Статьи / История / 29 апрель 2019

РЕСПУБЛИКА АДЫГЕЯ: ПОЛИТИКО-ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

В 1998–1999 гг., под самый занавес тысячелетия, в новейшей истории адыгов и всего Кавказа произошло событие беспрецедентное — целая община адыгов из охваченного войной югославского края Косово при прямой поддержке правительства Российской Федерации репатриировалась в Адыгею. Борис Николаевич Ельцин в 1994 г. продемонстрировал всему цивилизованному мировому сообществу свою приверженность гуманистическим идеалам. В его «Обращении к народам Кавказа» сказано: «Эхо Кавказской войны, которой были принесены большие человеческие жертвы и материальные потери, до сих пор болью отзывается в сердцах многих россиян. Пусть земля будет пухом тем, кто пал на поле боя, потерял жизнь от жестокости войны и тем, кто, будучи вынужденным покинуть Отчизну, умер на чужбине, испытав горечь утраты Родины. В настоящее время, когда Россия строит правовое государство и признает приоритет общечеловеческих ценностей, появляется возможность объективной трактовки событий Кавказской войны, как мужественной борьбы народов Кавказа не только за выживание на своей родной земле, но и за сохранение самобытной культуры, лучших черт национального характера. Проблемы, доставшиеся нам в наследство от Кавказской войны, и, в частности, возвращение потомков кавказских переселенцев на историческую родину, должны решаться на международном уровне путем переговоров с участием всех заинтересованных сторон». Это оказались не пустые слова. Президент Российской Федерации понял всю трагичность ситуации, в которой оказались наши соотечественники, и подтвердил, что является лидером, способном на живое человеческое сопереживание судьбам людей. Современная российская власть тем самым продемонстрировала свою открытость, готовность к диалогу с каждой из культур многонациональной России. Да, Москва борется с инсургентами и применяет в их отношении суровые меры. И это нормально: любое государство не смирится с вызовом сепаратизма. Но ровно тот же истэблишмент показал свою приверженность общечеловеческим ценностям. Вспомним, что немногочисленная община македонских абхазов в 1925 г. буквально просилась в Советский Союз, но этим несчастным изгнанникам, раннее подвергшимся террору в Турции, было отказано в праве репатриации.
В отношении российского государства к адыгам действительно что-то и очень существенно изменилось в благоприятную сторону. Какие результаты даст русско-адыгский синтез в новых условиях и каково будущее адыгов в России? Сегодня, после успешного завершения косовской эпопеи, хочется верить только в самый мирный и дающий процветание сценарий. Состояние разделенной нации — основной фактор политической жизни адыгов. В этом плане знаковым документом является Постановление Правительства РФ от 3 июля 1998 г. №690 «О неотложных мерах государственной поддержки переселения адыгов (черкесов) из Автономного края Косово (Союзная Республика Югославия) в Республику Адыгея». Далеко не только адыги (черкесы) живо откликнулись на ту беду, в которой очутились югославские адыги (черкесы). Принц Али, сын покойного короля Иордании Хусейна, глава МЧС С.К. Шойгу, министр иностранных дел Е.М. Примаков, председатель правительства РФ С.В. Кириенко, российские и сербские дипломаты, и многие другие. А ведь у каждого свои заботы, свои тревоги, свои национальные и конфессиональные предпочтения. И каждый преодолел в себе какое-то чувство, и протянул открытую ладонь.
Современный Северный Кавказ — неотъемлемая часть полиэтничного российского государства, но в то же время народы региона демонстрируют высокую степень политической дееспособности. Понимание этой главной тенденции в новейшей истории Северного Кавказа не противоречит стремлению к усилению власти федеральных институтов. Реальный политический процесс на Северо-Западном Кавказе характеризуется приобретением адыгским этносом РА статуса выразителя общеадыгских интересов в российском и международном масштабе. Абсолютное большинство черкесской диаспоры — выходцы из Адыгеи. Степень влияния адыгейских общин на политику и культуру основных стран проживания — Турции, Сирии, Иордании — заметна настолько, что становится предметом анализа иностранных наблюдателей. Появление Иордании на политической карте мира стало возможным, как это отмечают израильские аналитики, ввиду военно-политического преобладания адыгской общины, основавшей Амман и выступившей на стороне короля Абдуллаха.
Сегодня мы видим, что именно Майкоп стал основным центром притяжения адыгской-черкесской диаспоры. Представляется перспективным, с учетом этого обстоятельства, заключить особое по форме соглашение между органами государственной власти РФ и МЧА. Инициатива сотрудничества с МЧА и, в отдельности, с адыгскими общинами Анкары, Стамбула, Дамаска, Аммана, могла бы исходить от руководства России. Тем более, что адыги (черкесы) зарубежья с большой симпатией относятся к России и русским. Москва может создать этот диалог, полезный для обеих сторон, именно в Майкопе. Признание столицы Адыгеи в качестве центра консультаций и примиренческих встреч придаст новый импульс в развитии русско-адыгских отношений. Напомним здесь, что Адыгея территориально оторвана от остальных северокавказских республик. За все «смутное» десятилетие постсоветского существования, Майкоп и адыгейская община не поссорились ни с кем. Майкоп устраивает всех: и российские края, и национально-региональные элиты, и казачьи организации, и умеренных мусульман. У Майкопа идеальные отношения с Краснодаром. Руководство республики выступило инициатором интеграционного процесса на Северо-Западном Кавказе, результатом чего стала Межпарламентская Ассоциация РА, КЧР и КБР. Геостратегическое положение Майкопа исключительно характеризуется тем обстоятельством, что в горах, составляющих 2/3 территории республики, нет ни одного адыгейского населенного пункта, а значит нет повстанческой базы. Это означает, что даже в самой отдаленной перспективе Майкоп не будет угрожать целостности государства. Это прекрасно осознают и те «аналитики», которые с начала 90-х не устают пугать народ «черкесской угрозой» или «Великой Черкесией». То обстоятельство, что именно западные адыги (черкесы) — натухайцы, шапсуги, абадзехи, темиргоевцы и другие — больше всех пострадали в Кавказской войне XIX века и оказали наиболее ожесточенное и продолжительное сопротивление Российской империи, в наши дни воспринимается как предмет национальной гордости, как тема для разговора у камина, но абсолютно не как злободневная и всех живо занимающая проблема. Здесь самое важное: 60–70% адыгейского населения РА — бжедуги, а они не были депортированы в Османскую Турцию, так как их элита была ориентирована на Россию. И, в более общем плане, можно сказать, что все современные адыгейцы, как правило, потомки тех, кто был связан с русскоориентированной элитой Черкесии.
Из всех северокавказцев адыги (черкесы) РА руссифицированы в наибольшей степени. При Сталине они не были репрессированы. Они не обижены и не обозлены, как карачаевцы, балкарцы, ингуши, чеченцы. Они ничего не просят и не требуют от федерального центра. Они лишены государственных амбиций. Адыгская часть управленческого класса РА не шовинистична, т.е. не разделяет взглядов панчеркесизма (само это направление — не более, чем экзотика в общем спектре адыгских идеологемм). В проекте договора с федеральным центром, подготовленного в аппарате президента РА, нет даже намека на желание поставить себя в особые, привилегированные условия. Статья 1: «Отношения между органами государственной власти РФ и органами государственной власти РА строятся на принципах разграничения предметов ведения и взаимном делегировании полномочий». Нет никаких заявлений в том роде, что РА самостоятельное государство, суверенное и т.п. И это в тексте который писали адыги (черкесы)-мусульмане по указанию президента РА. Совершенно скромный договор Центр-РА так и не был подписан. Зато Центр подписал договор с РСО-Аланией, первая статья которого гласит: «Северная Осетия-Алания является республикой (государством) в составе РФ. РСО-Алания обладает всей полнотой государственной власти на своей территории. Территория и статус ¬РСО¬¬-А. не могут быть изменены без ее согласия». И это заявили самые большие приверженцы России на Кавказе (как они сами себя называют). Как видим, чем напористей регионально-этническая элита, тем больше ей позволено.
Малый народ — в нашем случае адыгейцы — имперский по своей ментальности. Адыгейцы страшатся развала России в виду малой численности и дисперсного расселения: при тотальной гражданской войне 100-тысячный этнос, тем более формально мусульманский и живущий на богатейших землях, может сгинуть в одночасье. Свое выживание и прогресс в этом мире адыгейцы связывают только с Российским государством; они осознанно хотят жить в нем и служить ему. В советский период адыгейцы оказались самой коммунизированной общностью. Быть верными той стране, в которой они живут, основной принцип политической культуры адыгов.
Республике Адыгея — 10 лет. Это были очень непростые годы. Сегодня, по прошествии значительного периода, мы можем с уверенностью сказать, что образование республики позволило урегулировать противоречивые, подчас взрывоопасные, процессы в обществе, позволило осуществлять политический и культурный диалог между различными этноконфессиональными группами. Прошел проверку временем и институт президентства. В условиях мультиэтничного общества, тем более в период, когда вся огромная Россия подвергается структурной трансформации, пытается найти свое достойное направление в миросистемной эволюции, сильная президентская власть действительно необходима в каждом из северокавказских субъектов федерации. Высшее федеральное руководство было готово уступить Абхазию Грузии лишь только потому, что Сталин включил эту древнюю самобытную страну в Грузинскую ССР.
Еще не раз, к сожалению, рядом с Адыгеей возникали острые политические конфликты, грозившие затронуть адыгский мир. Были такие моменты и в Кабарде, и в Черкесии. Неделями жители нашей республики не отходили от телевизоров, смотря каждый выпуск новостей. Как не вспомнить здесь Юрия Хамзатовича Калмыкова — великого сына черкесского народа, сделавшего так много на посту президента МЧА. Нашим лидерам достало мудрости и долготерпения. Они провели свой народ, минуя рифы национальной и религиозной нетерпимости.
Взаимопонимание, которое достигнуто в нашей республике, многим теперь кажется случайностью, вещью само собой разумеющейся. Но это далеко не так: люди десятилетиями привыкали жить в ситуации русско-адыгского синтеза. Адыгская речь для русского человека, родившегося или давно живущего в Адыгее хотя, как правило, и не понятна, но уже не чужая. Только одно это ощущение возникает годами общения, дружбы. Привычка сосуществовать — этот тот ценнейший капитал, который достался РА от советской эпохи. Нельзя забывать, что адыги (черкесы) и русские совместно пережили глобальные социальные потрясения XX века. Но все это было в большинстве тех регионов Советского Союза, где в 90-е годы пролилась кровь. В том то и дело, что необходима каждодневная работа многих людей и, в первую очередь, первого лица в республике для поддержания цивилизованного диалога, сохранения атмосферы толерантности.
В многонациональной республике простой арифметический паритет невозможен. Политическая система формируется и функционирует по принципиально иным правилам. Замещение должностей, начиная с муниципального уровня и вплоть до правительства и парламента, по этническому признаку приведет республику к полнейшему экономическому и политическому краху. Есть большое число сфер жизнедеятельности, в которых северокавказцы были исторически не задействованы и не имеют профессиональных кадров. Мы должны стремиться к другому: к созданию атмосферы доверия, к меж¬этническому диалогу. Жить и развиваться в обстановке бесконечных интриг, подозрений и взаимных претензий не просто очень тяжело, но и неприемлемо. Это вызовет отток из республики подавляющего большинства представителей бизнес-элиты, интеллигенции. Русские люди, которые всегда играют роль стабилизирующего фактора, будут вынуждены покинуть родные места, что еще более осложнит ситуацию.
Национализм никогда не основывается на трезвом анализе культуры народа — тем более, окружающих народов. Он не учитывает опыта самостоятельной государственной жизни в прошлом. Каждый рисует свое прошлое в исключительно пафосных тонах, вычеркивая из коллективной памяти вековые периоды забвения, унижения, угнетения. Стремление построить моноэтничное государство глубоко ущербно и всегда оборачивается нестабильностью, кровью. Более того, такое государство в пространстве СНГ может существовать только ценой дикого ущемления прав меньшинств. Здесь достаточно указать на тяжелое положение русских в Казахстане, Эстонии, др. странах.



[b] © Адыги.RU[/b]
по материалам: © Адыги.RU[/b]
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия
Спорт Бизнес

«    Декабрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
x