Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » Культура » СТАНОВЛЕНИЕ КОМПОЗИТОРСКОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В АДЫГЕЕ

СТАНОВЛЕНИЕ КОМПОЗИТОРСКОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В АДЫГЕЕ

СТАНОВЛЕНИЕ КОМПОЗИТОРСКОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В АДЫГЕЕ
Культура
zara
Фото: Адыги.RU
01:22, 20 июль 2020
3 863
0
Последние четыре десятилетия ушедшего столетия в музыкальной культуре Адыгеи связаны со становлением композиторского профессионализма. Об этом свидетельствует значительное число ярких произведений, освоение различных академических жанров, качественный уровень претворения национального материала. Показателем определенной зрелости композиторского творчества является более чем 15-летний стаж существования Союза композиторов Адыгеи, который проявляет себя в отчетных концертах пленумов, нотных изданиях. В творчестве композиторов Адыгеи отразились те процессы, которые были характерны для становления национальных композиторских школ в других национальных автономиях Северного Кавказа, в республиках бывшего союзного государства. В отличие от других автономий Северного Кавказа в Адыгее строительство профессиональной музыкальной культуры
Последние четыре десятилетия ушедшего столетия в музыкальной культуре Адыгеи связаны со становлением композиторского профессионализма. Об этом свидетельствует значительное число ярких произведений, освоение различных академических жанров, качественный уровень претворения национального материала. Показателем определенной зрелости композиторского творчества является более чем 15-летний стаж существования Союза композиторов Адыгеи, который проявляет себя в отчетных концертах пленумов, нотных изданиях. В творчестве композиторов Адыгеи отразились те процессы, которые были характерны для становления национальных композиторских школ в других национальных автономиях Северного Кавказа, в республиках бывшего союзного государства.

В отличие от других автономий Северного Кавказа в Адыгее строительство профессиональной музыкальной культуры проходило со значительным отставанием. Если в Дагестане, Осетии, Кабардино-Балкарии национальные композиторские кадры появились уже в 30-гг. прошлого века, в 30-50-гг. были освоены основные академические жанры (опера, симфония, балет) и созданы профессиональные творческие коллективы (музыкальный театр, симфонический оркестр, хоровая капелла), то в Адыгее только в 60-гг. появляются первые национальные композиторы в европейском понимании этого вида деятельности, а в 90-гг. получают становление профессиональные исполнительские коллективы.

Тем не менее, состоявшимся фактом является вовлечение Адыгеи в музыкально-цивилизационные процессы, происходящие в ХХ веке, и формирование музыкальной культуры европейского типа, представленной всеми составляющими ее компонентами: композиторским творчеством, исполнительством, музыкальнообразовательными структурами, разнообразными формами концертно-театральной жизни.

Каковы же предпосылки формирования профессиональной музыкальной культуры в Адыгее? Они были множественны и разнохарактерны. С одной стороны, Майкоп в последние десятилетия XIX века был хотя и периферийным городом, но одновременно являлся важным культурным центром Юга России. Майкоп часто посещали гастролирующие музыканты - оперные певцы и инструменталисты. Их маршруты пролегали из Европы и российских столиц в города Северного Кавказа - Екатеринодар, Армавир, Кисловодск, Владикавказ, Тифлис. С другой стороны, в самом Майкопе существовали социальные институты, содействующие развитию музыкальной культуры - Народный Пушкинский дом, построенный на средства жителей города в 18991900 гг., любительские музыкальные кружки. Изначально в городе создавались условия для развития культуры европейского типа, представленной оперой, музыкально-драматическими

постановками, просветительскими концертами. Так, в Народном Пушкинском доме проходили концерты, организованные дирижером и педагогом П.А. Махровским, одним из основателей Екатеринодарского отделения императорского русского

музыкального общества. Ростки европейской музыкальной культуры формировались в среде просвещенных любителей искусства, которую составили представители приезжей интеллигенции - врачи, учителя, инженеры. Эта среда определяла эстетические вкусы жителей г. Майкопа, ставшего культурным центром Адыгеи.

В культурно-просветительскую деятельность вовлекалась и появляющаяся адыгская интеллигенция. Так, в Екатеринодаре была создана адыгейская любительская труппа из местных аристократов и открыт национальный Дом культуры. В 1908-1910-е годы там были поставлены два спектакля «Черкесская программа» и «Набег Кунчука на Азов». Оба спектакля использовали сюжеты из народной жизни, их неотъемлемой частью были песни и танцы в исполнении актеров-любителей, представлявших традиционное, в том числе и вокально-хоровое искусство адыгов широкой аудитории. И в дальнейшем адыгейский драматический театр останется очагом сохранения этнической песенной культуры.

Все эти разнообразные формы концертно-театральной жизни послужили основой для дальнейшего профессионального развития драматического, музыкального, хореографического искусства, формируя художественную любительскую среду. Показательно, что уже в дореволюционный период сформировались два направления любительского творчества: приобщение к европейским формам искусства через освоение русской и зарубежной классики и интерпретация этнической культуры. Эти направления существовали параллельно, отражая ситуацию этнокультурной толерантности.

После утверждения Советской власти (в 1920 г.) и

приобретения статуса автономной области (в 1922 г.) Адыгея включается в общие процессы строительства культуры, реализующие национальную политику советского государства.

Основными составляющими сценария строительства национальных музыкальных культур на профессиональной основе стали три глобальные акции советского правительства1:

1. Приобщение широких масс к профессиональному музыкальному искусству через внедрение просветительских форм музыкально-концертной жизни, через ликвидацию музыкальной неграмотности. С этой целью создается сеть музыкальных школ, кружков, народных консерваторий, которые призваны подготовить просвещенных любителей музыки.

2. Собирание, запись, изучение, пропаганда традиционного искусства, что реализовало идею равноправия наций. Подчеркнутое внимание к традиционной культуре больших и малых народов выражалось в масштабной организации фольклорных экспедиций, создании научно-исследовательских институтов, комиссий. Традиционными становятся смотры, олимпиады, слеты народных музыкантов, декады национального искусства2.

3. Создание фундамента профессиональных музыкальных культур на основе освоения европейского опыта. Образцом служил исторический пример России, которая со времен Петра I активно приобщилась к европейским жанрам и формам искусства и «экстерном» освоила принципы европейского музыкального мышления.

В Адыгее имели место все формы культуротворчества, происходившего в СССР в 30-50-е годы ХХ века: создавались музыкально-образовательные учреждения, профессиональные и полупрофессиональные творческие коллективы, развивалось самодеятельное творчество масс, велась активная работа по собиранию и изучению адыгского фольклора. Все это подготавливало почву для композиторского творчества.

Огромный вклад в становление профессиональной музыкальной культуры в Адыгее внесли выдающиеся российские музыканты, приглашенные из культурных центров страны, - М.Ф. Гнесин, А.Ф. Гребнев, Г.М. Концевич, В.Л. Мессман, Н.Н. Миронов, А.П. Митрофанов. В 1920-1930 годы они сделали многочисленные записи, обработки адыгейских песен и наигрышей, заложили основы научного исследования адыгейского музыкального фольклора. Кроме того, российские музыканты создали первые образцы обработок фольклорного материала в жанрах инструментальной музыки1. Подобную кураторскую миссию выполняли А.Г. Абрамянц, П.Ф. Проскурин в Дагестане, А.М. Авраамов, Т.К. Шейблер в Кабардино-Балкарии и др.

В 30-50 гг. прошлого века в Адыгее бурное развитие получила художественная самодеятельность, которая стала преемницей дореволюционного любительства. Творческий энтузиазм масс был направлен на приобщение к лучшим образцам русской и зарубежной музыкальной классики и на воссоздание музыкального фольклора. Уже в конце 1920-х годов при Доме работников просвещения был создан хоровой (руководитель И.В. Святловская), оркестровый (руководитель О.Н. Гусева) коллективы, исполнявшие популярную классику. Силами медицинских работников города Майкопа была исполнена опера П.И. Чайковского «Мазепа» (под руководством И.В. Святловской). В кружке Е. Дигби-Корсак ставились отдельные сцены из «Русалки», «Аиды» и других опер. С 1925 г. по 1936 гг. при кинотеатре «Гигант» существовал симфонический оркестр, который впоследствии обслуживал драматический театр.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)