Обычное право кавказских горцев

Обычное право кавказских горцев
Культура
zara
Фото: Адыги.RU
06:13, 29 июль 2019
2 985
0
Обычное право кавказских горцев, в силу влияния мусульманского и русского права, подвергалось более или менее значительным ограничениям. В последнее время многие его институты, в особенности те из них, которые шли вразрез с новыми условиями жизни (например, древний институт кавказских горцев кровосмение и пр.), отменены русскими законами; последние более и более вытесняют адаты из местной судебной практики. Теперь уголовные дела разбираются в местных судах по обычаю, но только ввиду выяснения вопросов о том, кто виноват и в какой мере обстоятельства смягчают или увеличивают виновность подсудимого, наказания. назначаются не по адатам, но по уложению о наказаниях уголовных и исправительных. По отзыву лиц, близко знакомых с делом, такой порядок мало удовлетворяет горцев, которые, например, по делам об убийствах далеко не оставили
Обычное право кавказских горцев, в силу влияния мусульманского и русского права, подвергалось более или менее значительным ограничениям. В последнее время многие его институты, в особенности те из них, которые шли вразрез с новыми условиями жизни (например, древний институт кавказских горцев кровосмение и пр.), отменены русскими законами; последние более и более вытесняют адаты из местной судебной практики. Теперь уголовные дела разбираются в местных судах по обычаю, но только ввиду выяснения вопросов о том, кто виноват и в какой мере обстоятельства смягчают или увеличивают виновность подсудимого, наказания. назначаются не по адатам, но по уложению о наказаниях уголовных и исправительных. По отзыву лиц, близко знакомых с делом, такой порядок мало удовлетворяет горцев, которые, например, по делам об убийствах далеко не оставили стародавний свой обычай кровомще ния и потому нелегко мирятся с его запрещением: «Горцы смотрят на постановляемые решения по убийствам, как на нечто незаконченное и временное, скорее, как на отсрочку, нежели наказание» . Само расследование дел по убийствам и другим уголовным делам, производимое в настоящее время не по адатам, а по русским судебным уставам (судебными следователями), редко достигает цели: население само старается скрывать от следователя всякие следы преступлений, совершаемых по большей части под влиянием обычаев кровомщения и пр. На практике, таким образом, многое, что в прежнее, «адатное», время так или иначе, но все таки подлежало воздействию правосудия (хотя и по патриархальным приемам и формам судебного разбирательства), теперь, под влиянием старых бытовых условий, реагирующих против «нового суда», совершенно ускользает от внимания следователя и судьи. Русские законы не действуют в силу фактической реакции против них условий самой жизни; адат не признан и отвергается законом, в результате остается масса правонарушений, на деле совершающихся сплошь и рядом совершенно безнаказанно. Все это, конечно, мало содействует той благой цели, какая имелась в виду при введении на Кавказе новых судебных уставов,— упрочению в крае «суда правого, скорого, милостивого и равного для всех». На деле царит постарому самоуправство вольнолюбивого и мало знакомого с требованиями новой юстиции горца, не сдерживаемого более ни старым своим адатом, ни новым русским «уставом». Самоуправство это царит, прежде всего, благодаря именно шаблонным приемам введения на Кавказе «нового устава», без всякой мысли о необходимости сообразоваться со «старыми» формами горского быта, без попытки скольконибудь рационально приспособить «новый закон» к застарелым условиям патриархальной горской культуры. Что касается, наконец, действия адатов в сфере мирового разбирательства горцев, то в этом отношении горцы и по новому судебному порядку остались при своих старых адатах. Это доказывается сохранением в округах «словесных» горских судов для разбирательства по народным обычаям споров и тяжб между самими туземцами. В камере мирового судьи горец является только тогда, когда ему приходится иметь дело с иноверцем
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)