кабарду». В этом плане приведенный документ является, с одной стороны, свидетельством проведения общекабардинского сословно-предста-вительного двухпалатного собрания, а с другой — в нем делается отличие от других разновидностей «советов» в уделах, их союзах и т. д. Роль дворян в подобных собраниях, по всей видимости, была значительной. Во всяком случае наиболее знатные из них (такие, как Хотов, который принадлежал к фамилии Анзоровых) влияли на их исход. В указанной выше отписке терского воеводы А. И. Хворостинина в Посольский приказ от 3 июля 1589 г. указывалось: «А тот, государь, Хотов в Кабарде именитой человек; все кабардинские .князи и мурзы и уздени слушают ево,во всем и на княженье на большое у них без нево посадить никово нельзя».
Если процедура принятия решения по вопросу о выборе «большого» князя существенно не отличалась от правил обсуждения других важных политических дел на общем собрании, то, надо полагать, что его кандидатура выдвигалась сперва на княжеском совете, а затем предложение «верхней палаты» передавалось на рассмотрение палаты дворян.
Активное участие представителей дворян в избрании пщы-шхуэ на хасе подтверждается также и другими документами.
В середине октября 1589 г. в отписке терского воеводы А. И. Хворостинина в Посольский приказ отмечалось: «И октября, государь, в 14 день приехали к нам с Сунши с казацкою головою с Васильем с Онучиным .кабардинские черкасы Осланбеков брат Янсох-князь да Хотов да Асланбеков же сын Янхот-мурза, да Мамстрюк да брат его Бетемрюк, да Елбуз-лук-мурза; а с ними уздени... А сказали приехав Хотов, что приехали оне укреплятися по прежнему договору и о том бити челом тебе, государю, что оне изобрали на большое княжение Осланбекову брату Янсоха. И государь де.нас как пожалует»40. Как видно из этого документа, Идаровы принимали участие в шертовании, а следовательно, и в избрании Ян-соха «большим князем». Но зато отсутствовал Шолох Тапса-руков («Тоилостанов род»). Его черед пришел, вероятно, после смерти Янсоха. В конце XVI — начале XVII в. Шолох Тапсаруков известен как «князь кабардинский». В родословных росписях указано: «Шолох, князь кабардинский, а государева жалованья княженства не дано было. ему».
Решение общего собрания часто находилось в зависимости от реальной силы претендента на «большое княжение», ибо, кроме основной кандидатуры, в Кабарде, как правило, находились удельные князья, которые на таких же законных основаниях могли претендовать на власть пщышхуэ. Например, у Шолоха Тапсарукова в 1589 г. было не меньше оснований на большое княжение, чем у Асланбека Кайтукина. если исходить из порядка очередности по данным родословных росписей. Но Кайтукины, объединившись с Идаровыми, оказались сильнее. Однако какие бы силы ни стояли за тем или иным претендентом и какими бы основательными ни были его права на «большое княжение», в любом случае его кандидатура утверждалась или отвергалась на общем собрании князей и дворян.
У Шолоха не было родных и двоюродных братьев, которые могли бы после его смерти претендовать на большое княжение. Поэтому в 1616 году снова пришел черед Идаровых: Куденета Кам;булатовича пожаловали «княжеством кабардинским и в Кабарде ему княжество дано было». Другими словами, его избрали на «совете всей кабардинской земли». Таким образом, представители трех родов (Идаровы, Кайтукины, Таусултановы) поочередно правили Кабардой в XVI начале XVII в. Этим трем родам соответствовали 3 удела; четвертым — правили «Клехстановы».
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)