Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » » Путешествие в музыкальный мир адыгов

Путешествие в музыкальный мир адыгов

Путешествие в музыкальный мир адыгов
---
zara
Фото: Адыги.RU
07:36, 28 февраль 2015
5 104
0
Инструментальная музыка и традиционные музыкальные инструменты представляют собой широкий пласт духовной культуры адыгского народа. Обогатить знания майкопчан и гостей города призвана выставка «Музыкальное наследие адыгов», открывшаяся в Национальном музее РА. Выставка создана на основе коллекции музыкальных инструментов музея и частной коллекции Замудина Гучева. Научным консультантом выступил председатель Союза композиторов РА Байзет Кагазежев. Экспозицию составили около 300 экспонатов, среди которых различные музыкальные инструменты, пластинки, предметы декоративно-прикладного искусства, печатные издания. На старинных и современных фотографиях можно увидеть портреты мастеров искусств, отдельных исполнителей и целых ансамблей. Разделы выставки представляют традиционные и профессиональные инструменты, которые подразделяются на
Путешествие в музыкальный мир адыгов
Инструментальная музыка и традиционные музыкальные инструменты представляют собой широкий пласт духовной культуры адыгского народа. Обогатить знания майкопчан и гостей города призвана выставка «Музыкальное наследие адыгов», открывшаяся в Национальном музее РА.

Выставка создана на основе коллекции музыкальных инструментов музея и частной коллекции Замудина Гучева. Научным консультантом выступил председатель Союза композиторов РА Байзет Кагазежев.

Экспозицию составили около 300 экспонатов, среди которых различные музыкальные инструменты, пластинки, предметы декоративно-прикладного искусства, печатные издания. На старинных и современных фотографиях можно увидеть портреты мастеров искусств, отдельных исполнителей и целых ансамблей.

Разделы выставки представляют традиционные и профессиональные инструменты, которые подразделяются на духовые и струнные, мембранные и самозвучащие. У каждого из них свое неповторимое звучание, история происхождения и развития.

— Адыгский народ на протяжении веков выработал характерные интонационные особенности, ритмику, строение мелодии, создал самобытные музыкальные инструменты и тем самым зародил свой национальный музыкальный язык, — рассказывает зав. отделом этнографии и культуры Ирина Сихаджок (на снимке). — В меотский период, к IV веку до нашей эры складываются традиции быта и культура предков адыгов. К этому времени относятся и музыкальные инструменты — бжамый, камыль, шичепшин, пхачич.

Знакомство с музыкальным миром адыгов посетители начинают с древнейших струнных инструментов — арфы и лиры. Арфавидный инструмент пщынэтlаркъо восстановлен мастером Юсуфом Сташем по описаниям античных исследователей и материалам известного деятеля искусств Адыгеи Шабана Шу. Он изготовлен из дерева, имеет 24 струны и охватывает 2 октавы.

Лира выполнена Замудином Гучевым в 2002 году с использованием ясеня, ели, клена, металлических посеребренных струн. Внешне лира решена в образе оленя, ведь издревле предки адыгов, как и хетты (хатти), являлись солнцепоклонниками, а олень был живым воплощением бога Солнца.

Следующий ряд инструментов — духовые. Камыль изготовлен из различных материалов — бузины, камыша, лещины с использованием корней ивы, борщевика, обтянутого бараньей кишкой, и даже из металла. Как на нем играли, наглядно рассказывают фотографии середины XX века, где запечатлены исполнители Казанчий Падиса, Челебий Хасан, Юрий Чирг.

Еще один духовой инструмент гъоу — сигнальная труба, представленная в двух вариантах: старинный из тростника и современный «новодел» из дерева. Размер гъоу достигает двух-трех метров, состоит из трех частей (чтобы при транспортировке его легко можно было разобрать), каждая длиной до 1 метра, соединенных с помощью серебряных обручей. Ее использовали для подачи различных сигналов: для оповещения по случаю радостного события, в минуту опасности соседним аулам, для сбора аульчан. Чтобы звук лучше распространялся, трубачи — «мэкъэгъэIу» поднимались на возвышенности.

Самозвучащие инструменты представлены деревянной хлопушкой — lэгупхъэlыч, бубном — жъгъырыу, кастаньетами — lэпхъуалъэ

Из ударной группы инструментов представлены доул — двусторонний барабан из коллекции Байзета Кагазежева и пхачич (пхъэкIыч) — разновидность трещотки. Пхачич состоит из нескольких высушенных пластинок твердой древесины, свободно привязанных с одного конца к такой же пластинке с рукояткой, и при встряхивании издает сухой щелкающий звук.

Следующий стенд показывает разнообразные варианты — образцы самого распространенного струнного адыгского музыкального инструмента — шичепшин (шыкIэпщын). Слово «шыкIэпщын» состоит из трех слов: «шы» — конь, «кIэ» — хвост, «пщынэ» — музыкальный инструмент, получается «музыкальный инструмент из конского хвоста». В древности шичепшин считался священным, ему приписывалась магическая функция. На нем разрешалось играть только днем и только в помещении, чаще всего в хачеще, чтобы уберечь от злых духов жилище.

Возраст самого старого инструмента из фондов музея — около 200 лет. Но благодаря таким народным мастерам, как Замудин Гучев, шичепшин переживает второе рождение. Оказывается, он может быть не только традиционной — вытянутой формы, каким мы привыкли его видеть, но и круглым, изготовленным, например, из тыквы-горлянки. С ним соседствуют инструменты работы мастеров И.Басте, З.Нагоева. А.Гребнева, которые попытались его усовершенствовать. Например, А.Гребнев приблизил форму к скрипке, а 2 струны из конского волоса заменил на 3 металлических — получился оркестровый вариант. Также музей хранит уже исчезнувший из музыкальной практики адыгов трехструнный щипковый музыкальный инструмент Iэпэпщын (от «Iапэ» — палец, дословно «пальцевый музыкальный инструмент», что указывает на способ извлечения звука).

Рядом на снимках — известные исполнители середины прошлого века Байзет Уджуху, Туркубий Джаримок, Ибрагим Джамирзе, Асланбеч Чич и Мурдин Тешев. Играли на шичепшине преимущественно в хачеще — гостиной.

— Хачещи никогда не пустовали, люди без повода после трудового дня собирались здесь: слушали рассказы, легенды и песни. Здесь складывалась, развивалась и жила устная история народа, — рассказывает экскурсовод.

Наверное, самым популярным инструментом была и остается гармошка — пшынэ. Различные исследования и публикации в прессе рассказывают об известных гармонистах — Магомеде Хагаудже, Алие Темзокове, Махмуде Шагучеве. Коллекцию пшынэ составляют различные гармоники, от самых старых, 12-клавишных, до более современных, 14- и 16-клавишных. В фонде музея хранятся экземпляры, выполненные известным в Адыгее мастером Мадином Хуаде, занимавшимся производством гармоник с начала
50-х годов. Изготавливая инструмент, он своими руками выполнял все виды работы (столярную, по металлу, создание мехов, клавиш). По числу созданных инструментов и их качеству нет равных в регионе Северо-Западного Кавказа.

Отдельный стенд посвящен творчеству члена Союза художников России Замудина Гучева. Великолепный мастер по изготовлению адыгской циновки, адыгских народных музыкальных инструментов, создатель уникального музея-мастерской, он известен далеко за пределами Северного Кавказа.

Стенд, посвященный современной музыкальной культуре Адыгеи, рассказывает о коллективах, ставших визитной карточкой республики.

Елена МАРКОВА.
Фото Аркадия КИРНОСА.
Газета "Советская Адыгея"
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)