Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Источники работорговли и невольничьи рынки в XIX веке в Османской империи

Источники работорговли и невольничьи рынки в XIX веке в Османской империи

Источники работорговли и невольничьи рынки в XIX веке в Османской империи
История
zara
Фото: Адыги.RU
00:41, 02 февраль 2020
6 244
0
В начале XIX в. государственная и военная система Османского государства устарела, а страна полностью контролировалась извне. В результате предоставления на протяжении 200 лет известных привилегий иностранной торговле была разрушена местная экономика. В действительности за фасадом независимого исламского государства скрывалась система, опирающаяся на работорговлю, регулируемая султанскими ферманами. Даже методы управления этим механизмом устанавливали иностранные колониальные силы. По судоходным рекам империи, Черному, Средиземному, Красному морям и Персидскому заливу плавали османские, английские, французские корабли, переполненные невольниками. В этой торговле использовались даже военные корабли Англии. Основными источниками поступления невольников в империю были: Африка (Вадай, Борну, Багирми, Судан-Хартум, бассейн р. Нил,
Источники работорговли и невольничьи рынки в XIX веке в Османской империиВ начале XIX в. государственная и военная система Османского государства устарела, а страна полностью контролировалась извне. В результате предоставления на протяжении 200 лет известных привилегий иностранной торговле была разрушена местная экономика.
В действительности за фасадом независимого исламского государства скрывалась система, опирающаяся на работорговлю, регулируемая султанскими ферманами. Даже методы управления этим механизмом устанавливали иностранные колониальные силы. По судоходным рекам империи, Черному, Средиземному, Красному морям и Персидскому заливу плавали османские, английские, французские корабли, переполненные невольниками. В этой торговле использовались даже военные корабли Англии.
Основными источниками поступления невольников в империю были: Африка (Вадай, Борну, Багирми, Судан-Хартум, бассейн р. Нил, Эфиопия, Занзибар), побережья Красного моря и Персидского залива, Хиджаз и Кавказ.
Течение работорговли всегда имеет два направления. По этой причине, например, черкесские невольники в зависимости от места продажи могли оказаться в самых отдаленных точках империи (Занзибар, Судан, Чад). Черкесских невольников можно встретить в Бому и Морокке. ОФишер. 1971. С. 122; Мейерс. 1975. С. 56-65).
Главные невольничьи рынки в Османской империи: Адрианополь, Стамбул, Бурса, Дамаск, Мекке, Занзибар, Каир, Басра, Багдад. Подобно тому, как городское насе¬ление делилось по профессиональным группам в городах, где шла массовая торговля невольников, формировались цехи по продаже рабов. Покупка и продажа невольников осуществлялась под контролем государственных структур, т. е. департамента по делам невольников во главе с начальником и 400 служащими. В период Великого чер¬кесского выселения в 1860-х гг. османское правительство основало в Трабзоне и Самсуне временные невольничьи рынки (История и общество. 1984. С. 57, 62).
Когда кавказское побережье Черного моря оказалось в 1846 г. под властью России, османы потеряли один из источников работорговли, а в 1847 г. обнародован ферман, запретивший вывоз невольников с кавказского побережья36. В связи с тем, что этот рынок оказался в руках русских, Англия не желала связываться с россий¬скими работорговцами. Ввиду того что Крымская война (1853-1856) может стать удобным моментом для оживления работорговли, англичане усилили запретительные меры. 30 января 1855 г. губернатору Трабзона, правителю санджака Джаник (Самсун) и каймакаму (начальнику каза) Синопа были направлены указы, запрещающие торговлю черкесскими и грузинскими невольниками. Однако из-за тесных связей между работорговцами и правительственными чиновниками работорговля никогда не пресекалась.
С завершением выселения черкесов работорговля, не успев принять статус «внешней торговли», исчезла. Несмотря на то, что среди народов Северного Кавказа работорговля не была распространена, в послании 30 марта 1867 г. главного визиря падишаха сообщалось, что среди общего числа черкесских переселенцев (правильнее выселенцев) более чем 150 тыс. из них остаются на положении рабов. Данная цифра, полученная вследствие неправильного представления кавказской жизни, не имеет ничего общего с реальностью. Черкесские переселенцы принесли с собой характерную для них форму крепостничества, которое воспринималось в Османской империи как рабство на основе исламских законов. (Толедано. 1985. С. 380)
В результате османской политики расселения и колонизации беженцев, которых направляли в районы страны, где шла война и царила неразбериха, эмигранты оказывались в руках работорговцев по двум причинам. Одни из них попадали в кабалу, чтобы себя спасти от суровых османских законов, а другие, оказавшись в горячих точках империи и перенеся тяготы переселения и разбросанности, нищеты и тяжелые условия жизни, даже свободные из них, добровольно принимали статус невольника. Некоторые знатные и авторитетные черкесы принимали участие в законном обращении свободных людей в рабство.
Чтобы противостоять продаже в качестве невольников хотя бы свободных крестьян, османское правительство 24 июня 1864 г. издало указ по проблеме работорговли среди черкесов и разослало государственным чиновни¬кам методы его реализации в жизнь. В нем говорилось, что свободные, но бедные переселенцы вынуждены про¬давать своих детей, а работорговцы и некоторые другие бессовестные люди приобретают их и обращают в рабство большое число молодых девушек и парней, используя их бедственное положение. Согласно существующим зако¬нам дети, купленные у родителей обманным путем, после расследования компетентными органами должны быть возвращены. Однако, как видно из жалоб, дошедших до правительственных органов, работорговцы стремились прибегать к всевозможным обманам, чтобы не следовать закону, в результате «свободных переселенцев прода¬вали как жертвенных овец». За занятие работорговлей предусматривалось суровое наказание, но если ребенка продавали с согласия родителей (если такое положение открыто не соответствует законам шариата), то работорговля временно разрешалась (Толедано. 1982. С. 159).
В связи с тем что в шариатских судах в основном возникали проблемы обоснования свободного статуса невольников были изданы два постановления. Первое, вышедшее в сентябре 1866 г., разрешало признать свободными попавших в рабство, если родственники подтвердят их право, а второе, изданное в марте 1867 г., было направлено на возможность снятия показания с родственников по месту их жительства и отправки этих данных местными властями в суд (Толедано. 1982. С. 159).
Османское государство проводило двоякую политику в деле принятия законного рабства. Потому что, с одной стороны, среди них были люди, желающие получить свободу, а также большое число закабаленных, с другой - были работорговцы и влиятельные рабовладельцы, чувствовавшие потребности правительства по удержанию всех черкесов под властью империи (Толедано. С. 177). Османские власти, не справляющиеся с рабовладельцами, поддерживающие шариатские суды, как только появлялись конкретные противоречия, принимали лишь определенные решения, которые призваны были их раз¬решить, и тем самым, проводя такую тонкую политику, стремились обратить в свою пользу возникающие противоречия между знатными, работорговцами и желавшими стать невольниками.
В действительности, если бы Османское государство и правительство не были бы игрушкой в руках иностранных колонизаторов и османских рабовладельцев любой расы, то не было бы никакой нужды в постановлениях, указах, законах и фирманах. Потому что по османским законам нельзя было превращать в раба свободного мусульманина. А черкесы признавались мусульманами «официально», начиная с первой четверти XIX в. По существу, переселение черкесов в Османскую империю осуществлялось на основе Закона «Расселение мусульман на территориях империи, которые вышли из под власти государства». По этой причине не существовало законных условий на продажу черкесских переселенцев в рабство. Поэтому выход Закона в 1909 г. «О запрете покупки и продаже черкесских и других невольниц» не только был запоздалым, но само существование вызывало возражение и заставляло сильно задуматься.

У. Н. БЭРЗЭДЖ "ИЗГНАНИЕ ЧЕРКЕСОВ
Нальчик ПРИЧИНЫ и ПОСЛЕДСТВИЯ"
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)