Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Еще раз о казаках - Историческое знание должно быть грамотным и ответственным

Еще раз о казаках - Историческое знание должно быть грамотным и ответственным

Еще раз о казаках - Историческое знание должно быть грамотным и ответственным
История
zara
Фото: Адыги.RU
04:05, 24 февраль 2020
7 160
0
Колониальный грабеж всегда и везде начинался одинаково, с последовательной закономерностью. Испанцы грабили золото инков и ацтеков. Русские первооткрыватели Сибири сразу стали отнимать у коренного населения «мягкую рухлядь». Посланец Ермака к Ивану Грозному -казак Иван Кольцо привез царю прекрасные меха, явно не добытые им самим или его товарищами на охоте. А что же можно было взять у туземцев Кавказа? Их главным богатством была земля. Занимаемые ими территории имели стратегическое значение в тогдашних политических расчетах империи. Они представляли немалую ценность так же, как фактор экономической колонизации обширного района. И царский режим остался верным в своей поработительской сущности: на Северном Кавказе он создал для инородцев не только ничуть не лучшие условия, чем те, которые были у инородцев Сибири, а обрек
Колониальный грабеж всегда и везде начинался одинаково, с последовательной закономерностью. Испанцы грабили золото инков и ацтеков. Русские первооткрыватели Сибири сразу стали отнимать у коренного населения «мягкую рухлядь». Посланец Ермака к Ивану Грозному -казак Иван Кольцо привез царю прекрасные меха, явно не добытые им самим или его товарищами на охоте. А что же можно было взять у туземцев Кавказа? Их главным богатством была земля. Занимаемые ими территории имели стратегическое значение в тогдашних политических расчетах империи. Они представляли немалую ценность так же, как фактор экономической колонизации обширного района. И царский режим остался верным в своей поработительской сущности: на Северном Кавказе он создал для инородцев не только ничуть не лучшие условия, чем те, которые были у инородцев Сибири, а обрек покоренное силой оружия местное нерусское население на тяготы, неизмеримо большие, чем испытывали их товарищи по несчастью за Уральским хребтом.

Наши оппоненты придерживаются диаметрально противоположного мнения. «...Адыгские аулы, - утверждают они, - получили в общинно-надельное пользование больше земли на один двор (семыо), чем имели ее в то время крестьяне-общинники Европейской России»1. Выходит, царизм в ущерб собственным интересам организовал этакий рай для аборигенов. Но это очередная ложь.

Документы кавказского наместничества, которые могли бы пролить свет на не столь отдаленное прошлое, хранятся в Тбилиси и давно уже стали для российских исследователей практически недоступными. Известно, что центральным архивом России велись переговоры с грузинской стороной о передаче российской фондов наместничества в обмен на древние грузинские документальные раритеты, имеющиеся в Москве. Но пока обстоятельнее ознакомиться с материалами о начале российского освоения Кавказа возможности не имеется. Сегодня мы можем обратиться, например, главным образом к отчетным документам, сохранившимся в личных фондах императоров Николая I, Александра II, Александра III, Николая П. Нужно учитывать их особенности: царям сообщалось самое главное, без деталей, особенно когда они могли резать ухо, быть неприглядными. Во-вторых, авторы докладов старались подчеркнуть положительное значение, благотворность высочайшей политики, даже если таковой в действительности не было.

Из «Всеподданейшей записки Главноначальствующе-го гражданской частью на Кавказе. 1882-1890 гг. Тифлис» от 1 февраля 1890 года: еще в 1847 году было установлено положением «о взаимных отношениях... землевладельцев и поселян» - «наделить поселян 5-десятинной пропорцией земли на каждую мужского пола душу»1. Неизвестно, было ли это условие выполнено. Вероятнее всего - нет. Казак имел право на «душу мужского пола» по 30 десятин, но фактическая норма, например на Кубани, была значительно ниже - в два и даже в три раза. Общую картину распределения земель в империи позволяет представить «Статистика землевладения. 1905 г. Свод данных по 50 губерниям европейской России» (СПб., 1907). В этом издании на странице 128 сказано: в среднем на один двор крестьяне бывшие владельческие (т. е. крепостные) имели 6,7 десятины, бывшие государственные - 12,5 десятины, бывшие удельные - 9,5 десятины. По 50 губерниям на 170 466 крестьянских общин (без казаков), объединявших 11 998 705 дворов, приходилось 12 219 740 десятин земли - по 10,2 десятины на один двор. С какого потолка наши оппоненты взяли, что в адыгских аулах земли на один двор имелось больше, чем у русских крестьян?

Из «Из Всеподданнейшего отчета наместника на Кавказе о деятельности наместничества за время с 1855-го по 1880 год» раздела V «Поземельная реформа»: «В шестидесятых годах производилось последовательное осуществление планов поземельного устройства туземных горских племен плоскостных частей Терской и Кубанской областей, где поземельное владение вследствие военных обстоятельств и водворения в крае русских поселений представлялось также чрезвычайно сбивчивым и неравномерным. В настоящее время все предложения по сему делу давно выполнены и в обеих названных областях произведена съемка и размежевание всего 6 миллионов десятин, с распределением их между казаками Кубанского и Терского войска, а равно между населением Кабардинского, Осетинского, Ингушского, Чеченского и Кумыкского племен Терской и горским населением Кубанской области. Начиная с 1872 года произведены довольно значительные межевые работы по поземельному наделу казачьих поселений... на основании Высочайше утвержденного Вашим Величеством Положения о поземельном устройстве в казачьих войсках»1.

То есть главное внимание уделялось наделению землей казаков. Они не могли быть уравнены (как утверждает официальная бумага) с горцами: «Высочайше утвержденного» Положения о норме земельных владений для завоеванных народов, понятно, никогда составлено не было. Земли не хватало даже казакам. В сентябре 1898 года казаки кубанской станицы Баракаевской, расположенной в Закубанье, обратились с письмом-жалобой к Николаю II, в котором, напоминали, что в Баракаевскую переселились «наши отцы» (в период захвата адыгских земель. - И. К.) в 1862 году. Станичники бедствовали. Их земли были малоценны. Правда, имелось 10 600 десятин леса. Его рубили на дрова, которые «продаем или меняем на хлеб ...для пропитания себя и своих семейств». За вывозимые дрова с них взимали плату: 3 копейки за воз дров да за проезд по мостам - 6 копеек. Казаки вынуждены были влазить в долги - задолжали более тысячи рублей. Они просили «об отводе нам в равнинной местности земли, удобной для хлебопашества, вместо нашей гористой, а если сего невозможно, то избавления нас от лесной поденной платы»2. Дефицит земель для казаков тогда ощущался повсеместно на Кубани. И нет оснований считать, что власти особо пеклись о кавказских инородцах.


И.Я. Куценко: "Еще раз о казаках - Историческое знание должно быть грамотным и ответственным"
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)