Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Нахождение наибов Шамиля среди шапсугов и убыхов

Нахождение наибов Шамиля среди шапсугов и убыхов

Нахождение наибов Шамиля среди шапсугов и убыхов
История
zara
Фото: Адыги.RU
12:03, 04 февраль 2020
4 912
0
В 40-х гг. активизировались действия убыхов и в отношении Центрального Кавказа. Начальник Черноморской береговой линии генерал И. Р. Анреп в 1841 г. докладывал военному министру А. И. Чернышеву о том, что «старшины убыхов вместе с шапсугами и абадзехами отправились в Кабарду с намерением склонить жителей оной к враждебным против нас действиям вместе с ними».
Нахождение наибов Шамиля среди шапсугов и убыхов
В 40-х гг. активизировались действия убыхов и в отношении Центрального Кавказа. Начальник Черноморской береговой линии генерал И. Р. Анреп в 1841 г. докладывал военному министру А. И. Чернышеву о том, что «старшины убыхов вместе с шапсугами и абадзехами отправились в Кабарду с намерением склонить жителей оной к враждебным против нас действиям вместе с ними».

На состоявшемся в 1841 г. на реке Пшехе народном собрании, убыхи призвали адыгов не идти на уступки царскому командованию. Объединение всех горцев Западного Кавказа под знаменем шариата и мюридизма и продолжение военных действий против царской России - вот ближайшие задачи, которые поставили перед собой собравшиеся. Итогом собрания стало принятие Дефтера («лист», «книга»), в котором говорилось: «Наша первая обязанность есть строгое выполнение шариата. Никто из нас не должен идти к неверным, дружеские отношения с неверными строжайше запрещены и потому всякий мир и предложение с их стороны должны быть постоянно отвергаемы... Как только русские войска вступят в страну, то каждый должен взять оружие и идти туда, куда потребует опасность».

В мае 1842 г. командующий Кавказской линией получил известие о том, что к убыхам и шапсугам прибыли четыре агента Шамиля с воззваниями о начале военных действий. Через своих послов Шамиль обещал народам Закубанья поддержать их своими войсками, захватить русские укрепления на Кубани и Лабе и разгромить Ставрополь.

В июле 1844 г. объединенный 7-тысячный убыхо-шапсугский отряд штурмовал укрепления Головинское и Лазаревское. 4 ноября 1844 г. имела место еще одна попытка овладеть Головинским укреплением, но безуспешно. Восьмитысячный отряд, состоящий из убыхов и шапсугов, не смог прорвать оборону крепости.

Лето 1845 г. отличалось все нарастающей военной активностью горцев. Пытаясь дать понять русскому командованию, что они не уступят своих земель, убыхи и их союзники систематически совершали набеги на Кавказскую линию и на укрепления, расположенные на Черноморской береговой линии.

Знаменитый убыхский предводитель Исмаил Хаджи Берзек заявил своему народу, «что сбреет бороду и наденет женское платье, если пропустит хотя одного русского в свою землю».

В 40-х гг. XIX в. освободительная война на Северо-Западном Кавказе приобретает совершенно новый характер. Следует это связывать, прежде всего, с пониманием горцами необходимости создания своей государственности и выработки определенной идеологии в борьбе за свою независимость. Напрямую с этим связано появление в Западной Черкесии имамов Шамиля - Хаджи-Магомета, Сулеймана-Эфенди и Мухаммеда-Амина.

Следует отметить, что вопросы, связанные с деятельностью наибов Шамиля, не нашли достаточно полного освещения в отечественной историографии.

Достаточно скудные сведения о пребывании наибов на Северо-Западном Кавказе содержатся в трудах дореволюционных авторов -Н. Ф. Дубровина, Ф. А. Щербины, Е. Д. Фелицына и других.

Более серьезные исследования по истории мюридизма и деятельности наибов Шамиля осуществил А. Д. Панеш. Также большой интерес представляет работа, опубликованная в 1938 г. историком адыгского зарубежья Ш. Хавжоко и посвященная деятельности на территории Западного Кавказа наиба Шамиля Магомет-Амина. Современные кавказоведы попытались дать более подробную оценку сущности мюридизма. Известный историк М. М. Блиев, определяя роль мюридизма в борьбе горцев Северо-Западного Кавказа, подвергает критике деятельность наибов Шамиля в этом регионе. А. Ю. Чирг, исследовавший вопросы общественно-политического строя адыгов, дает ценные сведения о сущности мюридизма и степени влияния его на те общественно-политические преобразования, которые имели место на Северо-Западном Кавказе.

Таким образом, определенный подъем освободительного движения на Северо-Западном Кавказе многие авторы связывают с деятельностью наибов Шамиля: Хаджи-Мухаммеда, Сулеймана-Эфен-ди и Мухаммеда-Амина.

Хаджи-Мухаммед появился у черкесов в 1842 г. Обосновавшись среди абадзехов, наиб развил бурную деятельность по распространению среди них основ шариата. Он организует регулярные отряды муртазеков (дословно «нанятые для несения военной службы», «конные бойцы»). Муртазеки, по замыслу Хаджи-Мухаммеда, должны были составить ядро постоянной черкесской армии, способной вести активные военные действия против русской армии. Командующий Отдельным Кавказским корпусом Воронцов писал: «Учреждение муртазеков между черкесскими племенами действительно может иметь невыгодные для нас последствия».

В начале 1845 г. первый наиб Шамиля скончался. К абадзехам прибыл наиб Сулейман-Эфенди. Он привез им послание от самого Шамиля, в котором содержался призыв к объединению для борьбы за свою независимость. Сулейман-Эфенди учредил в землях абадзехов и других горских народов мехкеме (орган управления) и начал формирование нового отряда муртазеков. Большое внимание наиб Шамиля уделял недопущению контактов населения с русскими и насаждению, хотя не всегда успешно, основ ислама.

«Присутствие среди черкесов двух предшественников Мухаммед-Амина не осталось бесследным, - писал Ф. Щербина, - абадзе-хи, как и другие демократические племена, успели уяснить себе и усвоить основные идеи учения Шамиля - объединение народа на началах равноправия и необходимость общенародной организации для защиты черкесских народностей».

Таким образом, совершенно определенно понятны основные задачи, стоявшие перед имамами Шамиля, развернувшими свою деятельность на территории Северо-Западного Кавказа, - объединение разрозненных сил горцев этой части Кавказа для борьбы за свою независимость. Для претворения их в жизнь необходимо было, прежде всего, проведение целого ряда общественно-политических преобразований в Черкесии.

"Убыхи - ушедшие во имя свободы"
М. Г. Хафизова
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)